
Готовясь к этому разговору, который очень давно планировала, я с удивлением выяснила, что в имеющихся в открытых источниках украинских медиа (а какие из них сейчас не открыты?) нет ни одного интервью из Бйорном Гельдхофом, менеджером арта PinchukArtCenter, одним из двух людей, которые определяют кураторскую стратегию одной из самых влиятельных украинских художественных институций.
Более того, его голос не слышно и в комментировании событий и явлений украинского художественного контекста, разве в пресс-релизах относительно выставок в ПАЦ.
Не потому Бйорн Гельдхоф остается ли такой себе темной лошадкой - вероятно наиболее непубличной из всех влиятельных лиц отечественного художественного мира.
Тем интереснее - хотелось поговорить о кураторских стратегиях; о виденьи украинского художественного контекста с до сих пор уникальной для Украины позиции иностранного специалиста, который работает здесь; о перспективах украинского искусства; об удивительной преданности зрителя, который выстаивает длиннющие очереди вокруг Арена-сети; но о ряде проблем, которые чаще всего забрасывают ПАЦ.
Однако, фактически, удалось поговорить только о высоком качестве искусства в PinchukArtCenter.
Екатерина Ботанова: Уже два года, как ты в PinchukArtCenter. Как оно, работать в одной из самых богатых и самых влиятельных институций в Украине? Почему ты, собственно, приехал в Украину?
Бйорн Гельдхоф: Впервые я здесь был на открытии выставки Демена Герста. Меня поразила очередь молодежи, которая стояла, чтобы попасть внутрь. И когда Екхард Шнайдер, которого я знал раньше, пригласил меня присоединиться к команде, я понял, что Центр в действительности близок к обществу. Это очень амбициозно - развивать структуру, которая позволяет вносить очень серьезные проекты в контекст, где, возможно, художественная ситуация высокого международного уровня еще не сформирована. Большая благосклонность общественности к PinchukArtCenter, бесспорно, стала аргументом на пользу. И, конечно, расположение Виктора Пинчука к современному искусству. Все это вместе убедило меня приехать.
Что ты имеешь в виду под «центром, близким к обществу»?
Б.Г.: Я имею в виду, что здесь много молодежи. Ежедневно около 1700-2000 людей приходит в центр арта. Для западного контекста это очень необычно, когда столько молодежи заинтересованно в общении с искусством, в изучении искусства. Они открыты новым впечатлениям и дискуссиям, они не приходят сюда, зная все. Их реакции не всегда позитивны, иногда они ненавидят то, что видят. Но даже если они ненавидят это, они возвращаются. Я рассматриваю это как очень интересную ситуацию.
Считаешь ли ты, что для вашей аудитории достаточно возможности узнавать о современном искусстве?
Б.Г.: Мы можем только расширять возможности для учебы. Нельзя ожидать, что одна институция удовлетворит все потребности целой страны. Мы пытаемся инвестировать не только в экспозиции, но и в образование. На протяжении последних двух лет образование легло в основу нашей деятельности. Мы надеемся, что мы можем расширять возможности для публики думать и обсуждать искусство, равно как и позволять искусству изменять их взгляд на общество или на собственную жизнь.
Образовательные направления работы PinchukArtCentrе преимущественно воплощает очень молодая команда. Однажды ты сказал, что институция сознательно инвестирует в молодежь и молодую команду. Но это достаточно необычно, что такая большая институция не делает ставку на сильную кураторскую команду, которая может вести этих молодых людей. Арт-центр имеет только 2 лица в основе - тебя и Екхарда Шнайдера. И нет ни одного украинского куратора или зрелого профессионала.
Б.Г.: Мы приняли стратегическое решение, положив начало «Кураторской платформе». Мы хотим давать новому поколению возможность развиваться. Есть два пути развития институции. Первый описал коллега из Польши [Фабио Кавалуччи, ЦСМ «Замок Уяздовский», Варшава], у которого были 23 куратора. Я бы никогда не хотел оказаться в такой ситуации, потому что можно помешаться. Мы избрали другой путь - иметь маленькую и сфокусированную команду с высоким уровнем компетенции. И я думаю, на данный момент она является эффективной. Мы намереваемся развивать ее. Мы намереваемся давать участникам «Кураторской платформы» еще больше возможности для развития.
