
Национальный художественный музей Украины представляет выставку Анатолия Мельника "Мамайчуки. Взгляд вне времени". Открытие выставки прошло 28 сентября.
Новый проект Анатолия Мельника «Мамайчуки. Взгляд вне времени» представит свыше 50 работ художника, созданных в период с 2007 по 2012 года.
"Тема выставки Анатолия Мельника - это странное «украинское пространство», творчески открытое еще Иваном Котляревским, Николаем Гоголем, Остапом Вишнею, где фантастическое неотъемлемое от реального, в пейзаже пересекаются социальное и естественное, а безудержная открытость сочетается с иронией и юмором.
К теме «Казака Мамая» А.Мельник обратился в начале 2000-х, однако если первые картины были в большинстве лирико-ироничными, то в новом цикле «Мамайчуки» художник удается к острой сатире, насыщая традиционные образы полностью современными аллюзиями. От «Мамаев» до « Мамайчукив» пролегает взгляд художника. В свой гротесково- сатирический способ он анализирует неоднозначность традиций, условность исторических стереотипов. Художник уверен - смех, юмор, способность посмеяться над собой является признаком свободы, залогом жизненной силы и общественной перспективы.
Неслучайно главным героем его произведений стал славный «Казак Мамай», который, как считают исследователи, олицетворяет «отполированную веками думу народа о своей сущности». Легендарный рыцарь заколдованных барокковых суток, он не только отобразил черты украинского характера, но и зафиксировал виденье народом самого себя, где героизация и поэтичность объединились с юмором и самоиронией. Возможно, именно «Казак Мамай», который с веками превратился в многозначный метасюжет украинского искусства, отбил не только определенный национальный идеал, но и ту мощную «культуру смеха», что полнее всего свидетельствует о жизненной силе и энергии народа.
Анатолий Мельник, проводя своего персонажа сквозь разные обстоятельства и ситуации, создает свою версию традиционного мифа, где естественное и историческое тесно переплелись между собой.
Важное место на выставке принадлежит и украинским пейзажам, которые несут в себе отзвуки легендарного прошлого. Так в творчестве художника пересекаются «миф истории» и «миф географии», магия украинской природы и незабываемые легенды. Всматриваясь в окружающий мир, рассуждая над его чудесами и парадоксами, художник воспринимает его не созерцательно отстраненно, а чувственно и эмоционально, часто отождествляя себя с тем, которое изображает. Ведь рисуя поля подсолнухов под солнцем, Карпатские ущелья и «Мамаев», что запутали на историческом перепутье, он так или иначе рассказывает о самом себе, о том, что ему болит и волнует, о том, которое дает радость и полноту жизни».