
История литературы способствует пониманию процессов становления и развития нации. Собственно сквозь призму текста мы отчитываем себя вчерашних, сегодняшних и, в конечном итоге, пытаемся угадать, какими будем завтра.
Иначе говоря - познаем себя. Следовательно авторская интерпретация литературного процесса дает возможность более проницательно его осмыслить.
Недаром же книга профессора Леонида Ушкалова «От барокко до постмодерна», которая воспринимается как своего рода новый взгляд к авторскому виденью истории отечественной литературы, начинается из «Полемика как чин самопознания (Мелетий Смотрицкий)». Ведь именно из ранних барокковых полемических распрей начиналось самоосознание украинской литературы как определенного явления. Да и сама полемика, которая в ту пору продолжалась между представителями православного и других лагерей, побуждала к внутренней рефлексии, как сквозь призму религиозного спора осознать национальную сущность. Собственно говоря, понять то, которое делает «русина русином».
К тому же в творчестве Мелетия Смотрицкого будто «обобщается» опыт предыдущих поколений: от митрополита Иллариона и Клима Смолятича до Станислава Ориховского и Христофора Филалета. Да и жизнь его можно взять за образец не только религиозных, но и художественных поисков сути. Фактически идет речь о выборе между культурой католического Запада и православного Востока. Однако не стоит упрощать проблему, впадать в крайности или из расстояния нескольких веков с легкостью выносить приговор поступкам епископа Мелетия. Наконец, его судьба - это судьба интеллектуала, который попробовал искать компромисс во времени, и не хотел признавать компромиссов. Конечно, эмоции в произведениях Смотрицкого часто «зашкаливают», его самобичевание поражают своей искренностью, однако за этой внутренней драмой будет отчитываться желание хотя бы отчасти найти выход из той сложной ситуации «войны Руссов с Русью». Как справедливо говорит профессор Леонид Ушкалов, «ничего хотя бы немного похожего на экуменизм или на «вечную философию» Григория Сковороды в его произведениях не стоит достаточно искать. Времена раннего барокко давали почву для религиозной толерантности, к тому же и сам Смотрицкий был человеком страсти, глубоких эмоций. Вместе с тем его творчество - это своеобразный шаг к концепции нашего Любомудра. Наконец, недаром само́ украинское барокко очерчивают рамками «от Мелетия Смотрицкого до Григория Сковороды». То, что начертил первый, - обобщил и подытожил последний.
Кстати, сам Григорий Савич появляется в книге профессора Ушкалова в достаточно неожиданном «финансовом» ракурсе. «Чем были деньги для Сковороды»? - именно этому посвящен один из сюжетов книги. Действительно, о философе, который, кажется, самим образом жизни презрел любые материальные состояния, мы вдруг узнаем немало нового и на удивление интересного. Однако того, кто будет искать здесь каких-то модных теперь «пакостей», ожидает разочарование: ведь деньги в залог определенного статуса (сребролюбие) и деньги для обеспечения себя необходимым - это абсолютно разные вещи. Иначе говоря, деньги, конечно, нужны человеку - но ошибочной является мысль о том, что они могут принести счастье. В целом же этот образ в творчестве Сковороды видим не так часто, однако его прочтение выделяется достаточно красочной контекстуальной интерпретацией.
Не менее интересными является и рассуждение уважаемого господина профессора о вечной педагогике Сковороды. Здесь поневоле напрашивается мысль, что убеждения Сковороды, которые, очевидно, контрастировали с тогдашней школьной традицией, и стали основной причиной того, что «педагогический стаж» философа был в целом непродолжительным. Он говорил о развитии гармоничной личности, тогда как школа проникалась определенным «набором» умений и навыков.
А вот раздел «Барокко сексуальное», как вытекает уже из самого названия, позволяет узнать о полностью «земной» заинтересованности человека той эпохи, который обычно говорит о образце культивирования высоких духовных идеалов. Здесь идет речь о низовом барокко, которое так же произвело мощное влияние на нашу культуру. В действительности высокое и низовое барокко полностью гармонично сочетали в рамках традиций. Если первое, заботясь духовными проблемами, давало человеку образец, к которому и должен стремиться, обещая небесные блага, то второе сосредоточивалось на сегодняшних мирских утешениях. Здесь стоит отметить, что автор - в прямом смысле - называет вещи своими именами, не употребляя в цитируемых текстах «целомудренных» точек, ведь именно так и должна делать наука, чтобы не допускать определенных недоговоренностей или идеализации. Наука, пользуясь фактами, осуществляет анализ явления, которое было главной составляющей нашей культуры.
И все же одна из наиболее занятных штучек книги профессора Леонида Ушкалова написана в форме авторской энциклопедии студия о Тарасе Шевченко, в которой уважаемый исследователь подает собственное прочтение произведений художника. При этом стоит отметить, что в поле зрения ученого попадают вещи, которые обычно остаются «за рамками» академических текстов, хотя именно из-за таких, как может показаться на первый взгляд, «пустяков» и делается выразительнее фигура Тараса Шевченко. Как отмечает сам ученый, «невзирая на то, что гениев надо мерять, конечно, мерилом гениев, даже наибольший гений живет в том же «лесу вещей», что и обычный человек». Собственно предложенная энциклопедия не только отображает Шевченко в интерпретации Леонида Ушкалова, а является своеобразным побуждением к открытию каждым «своего» Шевченко, - ведь гениальность любого художника можно понять, лишь «пропустив» его через себя; только таким способом он может стать по-настоящему близким, или же, наоборот, отдалиться.
В целом же ведущим сюжетом книги является прочтение литературы как «лестница Иакова», шагая которой, человек двигается к Абсолюту.
Коментарі: 1
1 Зиберт 28-11-2011 23:10
Да, как ни крути в "нашу" культуру барокко не внедрилось, а внедрилось в чужую "их" культуру (власть имущих, миллионеров, депутатов и т.д.)