Новости культуры и искусства

Искусство аэрографии

Четверг, 1 сентября 2011 г.
Просмотров: 2286

Почему по нашим дорогам разъезжает так много блеклых, серых автомобилей? Мало того, что нагоняют тоску, так еще и повышают аварийность на дорогах – ведь серый автомобиль сливается с окружающим серым пространством. Сделать автомобиль не только заметнее, но и превратить его в произведение искусства поможет аэрография.

Аэрография — это техника рисунка с использованием аэрографа (пульверизатора). Первые аэрографы появились еще в конце XIX в. Поначалу их использовали для раскраски и ретуши черно-белых снимков и создания фотореалистичных картин. Примерно с начала прошлого века, аэрограф стали применять при украшении автомобилей, скоростных локомотивов, самолетов, катеров и т.д. Однако настоящий расцвет аэрографии пришелся на Первую и особенно Вторую мировые войны. Замысловатые эмблемы воинских частей, изображенные на дверцах грузовиков, на бортах бронетранспортеров, на башнях танков и особенно на фюзеляжах самолетов стали обычным явлением. Среди летчиков-истребителей США и СССР считалось особым шиком украсить самолет оскаленной акульей пастью. Их оппоненты — пилоты люфтваффе — предпочитали украшать свою технику абстрактными фигурами и существами различной степени монстровидности.

Сразу же после войны, демобилизованные американские военные повально увлеклись хот-родингом и кастомайзингом. Это, если кто не в курсе, специфический американский тюнинг, когда серьезным переделкам подвергается старый или очень старый автомобиль. Поначалу типичными сюжетами были незатейливые языки пламени на крыльях, капоте и боковинах кузова. Однако постепенно запросы росли. А с ними и сложность работы. Спрос на новый вид декорирования оказался настолько велик, что с конца 1940-х годов как грибы после дождя стали появляться многочисленные ателье, способные изобразить на стальном холсте все что угодно.

На просторах бывшего СССР аэрография начала развиваться только в 1990-х годах. До этого эстетические изыски владельцев “Москвичей” и “Жигулей” в основном решались за счет низкокачественных наклеек кооперативов. Вроде разухабистой надписи “Turbo-Super-Sport” на капоте “Запорожца”. Как и следовало ожидать, аэрографией в первую очередь увлеклись в Москве, где нет недостатка в богатых и при этом обладающих хорошим вкусом автовладельцах. У нас же “автомобильная живопись” как явление оформилась лишь несколько лет назад. А настоящий рост наблюдается всего два-три последних года.

Аэрография имеет множество серьезных плюсов. Во-первых, что немаловажно, автомобиль становится заметным, оригинальным. Рисунок, нанесенный на него, как правило, является единственным и неповторимым (художники не любят делать копии). Во-вторых, для автоугонщика автомобиль с разрисованным капотом, крыльями, багажником и т.д. как бы и не существует. Слишком заметен. В-третьих, “воздушный рисунок”, если это действительно, произведение искусства, повышает цену автомобиля. Хотя это палка о двух концах.

Ведь часто рисунок создается под определенные вкусы и пристрастия. Не факт, что он понравится новому владельцу при перепродаже авто. Стоит помнить и о том, что аэрография — это дорогое удовольствие. В случае повреждения восстановить ее будет ненамного дешевле, чем нанести новое изображение. Кстати, именно по этой причине появился новый вид услуг — страхование рисунка.

Технология

Процесс нанесения изображения на металлическую поверхность настолько сложен, что сделать это самостоятельно почти невозможно. Разве что если потратитесь на оборудование, краски и т.д. Но в этом случае, вам, скорее всего, захочется открыть уже собственную мастерскую. Чтобы хоть вернуть обратно деньги. Почему?

Для занятия аэрографией, если делать все “от и до” и на твердую “пятерку”, потребуются дорогие качественные краски с недешевыми дополнительными компонентами, придающими краске те или иные свойства. Естественно, понадобится аэрограф, причем профессиональный. Дешевые любительские модели подойдут разве что для тренировки. Далее нужны оборудование и материалы для полировки, а также пульверизатор для лака. Не стоит также забывать, что работа с нитрокрасками и лаками — штука очень вредная. А значит, нужна дорогая маска, поскольку дешевая почти не защищает организм от тяжелого хронического отравления. По той же причине никак не обойтись и без особого помещения с отличной вытяжкой.