Это займет годы.
Б.Г.: Почему? Они работают здесь уже сейчас!
Но не как кураторы. На протяжении двух лет в наибольшей институции страны есть, в действительности, лишь один куратор.
Б.Г.: Мы не единственная институция в мире, которая работает с ограниченным количеством кураторов. И у нас ограниченное количество выставок: 3 выставочных периода на год, 5-6 событий PAC - UA ежегодно. Все это можно осуществить лишь при поддержке сильной команды. Качество наших выставок очень высокое. Например, недавняя выставка номинантов Премии PinchukArtCentre. Думаю, каждый согласится, что уровень этой выставки был в действительности высоким. Выходит, то, что мы делаем с этим одним или двумя кураторами - не такое уже и плохое. [смеется]
Речь не о том, хорошо это или плохо. Скорее о многообразиях кураторских голосов, которые могут быть услышаны с помощью институции. Речь также о качестве: кто оценивает качество ваших экспозиций? Кто твой важнейший судья/советчик?
Б.Г.: Я всегда доверяю художникам, я думаю, они всегда имеют очень доброе чувство того, что ты делаешь. Во-вторых, у нас есть зрители, которые являются очень критическими. Даже если они - как мы уже говорили - не является слишком опытными, все равно они остаются критическими. Они задают немало вопросы. В конечном итоге, мы имеем очень критического основателя центра арта [Виктор Пинчук], который всегда очень тщательным образом следит за тем, что мы делаем, и дает определенные советы.
Мы постоянно делаем определенный самоанализ, спрашивая себя, что мы делаем и почему, или это достаточно хорошо, или мы должны делать это иначе. К нам приезжает много заграничных гостей, которые могут быть достаточно откровенными. Например, как Вы знаете, в жюри Премии PinchukArtCentre были топ-имена международной сцены арта, и они были очень честны в своих оценках и советах. И до сих пор эти оценки были позитивны, что очень важно для нас.
Интересно, что когда мы говорим о связках, ты не вспоминаешь о профессиональном арте-сообществе в Украине. Важно ли это для тебя? Читаешь ли ты украинские художественные журналы? Можешь ли назвать важные для себя имена?
Б.Г.: Я получаю информацию из регулярных отчетов, которые посылает моя команда (если есть важные статьи, наш отдел коммуникации переводит их для меня), а также за извещениями Google. Конечно, я не читаю все статьи, написанные о нашем арте-центре, однако, бесспорно, пересматриваю все.
Мне кажется важным слушать и думать, что я об этом думаю. Иногда я думаю, что это важно, иногда, я не определен, что я понимаю, о чем они говорят. Я пытаюсь держаться собственной линии: что же, я понимаю эту критику, но, возможно, это не то, что есть для нас очень важным.
Следовательно, такая - критика важная, так - мы прислушиваемся к ней. Наш коммуникационный отдел всегда информирует нас и мы всегда этим проникаемся. Но, в основном, придерживаемся собственного виденья.
Каким образом ты поддерживаешь контакт с местной средой?
Б.Г.: Я пытаюсь еженедельно посещать мастерские художников. Для меня это важный способ оставаться на связи с тем, которое происходит. Иногда это срабатывает, иногда - нет. Это моя первая линия коммуникации. А вторая - я пытаюсь пересматривать как можно больше выставки.
В Киеве немало галерей. Куда ты ходишь?
Б.Г.: Я плохо запоминаю названия [смеется]. Последняя выставка, которую я действительно хотел увидеть, но не смог - Никиты Кадана [в «Карась галереи»]. Что же, никогда нельзя увидеть абсолютно все.
Однако, важнейшее для меня - постоянный диалог с художниками. Некоторые из них - возьмем Никиту Кадана - никогда не дадут тебе убежать из критического контекста. Я не навязываю свою точку зрения, я прислушиваюсь к ним и реагирую с кураторской позиции. Можно сказать, что я не принимаю во внимание местные проблемы. Но должен ли я? Моя цель - привлечь художников к наивысшему международному уровню.
Я всегда доверяю художникам, их виденью. Я пытаюсь поддержать их идеи, давая им возможность открыть свой ум, переосмыслить свои идеи и обдумать проекты так, как они никогда не думали до того.
