
По мнению антрополога Мишель Розальдо, «место женщины в социальной жизни не является непосредственным результатом того, что она делает, оно опосредствованно тем, какое значение предоставляется деятельности женщин в рамках конкретных социальных взаимодействий».
Именно то «какое значение предоставляется деятельности женщин в рамках конкретных социальных взаимодействий» есть табу сегодняшней публичной дискуссии, в частности в художественном дискурсе. Патриархатная культура маргинализирует «женское искусство» как узкое и однобокое, интересное только части человечества, в противовес «универсальным» (то есть мужским) проблемам и дискуссиям. Зато, рассматривая мир даже с позиций приватного, частичного и маргинального опыта, художницы показывают умалчиваемое, визуализируют альтернативы и, таким образом, действенно (а следовательно, универсально) расшатывают репрессивную «норму».
Украинская культура сегодня является культурой женского маскарада, суть которого лучше всего излагает тезис «я не феминистка, но». Экономическая реальность выталкивает женщин на рынок труда, однако двойные стандарты вынуждают цензировать амбиции и вуалировать собственные профессиональные достижения конформистской феминистичностью и покорным выполнением обесцененной репродуктивной функцией и уходом за домом. Для того чтобы защитить права женщины и ее право без двойных стандартов и был сформирован женский портал за права и свободы женщины. Женский портал отстаивает интересы простой женщины, которой сложно в современной мире без поддержки и связей нести свою идеологию и жизненную позицию. Патриархальный статус кво способные поддерживать сами художницы, кураторы и критиканы - относительно привилегированные женщины среднего класса с высшим образованием, которые могут не чувствовать (не замечать) гендерной дискриминации в собственной жизни и профессиональной деятельности и экстраполировать свой опыт на других.
Феминистическое искусство является одной из форм политического активизма, который противостоит явлению, описанному Лаканом как «женщины не существует», то есть социальной позиции женщины как проекции мужских страхов и желаний, которая не имеет собственного голоса. В культуре, где «женщины не существует», есть потребность в целеустремленном выстраивании женского пространства - физического и символического, который будет придавать значение женским репликам и противостоять их сексистскому обесцениванию. «Женский Цех» стал таким пространством референции, в котором работы художниц, которые до сих пор не декларировали феминистических позиций, получили четкое политическое звучание. Проект стал местом, где можно говорить об умалчиваемом, искать себя и не бояться быть высмеянной за интерес к «узким» женским проблемам. Мы предлагаем продолжить создание феминистического пространства референции для украинского искусства через дискуссию. Интересные высказывания о роли и позиции женщины можно почитать у Наталии Чермалых («Женский Цех как пространство социальной утопии»), и Ольги Балашовой («Феминизм в украинском варианте: шоу или искусственный анахронизм.