
В мире искусства существуют случаи ужасных потерь величайших произведений, из за халатного обращения к ним. Многие из них пострадали, или были уничтожены по причине небрежного хранения.
После произошедшего несчастного случая на выставке в Королевской академии художеств, где ценнейшую работу британской художницы Трейси Эмин невиданным случайным образом разбили вдребезги, возник вопрос о собрании сведений о подобных досадных инцидентах.
“Тайная вечеря”. Леонардо да Винчи
Фреска “Тайная вечеря” была создана в 1495—1497 гг. в миланском монастыре Санта Мария делла Грацие.
Всего через несколько лет фреска начала осыпаться, как считается — вследствие использования смешанной техники — масла и темперы. В 1517 г. фреска была уже в катастрофическом состоянии, а через полвека была объявлена “непоправимо испорченной”.
Ее занавесили тканью. Драпировка накапливала влагу, и когда ее снимали, она поцарапала и без того хрупкий красочный слой. Предпринимались неоднократные попытки отреставрировать фреску, последняя реставрация продолжалась 21 год.
Фрески в Падуе. Андреа Мантенья
В 1944 г. воздушная авиация антигитлеровской коалиции бомбила промышленные центры в Италии. Возвращаясь на базу, некий пилот сбросил бомбы на Падую. Одна из них попала в церковь Дельи Эремитани и уничтожила фрески, созданные Андреа Мантенья в XV веке.
“Ваза с пятью подсолнухами”. Винсент Ван Гог
В 1920 г. картину привезли в Японию, где ее купил Коята Ямамото. Она хранилась в банковском сейфе. Но в 1945 г., во время налета американской авиации, сгорела.
Эскиз к “Окруженным островам”. Кристо и Жанна-Клод
В начале 1980-х годов болгарский художник Владимиров Жавачефф Кристо, его соавтор и жена Жанна-Клод Денат де Гиллебон превратили 11 островов у побережья Майами в живописные холсты: они окружили маленькие острова подобием кораллового рифа из розового полипропиленового материала. Но один из эскизов этой работы значительно пострадал во время транспортировки: автопогрузчик проехался прямо по произведению.
“Дом”. Рейчел Уайтрид
В октябре 1993 г. Рейчел Уайтрид изготовила из бетона скульптуру, изображающую викторианский жилой дом, и установила ее на Гроув Роуд в Ист-Энде, рабочем районе Лондона. Произведение было удостоено премии Тернера, газета “The Independent” назвала его “одной из самых поразительных и оригинальных по замыслу скульптур, созданных в Англии”.
Но улица, на которой стоял “Дом” Уайтрид, подлежала реконструкции. В течение года скульптуру пытались спасти. Однако никакие заслуженные премии не помогли — по решению муниципального совета “Дом” демонтировали в январе 1994 г.
“Сон”. Пабло Пикассо
В 1997 г. игорный магнат Стив Уинн, владелец нескольких казино в Лас-Вегасе, купил картину Пикассо “Сон” (1932 г.) за $48,4 млн. На полотне изображена любовница художника Мари-Тереза Уолтер. В 2006 г. Уинн договорился продать “Сон” за $139 млн.
Напоследок он решил продемонстрировать “Сон” своим друзьям и нечаянно задел полотно локтем… И в центре картины появилась дыра. Сделка сорвалась, а Уинн предъявил иск лондонской страховой компании Lloyd's за отказ выплатить ему страховку за обесцененное полотно.
В своем ходатайстве Уинн требовал от страховой компании выплатить ему $54 млн — разницу между ценой, за которую он собирался продать картину ($139 млн), и ее стоимостью после повреждения.
“Раскрась по номерам”. Дэмиен Херст
В 2001 г. Дэмиен Херст, чьи произведения занимают верхние строчки в рейтингах “Самые дорогие произведения современных художников”, для вернисажа создал инсталляцию из пустых пивных бутылок, переполненных окурками пепельниц и банок с краской.
Тем самым он хотел воссоздать богемный интерьер мастерской художника. После выставки уборщицы выкинули произведение в мусорный контейнер. К счастью, его успели оттуда извлечь. Господин Херст нашел случившееся “крайне забавным”.
“Воссоздание первой публичной демонстрации саморазрушающегося искусства”. Густав Метцгер
Но не только произведение Херста попало в мусорный бак. В 2004 г. уборщица знаменитой британской галереи Tate приняла за мусор и выбросила экспонат, изготовленный из картона и бумаги и завернутый в полиэтиленовый прозрачный пакет.
Это была работа Густава Мецгера, которая гордо называлась “Первая общественная демонстрация автодеструктивного искусства”. В отличие от Херста, Метцгеру не повезло — его работу среди мусора найти не удалось. И 78-летнему художнику пришлось срочно создавать замену погибшему экспонату. А галерея выплатили ему компенсацию за моральное потрясение, сумма которой не разглашается.
“Барельеф без названия”. Крейг Кауфман
В 2006 г. работу Крейга Кауфмана одолжили парижскому Центру современного искусства им.Жоржа Помпиду на выставку “Лос-Анджелес 1955-1985 гг.: Рождение художественной столицы”.
Две американские работы пострадали: произведение Питера Александера упало на “Барельеф без названия”, который до этого пережил два землетрясения в Лос-Анджелесе.
Ваза династии Цин
В 2006 г. в кембриджском музее Фицуильяма произошел курьезный случай. Незадачливый посетитель не заметил, что у него развязались шнурки, споткнулся и упал на старинные китайские вазы эпохи династии Цин.
Одна из них весила 45 кг! Фарфор династии Цин, правившей страной с XVII века, был одним из ценнейших экспонатов музея. Директор музея Дункан Робинсон, комментируя происшествие, заявил, что это его ночной кошмар, ставший явью.
Уборка длилась два с половиной дня, поскольку нужно было собрать и сохранить все осколки ваз до мельчайшей крошки. А на реставрацию ушло полгода. Бедолагу посетителя арестовали, но затем освободили. Вазы же опять “вернулись” в музей.
“Криминальное чтиво”. Бэнкси
Британский художник, работающий под псевдонимом Бэнкси, нарисовал на стене электроподстанции лондонского Ист-Энда граффити “Криминальное чтиво”. На ней Самюэль Джексон и Джон Траволта вместо пистолетов держали бананы.
Картина считалась одной из самых известных работ художника граффити и оценивалась в $500 тыс. Но в 2006 г. — как уже, наверное, заметили читатели, в год особенно несчастливый для произведений искусства, граффити закрасили рабочие транспортного управления.
В ответ на претензии представители транспортного управления заявили, что их рабочие — профессиональные чистильщики, а не искусствоведы. В то же время один из критиков заметил, что эта история только повысит котировку Бэнкси, и действительно, вскоре его работа “Космическая девушка и птица” была продана за $570 тыс. — вдесятеро дороже, чем предполагалось.
К слову, произведения Бэнкси невероятно популярны среди звезд. К числу поклонников его искусства относится Джуд Лоу, а Брэд Питт и Анджелина Джоли на произведения Бэнкси уже потратили $2 млн.