Я вижу, как твой подход работает относительно Премии PinchukArtCentre, но, по правде, не вижу этого в проектах PAC - UA.
Б.Г.: Идея PAC - UA - дать художникам возможность демонстрировать свои работы. В случае с Савадовым - было крайне важно соединить его новую живопись со старыми фотографиями. Чтобы объединить мир, созданный им, и показать, что эти картины не взялись неоткуда и связаны с тем, что он делал раньше.
То же с Ильей Чичканом. Он создал полностью новые работы для выставки. Также были и старые. Тогда как Маценко делает абсолютно новый стейтмент . Это продолжение серии, которую он делал раньше, однако способ, в какой он ее демонстрирует, - уникальный.
Цель PAC - UA - это определенное сердцебиение, это быстрый диалог с украинским искусством. Выставки длятся лишь месяц. Это будто молния. Мне кажется, что эта программа - очень интересная возможность проговаривать их работы не только в украинском, но и в международном контексте с международной аудиторией. PinchukArtCentre - возможно, единственное место в Украине, где они могут сделать это.
Как ты выбираешь художников для PAC - UA?
Б.Г.: Екхард [Шнайдер] и я посещаем мастерские. Если мы приходим в студию художника и видим работы, которые кажутся нам действительно чудесными, мы говорим: «Давайте покажем это»! Мы пытаемся быть скорыми. Так было с Ильей Чичканом - я был у мастерской Маши [Шубиной], а тогда увидел его картины и сказал «Так, давайте это покажем»!. Я пытаюсь посещать как можно больше художников, и не только в Киеве. Я знаю, что мне стоит съездить в Одессу, но я уже дважды был в Харькове. У нас также есть PAC- регионы, когда художники приезжают к нам, чтобы здесь продемонстрировать свои работы. Все это делается в партнерстве с локальными галереями или художественными институциями. Мы всегда воспринимаем это серьезно, посвящаем целый день. И нас всегда приятно удивляют.
Кто следующий в PAC - UA?
Б.Г.: В планах PAC - UA - Сергей Братков и Павел Маков.
Братков? Он согласился на экспозицию в маленькой угловой комнате, зарезервированной для PAC, - UA, после персональной выставки на двух этажах?
Б.Г.: Это полное недоразумение! PAC - UA занимает 80 м.кв. Он находится в контексте Коллекции [расположенной на том же этаже]. Так что это стратегическое решение. Это не место для большой персональной экспозиции. В 2011 году в центре арта выставились 25 украинских художника в рамках Премии PinchukArtCentre и PAC - UA на разных этажах центра. Они не просто сидят в этом крошечном пространстве. Однако у нас не может быть большой персоналки украинского художника ежегодно.
Почему нет?
Б.Г.: Мы должны показывать украинских художников в международном контексте, мы должны делать так, чтобы художники и контекст встречались.
Ты когда-нибудь слышал от художника "нет"?
Б.Г.: Нет. Я думаю, художники понимают, что это пространство не такое уже и маленькое, и они смогут сделать там немало всего. Мы даем им возможности, мы инвестируем в них. Мы начинаем этот диалог.
Бесспорно, наибольшая программа для украинских художников в PicnhukArtCentre - это Премия PicnhukArtCentre. Она важна, она имеет большую огласку. Меня удивляет, почему процедура номинирования является открытой для самовыдвижения? Почему вы решили иметь дело из над тысячей аппликаций каждые 2 года? В конце концов, вы останавливаетесь на хорошо известных именах.
Б.Г.: Ты говоришь с той точки зрения, что нет неизвестных имен. У Премии PinchukArtCentre были, возможно, не неизвестные, но точно не хорошо известные имена на украинской сцене арта. Например, Никита Безумный, который получил «Приз общественности», или же Наташа Шульте. С другой процедурой, они никогда бы не попали к шорт-листа. Шульте серьезно не выставлялась ни в Киеве, ни кое-где.
У нее была персональная выставка в Центре визуальной культуры, и ее работы попали к Премии именно из этого проекта.
Б.Г.: Это был другой проект. Поскольку она медленно работает, было трудно показать полностью новую серию. Но мы показали и развили ее работы в совсем другой способ. Другой пример - Алина Клейтман, которая не присутствующая в " каноне" молодого искусства. Хотя сейчас она уже там.
