What in UA - Новини культури і мистецтва

Традиционные Новогодние украшения

Людина і суспільство, Історія, Декоративно-прикладне мистецтвовідпочинок / рукоділля / свята / традиції
Дмитро КовальчукКоментарі: 0Перегляди: 349
11
грудня
2012
Традиционные Новогодние украшения

Традиционной украинской символикой на Новый год был дидух. Делали его из первого снопа нового урожая.

В горницах его ставили накануне богатой кути. Свою обрядовую функцию он выполнял в течение всех рождественских праздников. Это было действительно высокохудожественное творение, которое нисколько не уступало современным елкам.

Интересным был обычай у гуцулов. На богатую кутю хозяин застилал стол отавой, сеном или соломой. Клал крачуна, который должен был быть в каждой хате в течение всех рождественских праздников. Этот обрядовый хлеб выпекали ночью на Рождество. При этом женщина, которая делала крачуна, должна была обязательно одеть гуню и рукавицу (гола рука, по поверью, значила бедность, а крачун символизировал достаток). Рядом из крачуном ставили сноп, а под него клали иго, хомут или конскую сбрую и связанные перевеслом ложку и вилку.

/art/ukrasheniya.jpg Традиционные Новогодние украшения

Рождественски-новогодняя обрядность украинцев не ограничивалась только вышеприведенными действами. В активном использовании были и другие символы. Особенная роль принадлежала домашним украшениям. Скажем, накануне Рождества изготовляли «голубцы» в виде птиц. Для этого брали скорлупу из-под яйца, с обеих сторон делали два отверстия и просовывали через них цветную бумагу. Такие изделия подвешивали к сволоку. Как известно, фигурка птицы отождествлялась в давних, отдельно дайбозких, верованиях с небесным светилом-солнцем.

Кроме «голубцов», были достаточно распространенными на Прикарпатье «пауки» и «ежи». Относительно первых, то их делали из соломы. Собравшись в одном из жилищ, юноши — а это было исключительно женское занятие — заготовляли соответствующих размеров соломинки из плотных стеблей. Просовывая через полость нить, ловкие девичьи руки формировали из них разнообразные квадратики и кубики. За основу брали самую большую фигурку. К ней приобщали по бокам меньшие «пауки» (иногда в середине центральной фигурки находилось несколько миниатюрных ромбов или квадратиков). Боковые стебли обматывали разноцветной бумагой или же пацерками.

Накануне Рождества «пауков» подвешивали к центральному сволоку. Они держались на длинных волосах из лошадиного хвоста. Такое укрепление нужно было для того, чтобы фигурки постоянно вертелись. Благодаря циркуляции воздуха — через входные двери и из пылающей печи — большой «паук» вместе с приправленными к нему близнецами возвращались в разные стороны, производя впечатление живого существа. Особенное восхищение он вызывал у детворы.

Рядом с «пауками» располагались и «ежи», их делали из теста или глины. В вылепляющую форму, которая напоминала одноименного животного, густо затыкали маленькие колосочки, потом засушивали ее. Такие миниатюрные игрушки с торчащими колючками действительно напоминали странных зверенышей. Однако приоритет в новогодней символике принадлежал «паукам».

У одной из обладательниц соломенных изделий я спросили, почему их так называют. Женщина ответила:

— Кто его знает, может, потому, что за формой они напоминают паутину...

Действительно, ромб у игрушки весьма похож на паутину, а само изделие похоже на паука, который застыл с растопыренными ножками в ожидании добычи. Но это только внешние признаки. Изучая давние символы и верования, зафиксировали народные представления о близлежащем мире. Пауки, как оказалось, издавна считались желанными в человеческом жилище, потому что «они основали мир». По поверью, тот, кто убьет паука, накликивает на себя беду. До обеда запрещалось даже выбрасывать этих насекомых из хаты; женщина, которая совершит такое надругательство, непременно потеряет вкусовые ощущения.

Многим, очевидно, известное поверье: если рядом с вами спустился паук, то это должно предвещать какую-то новость. Кроме того, вичурность, с которой так экзальтировано изготовляют пауки свои удивительные кружева, всегда вызывала симпатию. Благодаря ним домашние санитары ограждали жилище от разнообразных вредителей — мух, комаров, муравьев и тому подобное.

Пауки, по народному представлению, олицетворяли, кроме всего, и трудолюбие. Как-то мальчику весьма не хотелось отпасовать в один из праздников сельскую череду коров. Матушка подошли к нему, говорили многозначительно: - Ишь, даже паук и тот работает в праздник. А мы же люди...

Собственно, все это, вместе взятое, очевидно, и произвело общественное представление, а следовательно и символику о корыстности пауков. Поэтому название новогоднего символа полностью кажется естественным.

На сегодня эта давняя новогодняя атрибутика сохранилась, как уже говорилось, только в Прикарпатье и Карпатах. Но вспоминается, как в первые послевоенные лета сельской школе устраивали новогоднюю елку. Тогда достаточно было думать о фабричных украшениях. Каждый из школьников должен был сам изготовить несколько игрушек.

