
Андрея Мацькова из поселка Печенижин Коломийского района можно назвать современным танцевальным опришком. Он с товарищами возрождает в селе давние традиции и возвращает родному Печенижину его танцевальное лицо — аркан.
Кто еще не знает, что в Печенижине родился главарь опришков Олекса Довбуш? Именно эту историческую фигуру нередко связывают с арканом. Даже есть немало легенд, рисунков и картин, где Довбуша изображают в кругу бравых молодцов, которые танцуют аркан.
К сожалению, нынешние потомки опришков как-то отошли от своих традиций и даже их подзабыли. Это касается и легендарного танца. В основном он остался только в кругу профессиональных танцоров. Например, в самом Печенижине его не танцевали от начала независимости вплоть до 2007 года.
А пять лет тому, перед традиционным отчетом художественной самодеятельности, шестерых парней попросили продемонстрировать аркан. Те просто заучили какие-то движения и выступили. Всем очень понравилось. Но один из тех любителей, Андрей Мацьков, решил на этом не останавливаться, отшлифовать приобретенные умения и, собственно, возродить танец в селе.
Нашлись единомышленники. Пошли первые репетиции. Учить ребят взялся местный пенсионер Николай Сметанюк — последний, кто руководил настоящим арканом в Печенижине. Мужчина очень порадовался тому, что к танцу потянулась молодежь.
Так «печенижинский аркан» получил вторую жизнь. С того времени пошло-поехало, то есть закрутилось. И в настоящее время об Андрее Мацькове в поселке говорят, что он «осуществляет аркан», руководит танцем, задает темп, команду.
Андрей — настоящий патриот своей малой родины. О поселке знает все — его историю, обычаи, выдающихся людей. Конечно, об аркане тоже. Чтобы хорошо танцевать, надо знать все до пустяков. Следовательно, немножко теории.
Аркан — исключительно мужской танец. «Это танец мужественных, сильных, волевых опришков, сорвиголов, которые проводили тяжелую жизнь в борьбе и преследованиях. Именно это делало аркан танцем мужской инициации (посвящение) и боевой подготовки, — говорит Андрей Мацькив. — Он имеет в себе определенную символику. В первую очередь — братство, крепкая поддержка товарища делом и словом. Неразрывный круг, который двигается, — это единство, жизнь, солнце, которое катится горизонтом и дает жизненную силу, символизирует свет, добро, надежду».
Оказывается, когда-то парня, который не умел танцевать аркан или делал это плохо, могли просто не взять в компанию парней, а девушки от него отворачивались и пренебрегали его ухаживаниями.
В аркане должна быть только «живая» музыка. По словам Андрея, в танце спрятанные элементы медитации и какой-то мистики, поэтому, чтобы это почувствовать, надо настроиться на волну живого ритма. Еще под аркан хочется петь, но текст песни, должен соответствовать и совпадать с ритмом и направлением музыки. Слова должны передавать всю внутреннюю силу и азарт, а это очень сложно. Ведь в аркане нужно полностью отдаваться движению: сначала «родиться» с арканом, а в конце «умереть» под мелодию, которая утихает.
Впрочем, первые шаги танцоры усваивали под записи тройственных музыкантов из села Брустури. Но однажды к ним на репетиции пришли другие ребята — со старыми, как мир, гуцульскими музыкальными инструментами.
«Гуцулськая музыка сама по себе является какой-то мистической, — говорит Андрей Мацьков. — Скрипка и свирель запросто вызовут у вас слезы или наоборот — радость и возвышенность. Но главным инструментом в аркане является бубен. Он задает темп, под его удары танцоры громко притопывают, приседают, раскручиваются. Бубен будто вводит в транс, предоставляет силы все мощнее крутить круг».
В настоящее время начатое Андреем и его друзьями дело в поселке продолжают младшие ребята. Старшие, к сожалению, собираются не так часто, потому что судьба их немного по разбрасывала. Но когда есть случай, особенно на большие праздники, фестивали, свадьба ребята собираются в родном Печенижине и охотно танцуют.
«Я перенял традицию печенижинского аркана у Николая Сметанюка, а он когда-то в 1960-х — от Дмитрия Соколишиного, — говорит Андрей Мацькив. — И я сейчас вижу среди младших ребят двух-трех следующих руководителей. Когда мы собираем наш, теперь уже старший круг, то всегда беру их танцевать возле себя, мол, пусть перенимают тонкости танца. Надо же в родном Печенижине держать традицию»!
Интересно, что один из друзей Андрея, собрат по танцу, Игорь Рощинский, в настоящее время учит танцевать аркан воспитанников Печенижинской специализированной школы-интерната.
Эти дети обделены теплом и вниманием, а в танцах они хоть как-то реализовываются, могут почувствовать себя полноценными и нужными, — говорит Мацьков. — Бывало сам, когда смотрю видео, замечаю, что в танце я, например, никогда не зажимаюсь, не сутулюсь. Аркан будто делает из нас бравых хлопцев-опришков, что, как орлы, падали с гор на головы господам и изобиловали во всей силе и красоте. Хотя с опришками мы себя не сравниваем. Просто в танце становимся серьезнее, более мужественными.
По словам Андрея, после каждого танца он чувствует себя «тенью забытых предков», потому что каждый раз будто повторяет движение веков — в давнем ритме.