Во дворе или в гараже приличное качество получить невозможно. Последний, но при этом главный компонент — дорогущая покрасочная камера. Потому нет ничего странного в том, что практически все украинские автохудожники предпочитают делиться с малярами. Нередко на долю последних приходится до 50% стоимости всей работы.

Каковы расценки? Расписать машину полностью, создав некий цельный сюжет, а не обрывки оного на капоте или на “бронечехле” запасного колеса, в Украине стоит $2-2,5 тыс. К слову, в Москве за подобную работу возьмут уже 5-9 тыс. тех же денежных единиц. И это еще по-христиански. В США никто не будет с вами даже разговаривать, пока вы не предъявите чек тысяч на тридцать долларов минимум. Учтите, что речь идет отнюдь не об эксклюзивной работе. Дорого? А вы перечитайте затраты на создание автотатуировки и подумайте. Стоит также учесть, что некоторые монументальные полотна создаются неделями и даже месяцами. А художник — тоже человек. И ему, как ни странно, тоже есть хочется.

Впрочем, для тех, кто хочет быть красивым, но при этом сэкономить, существуют быстрые и дешевые варианты. Изображение наносится только на “деталь”. А именно: на капот, крыло, багажник и т.д. Стоит это $200-600 для “детали” и в 1,5-2 раза дороже для капота.

Кадры

Чтобы после лицезрения готовой работы не задаваться главными славянскими вопросами: кто виноват и что, собственно, теперь делать (и как жить дальше), следует серьезно подойти к поиску мастера. Одна из особенностей нашей нынешней жизни заключается в том, что настоящих профи, хотя бы знающих, с какой стороны подойти к автомобилю, до обидного мало. Увы и ах, но большинство начинающих молодых специалистов в области и автосервиса, и аэрографии хотят побыстрее заработать, а не научиться качественно делать свою работу. А все потому, что жить нынче стало не только лучше и веселее, но и сложней, а главное, дороже. Вот и стараются многие из начинающих аэрографов учиться за счет клиента. Понятно, что качество первых работ вполне может стать поводом для серьезного конфликта.

К тому же очень неплохо было бы разбираться в автомобилях, чувствовать металл, характер машины. Рисунок должен сливаться с кузовом, подчеркивать линии и подштамповки, а не входить с ними в дисбаланс, вызывая необъяснимый логически зрительный дискомфорт.

И наконец, последний, но крайне важный пункт — это правильно выбранное СТО, где и лак ровно положат, и полировку-матовку выполнят так, как надо. Ибо хороший маляр на Украине встречается так же редко, как и любой другой адекватный мастер. Маляр, способный хорошо рисовать аэрографом, — и вовсе существо из мифов и легенд.

Художественные идеи

Тем для аэрографии существует примерно столько же, сколько и для обыкновенного рисунка. Естественно, есть свои тенденции. В США и в Европе, к примеру, наибольший интерес автовладельцы проявляют к изображению героев мультфильмов, пейзажам, биомеханике (некое сочетание живого с механизмом) и, конечно, к традиционной графике — языки пламени, полосы, номера и т.д. Примерно то же самое любят в Японии и в Европе. С той только разницей, что жители Страны восходящего солнца обожают эротические сюжеты с привкусом мрачной мистики. Примерно такую же тематику предпочитают и в Москве. Хотя сейчас очень популярными стали изображения различных чудищ или превращение самой машины в эдакого клыкасто-царапастого монстра на колесах. Не обходится без исторических сюжетов, напоминающих о славном советском прошлом. В конце списка — китайские (японские, корейские) иероглифы на совершенно абстрактном фоне. В Украине же ввиду неразвитости данного направления в декорировании авто четкие тенденции проследить пока сложно. Однако в последние год-полтора появилась определенная мода на хищников, особенно разнокалиберных кошачьих.

Автор выражает благодарность Алексею Кудрякову и Ульяне Балан (студия Atmosphereart), а также Сергею Дашкевичу (студия Candor) за помощь в подготовке материала.

Поделитесь в соцсетях:

Оставьте комментарий! (комментарий появится после модерации)

Не регистрировать

Премодерация - комментарии проходят проверку.

Укажите email и пароль.
(Если Вы хотите зарегистрироваться Вам нужно будет подтвердить еmail.)



(обязательно)