
Главными элементами экспозиции в Большом Антикварном Салоне столицы – стали доспехи «крылатых гусаров», основной ударной силы войск Речи Посполитой ХVII - ХVIII ст., в таких доспехах поляки воевали с войском Хмельницкого.
На украинском антикварном рынке появился большой масштабный проект - Большой Антикварный Салон - в Киеве выставку устроили уже в четвертый раз. Во второй раз за эти четыре года – выставка прошла в «Художественном Арсенале», это самое уместное место для такого грандиозного проекта в столице. Тем более, одной из изюминок нынешнего Салона стал проект «Арсенал в Арсенале», который совместными усилиями презентовали Львовский исторический музей и Львовская национальная галерея искусств.
Их собрания хорошо известны в Европе, а теперь и в Киеве, следом за Варшавой, Краковом и Веной, представили коллекцию старинного уникального оружия и батальной живописи ХVI - ХVIII ст. Здесь - старинные ружья, сабли, арбалеты, топоры, тесаки, ятаганы. Главным элементом экспозиции – стали доспехи «крылатых гусаров», в таких поляки воевали с войском Богдана Хмельницкого и ханской ордой.
«Везли их сюда в разобранном состоянии, - рассказал мне старший научный сотрудник Львовского исторического музея Тарас Рак. - Каждая деталь ехала отдельно, замотанная в клеенку. В одном костюме - суммарно 20-22 килограмма. Это уникальная коллекция, аналогов ее в мире практически нет».
Оружия на Большом Антикварном Салоне в этот раз было много. Да, Музей частных коллекций Александра Фельдмана представил в рамках Салона коллекцию короткоклинкового холодного оружия Индии XVII - XIX веков. В одном зале можно увидеть около 50 редких и уникальных индийских кинжалов и ножей, среди которых ножи, - катаров, ханджари, чилануми, ханджарли, кард и другие типы оружия, популярные как на Востоке, так и на Западе. Каждый такой кинжал сейчас стоит по меньшей мере 30 тысяч долларов. А раньше, по словам кураторов выставки, за одну красивую саблю давали не меньше чем десяток дорогих коней.
В экспозиции больше всего катаров - сугубо индийского оружия, которое не имеет аналогов в мире. В западной литературе так принято называть традиционные индийские кинжалы толчкового типа, которые имеют металлический эфес рамочной (Н-подобной) конструкции, с поперечно расположенной рукояткой. Их местное название - джамадхар, что в переводе означает «язык бога смерти».
В экспозиции также есть два кинжала, выполненных индийскими мастерами в арабском стиле. Один из них имеет золотую оправу с драгоценными камнями, а второй - позолоченную бронзовую оправу с гравируемым орнаментом и прозрачные стеклянные накладки на рукоятке. Что интересно, почти все образцы оружия в экспозиции имеют клинки из разных сортов знаменитого булата, секрет производства которого по различным причинам был потерян еще до конца ХVIII ст. А большинство образцов украшено в той или иной мере золотой или серебряной насечкой, которая известна в Индии под названием «кофтгари».
Что же касается собственно искусства, то главное место на нынешнем Салоне занимает выставка работ Виктора Зарецкого - участника диссидентского движения 1960-х гг., универсального художника и эстета, который создал собственный стиль «метафорических видений», который соединил европейскую сецессию с украинской традицией. Зарецкого называли «украинским Климтом» (Густав Климт - австрийский художник, основоположник модерна в австрийской живописи).
Чтобы представить в рамках одного проекта произведения Виктора Зарецкого, свои усилия объединили четырнадцать музеев Украины и почти двадцать частных коллекционеров. «Это уникальная выставка, - утверждает сын художника Алексей Зарецкий. - Подобная состоялась лишь в 1992 году, но даже тогда выставлялись только киевские работы. А теперь работы предоставили областные музеи и частники».
Как рассказал мне заместитель генерального директора «Художественного арсенала» и куратор выставки Александр Соловьев, роботы Зарецкого сейчас можно оценить приблизительно в 10 тысяч долларов за каждую. «В 1990 году двадцать работ Виктора Зарецкого продали на аукционе «Christie's» - напомнил Соловьев. - На то время это было очень престижно, с тех пор Зарецкий входит в международный рейтинг художников. А ценность этой выставки в первую очередь в том, что здесь представлены работы всех этапов творчества этого знакового художника».