
Представление «На каждого мудреца достаточно дурости» («На всякого мудреца довольно простоты») за пьесой Александра Островского в постановке Олега Табакова привезли в Киев лишь на один вечер. И этот вечер собрал полный зал Октябрьского дворца. И, невзирая на то, что самый дешевый билет на представление стоил сто гривен, а самый дорогой — шестьсот, вопрос: «Нет ли у вас лишнего билета?» можно было услышать от ближайшей станции метро. Учитывая все плюсы представления, подобное зрелище все же не для такой большой сцены, как кон Октябрьского дворца. Все лучше всего, что имеет представление, она теряет, когда ее «располагают» на подобном сценическом полигоне. Понятно, что организаторы гастролей зарабатывают деньги, чтобы оплатить гонорар гастролеров, аренду помещения да и самим заработать на жизнь. Но таким образом теряется все, чем ценное драматичное искусство — пустяки актерской игры, живой разговор, минуты обитания, нюансы действия, все это поглощает бездна большого зала. Представление захватывало изысканными актерскими работами, смакованием текста известной пьесы. Безусловно, увидеть это повезли всем тем, кто купил билеты в партер и первые ряды амфитеатра, хотя из амфитеатра уже был нужен театральный бинокль.
Спрос на это представление и реакция зрителей является подтверждением того, что настоящая классика всегда поза временами. Только нужно найти общие со временем проблемы... Изыскан театральный стиль художника Давида Боровского бросается в глаза сразу, как только поднимают завесу. Художник создает условный антураж тогдашней России. Но сдержанность в выразительных средствах позволяет господствовать оригинальной театральной условности. Все главнее всего он выносит на небольшой подиум, что расположено в центре сцены. Этот ринг действия имеет к тому же собственную «завесу» — плоский щит, на котором отмечено, что это мастерская фотографа Его императорского величества. Этот щит опускается и поднимается во время каждой следующей картины. Но все диалоги происходят на этом вымышленному рингу: кто кого победит, опашет, перехитрит... Цветная сдержанность не позволяет превратиться оформлению представления на ярмарочный балаган. Точно выдержаны исторические детали одежды. Подлинность в одежде настолько усовершенствована, что все декорации, кроме этого «ринга», практически ненужные, разве что для уточнения места действия.
Режиссерская интерпретация известного актера Олега Табакова достаточно актуальна. Пьеса Островского не потеряла сатирические мотивы, обличительные интонации, которые и вызывают отзыв в зале. Публика всегда реагировала шквалом аплодисментов не только на утонченные актерские трюки, но и на внутренне близкий и понятный для нее текст.
Олег Табаков поставил представление о людях, которые благодаря своей пробивной возможности, словно тараканы, пролезут в любую щель. Здесь и знания особенного не нужно, главное — быть хитрецом и пройдохою. И общество принимает такие вот выскочки, которые из грязи и в князе. Именно такие черты характера превалируют в Глумова, роль которого исполняет Сергей Безруков. Уверенная, что многие зрители, покупая билеты на это представление, шли именно на Безрукова. Надеюсь, что они не были разочарованы его игрой. И привлекательность Безрукова — актерская, человеческая, мужская — здесь умножается на профессиональное выполнение. Остроумный и острый на язык Глумов, кроме того еще и тонкий политик — знает, с кем и как себя поводить. О таких всегда говорят: «далеко пойдет». Но его лесть обязательно с чувством собственного достоинства, он никогда не перегибает палку. Когда он говорит из Мамаевым, то исполняет роль глупого малолетнего мальчишки, постоянно вытирает носа. В игре Сергея Безрукова прослеживается простота, легкость, определенная распущенность, естественность. Он хотел «иметь успех в обширной говорильне», «теплое место и богатую НеВесту» — и это ему удалось.
В представлении есть месидж России прежний, но изменилась ли эта Россия? Возвращение России к своим истокам, древнерусским словам, изысканному произношению. Интересная история в современном контексте. Если украинские театры ставят представления об истории Украины, в большинстве случаев они превращаются в политический памфлет. Но главной остается проблема вопроса, какими ценностями жилы люди?
Пьеса Островского насыщена блестящими диалогами, какие актеры выполняют уверенно и убедительно. Острохарактерный колоритный актерский дуэт Турусиной и ее племянницы (Ольга Блок-Миримская, Ангелина Миримская) своей живой смешной игрой постоянно провоцировал аплодисменты зала. Как писали о пьесе Островского русские тогдашние журналы: «Острая сатира с весьма широким общественным восторгом». Интересно, что театр представил ее почти без купюр. Возможно, именно такое почтенное и вдумчивое отношение к проверенным временами и поколениями произведений и сближает современность и прошлое, позволяет заглянуть в будущее. Признание в героях Островского нас, современных, изысканная игра и тонкое ощущение режиссером проблем, которые тревожат современное общество позволило объединить всех, кто смотрел представление и играл его.
Любовь СУБОТИНА