Новости культуры и искусства

Рождественские традиции

Рубрика: История -> Человек и общество
Метки: | | |
Вторник, 10 января 2012 г.
Просмотров: 2464

рождество

Одно из самых главных религиозных событий в христианском мире – это конечно Рождество. День, когда в Вифлееме Иосиф и Мария склонились над своим новорожденным ребенком в немом удивлении.

В младенце они почувствовали свет безграничной любви... И ребенка назвали Иисусом, что в переводе с еврейского означает «спасение».

В ожидании большого праздника

По традиции в Сочельник, 6-го января, накануне Рождества Христового, за столом всегда собирались всей семьей. Поэтому в гости в этот вечер никто не ходил - ведь этот праздник считается сугубо семейным. К праздничному столу нельзя опаздывать - иначе, по поверью, будешь блуждать весь год. Сам ужин должен проходить в спокойствии и тишине, которая символизирует ожидание рождения сына Божьего.

Этот день завершает Пилиповский пост, который начинается еще 28 ноября. На стол в Сочельник обязательно подается кутя, которую называют богатой, поскольку, кроме нее, готовят еще одиннадцать постных кушаний, среди них чаще всего борщ, рыба, грибы, пироги с фасолью и капустой, картофель, узвар.

За стол садятся, когда на небе появляется первая звезда. Доброй приметой считалось увидеть ее на улице, а не из окна. В этот вечер поминают умерших, читают молитвы, потому что, за давними украинскими верованиями, души умерших близких и родных приходят в жилище на святой ужин. Поэтому раньше для них оставляли тарелки с едой, стаканы с напитками, а иногда даже застилали кровати, чтобы невидимой родне было где заночевать.

После чествования умерших хозяин вместе с семьей произносил молитву за здоровье всех, кто собрался вокруг стола. Они говорили пожелание группой и в согласии дождаться следующего Рождества. После этого начинался сам праздничный ужин. Сначала обязательно нужно было съесть несколько ложек кути, а уже потом пробовать другие кушанья. В некоторых регионах существовал обряд: прежде чем есть, голова дома должен был зачерпнуть ложкой кутю и подбросить ее к потолку. Считалось, что сколько прилипнет к ней зерен - столько молодых скотов появится в новом году. Вторая ложка определяла урожай, а третья - количество роев.

Этой волшебной ночью нельзя было спать, потому что все счастье проспишь. Под сопровождение церковных звонов люд собирался на всенощную службу, после которой, утром, опять сходились вместе. Хотя дети и молодежь в то утро уже не могли усидеть дома, ведь наступало время колядования!

Чтобы были все богатые

В настоящее время в городе, к сожалению, уже не ощутить той праздничной атмосферы Рождества, которая господствовала в Украине когда-то. По большей части 7-го января, выучив несколько колядок, дети ходят по соседям и поют, за что чаще всего получают мелкие деньги. К сожалению, это скорее дань традициям, чем настоящее удовольствие. Ранее же колядование было не просто красивым обычаем, но и веселым развлечением в украинских селах.

Дети и молодежь учили много песен, переодевались в ритуальные костюмы и разыгрывали представления на дворах крестьян. Они воспевали хозяев, желали им здоровья, счастья, щедрого урожая и достатка. И за это получали определенное вознаграждение - печенье, пирожные и конфеты. Считалось, что такие пожелания должны стать реальностью. Грех было закрываться от колядовальщиков. Это значило, что хозяева дома не признают рождения Христа и к ним скоро придет беда.

На Восточной Украине колядовать ходили с рождественской звездой, которая символизировала ту же «вифлеемскую зорю», которая известила чудесное рождение Иисуса Христа. Звезду закрепляли на высокой палке, оклеивали красочными лентами и цветной бумагой, иногда внутрь вставляли свечку, чтобы свет от зори осиял каждый двор. Вместе с ватагой колядовальщиков ходила «коза» - переодетый парень, который танцевал ритуальный танец ее «умирания» и « воскресенья», которое символизировало круговорот времени и приход Нового года. Сама «коза» символизировала плодородие, урожай, благосостояние.

Из XVII - XIX ст. во время зимних праздников на ярмарках и сельских площадях начали появляться рождественские кукольные театры. Эти путешествующие представления называли вертепами, они были характерны не только для Западной Европы, где функционировали в лоне церкви, но и для восточных славянских народов. У нас вертеп (иначе еще говорят шопка) имел тесную связь из театральной культурой. В украинских селах Западной Украины часто ходили колядовать вместе с вертепом. Это был небольшой ящик, который символизировал вифлеемскую конюшню, где родился Сын Божий. Шопку украшали цветной бумагой, разрисовывали, а внутрь ставили куклы - образы Иосифа, Марии, маленького Иисуса, чабанов и тому подобное, с помощью которых и устраивались сценки, посвященные событиям, которые происходили в день рождения Христа.

Пересечение традиций

Гадание, как и немало праздников, осталось нам в наследство от язычества. И хотя за христианскими традициями любые гадания - это грех, и все же церкви не удалось окончательно искоренить из души многих людей любопытство к своей будущей судьбе. В народе верили, что Рождественские праздники лучше всего подходят для гадания. Особенно правдивыми пророчества и виденья считались в Сочельник. Поэтому в эти дни к народным гаданиям обращались и девушки, и ребята. Например, парень, который хотел, чтобы девушка была только с ним и, чтобы чужие сваты вдруг не пришли к ней в хату, шел вечером к мельнице. Он брал три щепки из шлюзов, которые пересекали лотку, заворачивал их в тряпку и тайно втыкал под порог невесты, приговаривал: «Как эта пробка не пускает воду в лотки, так чтобы (имя девушки) не пускала сватов, кроме моих».

В свою очередь, девушки шли к полынье, раздевались и, окропившись водой, нашептывали: «Как сея вода бежит по мне, так бы за мной бегали сваты»! Другие дома расплетали косы, брали в руки хлеб и, трижды обойдя жилище, смотрели в окно, где вроде бы должна была показаться судьба. Кроме того, помыв посуду, девушки выносили его на улицу, постукивая в миски: откуда отзовется пес - туда и замуж. А еще ходили подслушивать к окнам соседей: если слышали слово «сядь» - не повезет выйти замуж, а когда «иди» - в этом году придут сваты.

Кроме молодежи ворожили и старшие люди, их преимущественно тревожило, сколько кому жить. Став между лампадкой и свечой, смотрели, или будет двойная тень, если же только одна, то это на быструю смерть. В этот день также пытались не ходить одалживать, чтобы «не попрошайничать целый год».

И все же главное, что несло и несет в себе Рождество Христово, - это не просто обычаи и традиции, это - Любовь. Любовь, которая призывает нас уважать всех, кто вокруг нас, заботиться о том, что нас окружает. Любовь, пример которую подал человечеству Иисус Христос.

***

Баня, это слово близкое нашему народу, подобрать подходящую баню не так сложно, нужно определится со своим вкусом и, конечно же, сопоставить его со здоровьем. Еще в старину наши предки, мылись в бане очищая себя не только от грязи, но и от всех плохих мыслей, она было символом душевной и телесной чистоты. Современная баня и сауна отличается от своей предшественницы, но роль ее такая же важная и необходимая, приходите в баню и пусть все плохие мысли останутся за ее стенами.

Поделитесь в соцсетях:

Оставьте комментарий! (комментарий появится после модерации)

Не регистрировать

Премодерация - комментарии проходят проверку.

Укажите email и пароль.
(Если Вы хотите зарегистрироваться Вам нужно будет подтвердить еmail.)



(обязательно)