Свой художественный роман с театром имени Шевченко режиссер хочет продолжить еще на два года
Андрей Жолдак днями сзывал журналистов для того, чтобы через них сознаться Харькову в своей любви. За этим сенсационным жестом (до недавнего времени была как раз нелюбовь) узнавалось желание режиссера-перекати-поля пустить наконец не свойственный ему корень. Возможно, именно в этом городе, а может, даже в принципе. Он с легкой грустью сослался на возраст, харьковскую прописку, переезд из Киева семьи и даже любимую собачку Фанни, которая именно от местного «кавалера» привела недавно трех симпатичных щенков.
Кстати, с Харьковом так всегда. Сначала пришельцы называют его серым, провинциальным, неловким и буржуазным, подчеркивая таким способом свой столичный лоск. А затем неминуемо впадают в тотальную зависимость от его могучей энергетики. В силки мегаполиса, который умеет дождаться своего, по-видимому, попал и известный режиссер. Правда, к чести господина Андрея, все же стоит прибавить, что с ним было хлопотам или не больше всего.
Словом, шевченковцы в полном составе уже написали главе облгосадминистрации Евгению Кушнареву письмо, в котором просят оставить им. Жолдака еще на три года. По словам актеров, труппа театра сегодня готова работать с любым режиссером («после Андрея нам уже никто не страшен»), чтобы только руководил театром нынешний главреж и худрук. Жолдак тоже не против. Он, как и раньше, демонстрирует прессе список театров, откуда ему поступили приглашения на одноразовую постановку представлений. Говорит также, что выбор между предложением со стороны и харьковским постоянством каждый раз превращается для него в адскую муку. Но, помаявшись, он выбирает «Березиль».
Полтора года назад Жолдак, без преувеличения, ворвался в Харьков с намерением подорвать его художественную спячку своим могучим темпераментом. А теперь говорит, что и сам стал более рассудительным, не хочет растрачивать себя на амбиции и быструю славу, новые представления вынашивает в себе и воплощает на сцене в течение длительного времени. Кажется, он даже полюбил в себе человека, которому нравится чувствовать под ногами один и тот же кон. Словом, метр метром. Правда, по украинским меркам, несколько молодой. Но это Жолдаку нравится, по-видимому, больше всего. Такая себе компенсация и утешительный приз от судьбы за сознательный выбор постоянной художественной прописки.
Планы в Андрея, как всегда, грандиозные. Сначала на апрельской премьере он «потопит» Венецию (образ мира, культуры, которые погибают) в рамках известной комедии Гольдони «Слуга двух хозяев» — «мы покажем, как что-то колоссально красивое вянет». А затем в июле продемонстрирует публике «Ромео и Джульетту» Шекспира. Это представление стало известным задолго до премьеры, а может, даже и репетиций благодаря замыслу режиссера максимально сближать театр и улицу. В ней будут играть инвалиды, проститутки и даже скульптуры. Уличные девушки, согласно замыслу, будут выходить к залу, чтобы произнести от своего имени предложенные сценаристом монологи. Кандидатуры отобраны, и они дали согласие. Сумма гонорара не разглашается. Тема проблемной любви, кстати, незаурядно заинтересовала харьковских меценатов. Они или не самое желающее помогли театру материально именно после того, как узнали об этом проекте. Один бизнесмен даже принес деньги сам, поскольку имеет девятилетнего сына и хочет, чтобы тот рос в атмосфере жолдаковского искусства.
Жолдак-главреж приятно поразил и тем, которое не тянет амбициозно театральное одеяло исключительно на себя. В этом году шевченковцы порадуют зрителей еще двумя премьерами. Степан Пасичник поставит «в стиле художественного шока» «Желтого князя» писателя-эмигранта Василия Барки о голодоморе в Украине. А Владимир Оглоблин — «Собор» Олеся Гончара. Кстати, пригласив последнего для постановки известного произведения, Жолдак будто повернул старого мастера в годы его молодости. Ведь события, о которых идет речь в «Соборе», происходят как раз тогда, когда господин Оглоблин жил и работал именно в Харькове. Личные переживания мастера, усиленные его тотально реалистичной манерой, могут представить мировые шедевр театрального искусства. Осталось только дождаться.
Словом, харьковский отрезок времени в жизни «гениального украинского режиссера» (так господин Андрей называет себя сам) продолжается. «Куда бы в будущем не забросила меня судьба, — говорит он, — этот период буду всегда называть самым счастливым и самым плодотворным в своем творчестве. И, по-видимому, не только в творчестве. Знаете, что происходит? — сознался режиссер журналистам. — Чем больше занимаюсь серьезным театром, тем быстрее прихожу к христианской модели жизни. Раньше я был хулиганом в театре. А теперь для меня важны какие-то серьезные человеческие мотивации, духовный поиск. По-видимому, уже пора...»
Повод сознаться в духовной метаморфозе у господина Андрея появился после полностью прагматичного вопроса: «Подарит он или продаст щенков своей любимой Фанички?». Оказывается, еще год назад симпатяги-песики были бы обязательно выставлены на резвый аукцион. А теперь... Словом, читайте выше. Имена же двух потенциальных хозяев детворы француженки (свою Фаню Андрей Валериевич купил в Париже) уже известны — Ирина Билык и Андрей Кравчук.
Лариса САЛИМОНОВИЧ