Ребята преимущественно мастерили деревянные самолеты, картонные рыбки и птицы, а девочки делали бумажные гирлянды и игрушки из соломы. Больше всего было именно «пауков».

В то уже отдаленное время не придавали значения этому явлению. Палачи же недавно поинтересовались у крестьян (к сожалению, подавляющее большинство летних людей-информаторов уже навечно отошли) об изделиях из соломы, то они подтвердили, что такие украшения «когда-то были в моде на рождественские праздники».

Как часть давнего новогоднего реликта на Бойкивщины до нашего времени кое-где сохранился обычай украшать окна. Украшения также делали из разнооттеночных стеблей соломы. Пронизывая более тонкие хлопья в те что потолще, изготовляли разнообразные ромбы, кубики или квадратики и вставляли их между двойные окна. Такие украшения создавали особенное новогоднее настроение, прежде всего вечером, когда через окна проникало светло.

В красном Углу, накануне Крещений, делали из соломы крестики, их цепляли возле икон, обок оконных рам и дверей. Они исполняли роль оберегов от нечистой силы, которая в дни праздников считалась особенно опасной.

Мы остановился только на нескольких вариантах традиционной украинской символики и атрибутики. Конечно, в практической жизни их было значительно больше. Стремительность времени и наше безразличие оставили за пределами памяти немало рациональный из предыдущих поколений. Много чего нам уже никогда не вернуть — оно кануло в Лету. Но и те сюжеты, о которых шла речь, подтверждают давнюю традицию — изготовление новогодней атрибутики непосредственно связано с хлебопашескими структурами: дидух — как венец собранного урожая и «пауки», которые отождествлялись не только с символическим представлением о трудолюбии, но и изготовлялись из обрядового снопа. Таким образом, весь комплекс обрядности — праздничный, для развлечений и ритуально-символический — был неразделимым; он ввязывал в единое целое всю процессуальную и воспитательную структуру жизнедеятельности человека и природы.

Кукла мотанка
Василий Качмар: козацкий дух и казацкий боевой корабль Чайка
Поділіться в соцмережах:twitter.com facebook.com blogger.com livejournal.ru
Залиште коментар!

Коментар буде опубліковано після перевірки

Ви можете ввійти за допомогою свого логіна або зареєструватися тут.

(обязательно)

  • Афіша подій
  • Кіно і Театр
  • Музика
  • Образотворче мистецтво
  • Література
  • Людина і суспільство
  • Мозаїка життя
Найпопулярніше
  • Книга «Jingle Bellz» Олексія Анулі: шокуюча сповідь українського воїна про виживання у російському полоні 9
  • Музей у темряві «Третя після опівночі», що змінює свідомість назавжди 3
  • Магічний світ амонітів – у Києві відкривається унікальна виставка 3
  • Олександр Філоненко презентує книгу «Краса і Вдячність» – світла мандрівка у глибини буття 3
  • До Дня вишиванки: виставка «Саїнська зозулька» - таємниці української вишиванки ХІХ – ХХ століть 3
  • Причини війни та образ ворога: від фантастики Філіпа Діка до психології сучасних конфліктів 3
  • «МАТЕРІАЛЬНІ МРІЇ» стають реальністю — унікальна виставка Ольги Радіонової у Києві 2
  • Літній філософський сніданок у Києві з презентацією журналу «Людина Дивосвіту» 2
  • Одинадцята Лабораторія українськості: «Українськість як освіта свободи». Розмова про те, чи можливе патріотичне виховання без авторитаризму 2
  • Виставка «ПроЗорі» – спадщина легендарних київських художників 2
Останні коментарі
Книга «Jingle Bellz» Олексія Анулі: шокуюча сповідь українського воїна про виживання у російському полоні
  • Mikki » Це дуже цікава і складна тема. Мало хто зі звільнених наважується говорити, адже страх осуду...
Шановний Пацюк - архетипы Украины
  • Dimochka » Алексей Арестович покинул Украину в сентябре 2023 года, предположительно, с помощью письма от Главного управления...
Причини війни та образ ворога: від фантастики Філіпа Діка до психології сучасних конфліктів
  • Анонім » У оповіданні чітко сказано – це психічно хворі люди. Навіщо всі ці натяки про суспільство...
  • Андрій » Ход думок, приблизно такий: Люди створюють ворога, щоб відчути контроль. Істерія стає заразною, страх передається як вірус. Ворог...
Дивитись фільм «Поводир» який був номінований на Оскар
  • Олеся » Щойно переглянула "Поводир" і серце буквально розривається... Найбільше вразило те, як режисер показав силу людського...
  • Головна
  • Про сайт
  • Коментарі
  • Підтримати сайт
  • Контакти
  • Архів
×
Пошук по сайту
© What in UA Новини культури та мистецтва, 2025.