
22 декабря в помещении арт центра Павла Гудимова «Я Галерея» состоялся показ короткой программы фестиваль провинциального кино «КУ-КУ-ЛЯ».
В небольшом зале художественного центра собрались около двух десятков зрителей готовых уделить сто минут своего времени (именно столько по замыслу организаторов должен был длиться показ) просмотр короткометражных лент. Подборка из девяти фильмов оказалась достаточно пестрой: публике продемонстрировали как украинские, так и заграничные, любительские так и профессиональные работы.
Для организаторов принципиальным было избрать для показа ленты, ключевой темой которых является жизнь провинциального человека во всем его многообразии и неповторимости, показать «кино о стране в какой мы живем, откуда родом и куда всю жизнь пытаемся вернуться». Собственно, словом «КУ-КУ-ЛЯ» творцы фестиваля обозначали провинцию как самобытный регион, что подобно кукушке подбрасывает собственные яйца в чужое гнездо: столицы, культуры, кинематографа.
Первые два, из предложенных для просмотра, фильмы, «Иванки» Бориса Гришкевича и «Путники» Игоря Стрембицкого, по словам организатора Дмитрия Москальця «являются примером нового украинского кино, которому удалось получить мировое признание». «Иванки», лента о карпатской жизни, одна из 26 победных работ международного конкурса «Жизнь за один день» организованного режиссерами Ридли Скоттом и Кевином Макдональдом.
А короткометражный фильм «Путники», посвященный одинокой жизни людей в психоневрологическом диспансере, в 2005 году принес украинцу Игорю Стрембицкому главное вознаграждение Канского кинофестиваля - «Золотую пальмовую ветку».
Следующий фильм «Толя» режиссера Радиона Бродского (Израиль) рассказал трагикомическую историю немолодого белоруса, которого судьба по неведомым нам причинам забросила в Израиль. Толя яркий и колоритный герой, который собственным примером доказывает, что обычный рядовой человек может быть не менее интересным и ярким персонажем для фильма, чем какой-то известный политик, или звезда шоу бизнеса.
Еще одной заграничной лентой на показе стала короткометражка Халимы Урдири «Мохтар» (Канада).
Это фильм о маленьком мальчике-мусульманине на имя Мохтар, который, нашел огромного птенца дикой птицы, и пытается оставить его у себя дома. Но отец парня ужасно возмущается и запирает сына вместе с «дьявольской» птичкой в темной каморке без еды и воды. В конечном итоге, мальчик не выдерживает и ради освобождения собственноручно душит птенца. На фоне горной бирюковатой жизни мусульманского семейства, и в частности, маленького мальчика, фильм достаточно прозрачно демонстрирует, как в самых отдаленных местах, казалось бы на краю земли, находится место для человеческой драмы и борьбы человеческих идеалов.
Два совсем коротких любительских фильмы «Дыши» и «Скоро упадут» Александра Москальца, по замыслу организаторов, должны были показать, что для создания полноценного кино не нужны значительные материальные расходы и сложная аппаратура, достаточно лишь обычной камеры на фотоаппарате и стандартного набора офисных программ на компьютере. Первую ленту использовали для социального Интернет проекта «Одна минута спасет мир», а «Скоро упадут» - работа, которая тяготеет к жанру видео поэзии.
Фильм «Назад в будущее» (Борис Ревенко, Валерий Белов) - также любительская работа, созданная, как говорят, друзьями для друзей. Эта лента рассказывает о веселой лагерной жизни на этнофестивале, который 12 лет подряд происходил летом в Ровно в урочище Майдан. Фильм стал ярким примером короткометражного кино снятого в провинции, о провинции, жителями этой же провинции.
На показе «КУ-КУ-ЛИ» зрители, также, пересмотрели две ленты луцкого режиссера Ирины Левчановской «Цветные сны» и, «Чтобы было красиво на земле». В первой картине сама Ирина Александровна выступила в качестве пересказчика истории луцких архитектурных шедевров, что по разным причинах не сохранились до нашего времени. Фильм «Чтобы было красиво на земле», в каком режиссер представила луцкого скульптора-любителя Станислава Серцевича, что, выйдя на пенсию, начал создавать удивительные скульптуры в собственном саду. Завершил вечерний показ лент и собственно произнес одну из главных идей «КУ-КУ-ЛИ». Ведь фестиваль создан с одной простой и ясной целью - показывать хорошее кино людям, и этим самым «делать хорошее на земле». По окончании каждый из собравшихся лично поблагодарил организатора Дмитрия Москальца за приятно проведенное время.
«КУ-КУ-ЛЯ» - фестиваль-путешественник. Как отметил сам Дмитрий, киевская акция стала логическим завершением марафона мероприятий, которые проводились в рамках фестиваля в разных городах западной Украины. Показы лент начались еще в августе в городе Владимирцы (Ровенская обл.) Дальше просмотры устраивали на протяжении осени в Остроге, селе Воронки (Ровенская обл.), Бориславчике. Пройдя такой путь, фестиваль очутился в Киеве, показывая, таким образом, приход провинциального кино с периферии, где оно собственно и рождалось, в центр, большой город, столицу, где любое искусство испокон веков приобретало свой собственный вес.