
Школа и современность в изобразительном искусстве - тема не новая, всегда актуальная и достаточно уязвимая в отдельных своих аспектах. С одной стороны, как отмечали участники семинара, организованной кафедрой живописи и композиции Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, искусство - это поиск для реализации духовных возможностей человека, его самовыражения.
А из второго - путь осознать себя частицей Вселенной, попытка увидеть и осмыслить мир в его целостности и красоте, где личность выступает не в качестве пылинки космоса, а его действенной составляющей, которая мыслит, создает, проникает в глубины сознания, чтобы понять смысл жизни и сделать его лучшим, более гуманным.
Изобразительное искусство, в частности, - один из самых весомых инструментов достижения этой цели. Как же сделать так, чтобы украинская школа искусства, которая имеет неопровержимые достижения, и за рубежом в том числе, не поддалась внутреннему кризису, что как в мире, так и у нас посягает на поглощение культурной среды? Как уберечь свои наследственные традиции, как организовать дальнейшее развитие школы в новых общественных условиях, чтобы она по праву была духовным источником связи поколений, готовила к большому творчеству следующие генерации украинских художников? И при этом двигаться вперед в цивилизационном контексте развития человечества вообще. Тем больше, что вузовская наука все чаще и предметнее обсуждает возможность приобщения к канонам Болонской системы обучения. Какое место здесь могут занять творческие вузы, в частности и украинские? И где и ниша в этом процессе, который отвечает заданиям и потребностям именно Национальной академии изобразительного искусства?
Участники семинара констатировали, что система подготовки творческой молодежи, которая складывалась в прошлом, имеет свои преимущества. И с этим надо считаться. Талантливых детей лелеяли еще с садиков, потом они учились в специализированных школах, которые есть почти в каждом районе и поныне, впоследствии - в художественных училищах, а дальше – в вузах. Здесь и в настоящее время работает уникальный состав учитилей, среди которых - известные художники, которые своим творчеством прославили Украину.
Кстати, показательно, что ни один из докладчиков не коснулся темы оплаты труда педагогов, хотя она, по меркам той же таки Болонской системы, просто жалкая. Здесь менее всего видится показной альтруизм, напротив, - полная увлеченность своей деятельностью, активное желание передать знание и опыт своим подопечным. А они, к слову, густо заполонили зал, сидели и стояли на фоне экспозиции картин, созданных выпускниками предыдущих лет. Много из этих имен уже стали золотой страницей национальной культуры. А их полотна наглядно подтверждают нетленность достижений украинской школы, развить и превзойти которые этой молодежи как раз и положено.
Шла речь и о том, что молодость, кураж, желание постоянно что-то открывать и изменять могут привести к деструктивизму, отрицание достижений, а следовательно - к неверию. Юным зухвальцям часто кажется, что у старшего поколения уже ничего научиться, что их груз лет уже в прошлом. Да, молодость, отрицания авторитетов могут много создать. Но нужны десятки лет учебы, опыта, чтобы создавать по-новому и талантливо. Поэтому не спешим отбрасывать багаж прошлого. Глубже им овладеем. И пойдем дальше с большим производительным приобретением, что его дают наставники.
Мечтая вслух о новых горизонтах, художники-педагоги рассуждали о том, что время таки действительно не признает скептицизма, застывшего формы. Энергия коллективного «я» способна духовно превращать деятельность отдельного человека, предоставлять обществу новых импульсов, укреплять в каждом позитивное начало. Николай Михайлюк, Николай Стороженко, Феодосий Гуменюк, Алексей Васильев, Остап Ковальчук и другие говорили о духовности, таланте и вдохновении, собственно, о том, что человеку нужны небо и звезды, связь сознания с высшим началом. «Мое» должно быть тесно связано с коллективным, государственным. Бог, талант, добро, неусыпный труд - такие постулаты превалируют в каждой творческой мастерской академии. Художники академии замечали: оттенок, цвет нынешнего дня - неповторимый. Завтра он может стать уже неуловимым, никогда не повторится. Его тональность, окрашенность наполнятся новым звучанием, новыми солнечными отблесками. Так бывает и с оркестром или с голосом певца: одну и ту самую партию или произведение они выполняют, трактуют по-разному - по-своему. Поэтому зачем преждевременно стареть? Зачем думать, что некуда идти дальше? Академическая школа только входит в третье тысячелетие. Ей так нужны молодое рвение, энергия!
А каждый такой искренний обмен мыслями закладывает новую ступеньку к становлению и развитию следующих школ, течений.
Модератором разговора был наш выдающийся художник Василий Гурин. В его остротах, импровизациях каждый раз кризнили музыкальные сравнения, аналогии, что предоставляло этому семинару особенной яркости, неповторимости. Звучала музыка.