Речь не о каноне. Я говорю о новых именах, которые, вероятно, должны были бы появиться в результате открытого конкурса. Ни одно из тех имен, о которых ты говоришь, не является новым.
Б.Г.: Мы демократические. Это шанс увидеть много художников и много работ. Каждая из них серьезно обсуждалась экспертным советом. Что увидел я? Я увидел рост художников. Для нас быть открытыми каждому - это действительно открытие PinchukArtCentre.
Почему разница между наградами Премии PinchukArtCentre и Future Generation Art Prize такая значительная?
Б.Г.: Контекст разный. Многие заграничные художники уже продаются по высоким ценам, так что $ 10 000 - не насколько значительная сумма, чтобы их привлечь. Также важно, как призовые деньги распределяются между премией и производством. А в международном контексте создания работ десяти тысяч - не достаточно. Для национальной контекста это не просто денежный эквивалент приза, но еще и ценность получения стипендии для поездки заграницу и работы в международной мастерской. Так же, как и номинирование на Future Generation Art Prize. Поэтому эти разные премии имеют разные преимущества.
С другой стороны, нельзя ожидать, что сегодня мир немедленно заинтересуется всеми этими украинскими художниками. Но он заинтересован в Future Generation, и это гарантия для одной сильной украинской позиции. Эту позицию поддерживают не только в Киеве. Один украинский художник также попадает в Венецию в рамках выставки Future Generation Art Prize.
Если мы привезем украинскую премию в Венецию, она никогда не будет иметь такого эффекта для украинского контекста, как привлечение украинского художника в международный контекст. Это значительно больше ценности и более мощное продвижение.
Какой твой кураторский подход к международным проектам в PinchukArtCentre?
Б.Г.: Моими первыми проектами были Братков и Гупта, потом «Сексуальность и трансцендентноть». Мы всегда нацелены на наивысший международный уровень, на новые проекты, поскольку это наилучший способ показать не только наш интерес к художнику, но и также интерес художников к украинскому зрителю. Мы также хотим иметь широкий спектр художественных позиций. У нас была африканская художница Кендис Брайтц с мексиканским художником Демианом Ортега с новыми работами, связанными с украинским контекстом. Потом у нас была чудесная выставка Олафура Елиасона, который создал немало новых произведений, бросая вызов собственной художественной позиции. Потом - Синтия Марселе.
Какие твои планы в PinchukArtCentre? Как долго планируешь здесь оставаться?
Б.Г.: Пока это будет вызовом для меня (как, например, сейчас). Пока будет существовать эта невероятная поддержка со стороны нашего основателя и возможность конструктивно работать с художественным контекстом здесь. Моя работа еще не сделана, я только начинаю.
Когда ты оглядываешься на эти 2 года в институции, или видишь определенные изменения или же особенные влияния, которые ты принес сюда?
Б.Г.: Я не могу взять на себя эту заслугу, но убежден, что потенциал команды чрезвычайно вырос. Во-вторых, программа действительно продвинулась. Уровень наших экспозиций действительно высокий, но не только в этом заключается моя работа. Как куратор ты можешь иметь прекрасные идеи, но если у тебя нет структуры, нет команды, поддержки для их воплощения - то забудь об этом. Мне кажется важным, что мы вкладываем в украинскую команду и что мы успешные.
Есть ли что-то, чего бы ты хотел достичь в PinchukArtCentre и чего раньше не имел возможности сделать? Какие-то планы? Мечты?[длинная пауза]
У тебя вообще есть мечты?[смеется]
Б.Г.: Серьезными вопросами задаешься. Испытать себя здесь в PinchukArtCentre. Добиться успеха в привлечении украинских художников к международном контексте. Помогать украинскому контексту развиваться. Увидеть, как участники «Кураторской платформы» растут и занимают важные должности в центре арта. Продолжать делать выставки высокого уровня, поскольку это всегда вызов, всегда толчок до следующего уровня.
Бйорн Гельдхоф, арт-менеджер в PinchukArtCentre (с ноября 2009 года). До этого на протяжении трех лет он работал с бельгийским художником Яном Фабром как координатор выставок. Также работал профессором в консерватории Кортрейку (Бельгия) и в Janus Magazine. Получил степень магистра из истории искусства в Левенском католическом университете (Бельгия).