
Дети стремятся оздоровить современное телевидение собственными проектами и хотят, чтобы их мини-фильмы транслировали на национальном или региональном телевидении. Однако ни одной работы медиастудий на телевидении не показывали, их можно пересмотреть только в интернете.
«Сейчас говорят, что это неформат. Но я не верю, что это так, потому что когда мы приезжаем на фестиваль в Германию, наши работы берут и показывают в разных странах мира, - рассказала MS Ольга Зеленская, режиссер, руководитель медиастудии «Птицы», член Общественного совета при Национальном совете по вопросам телевидения и радиовещания.
- Когда все же удавалось благодаря друзьям-журналистам показать что-то в эфире, то после трехминутного ролика в студию звонили много зрителей с благодарностями». Важное условие успеха, рассказ о юных творцах проекта. Лучше пригласить детей в студию, чтобы они сами рассказали о процессе работы, успехи и сложности.
В пресс-конференции участвовали также Ольга Герасимюк, журналистка и народный депутат, и Николай Княжицкий, гендиректор телеканала ТВи. Они высоко оценили содержание и техническую сторону работ. Николай Княжицкий поинтересовался, кто именно занимался операторской работой и монтажом, и предложил юному режиссеру монтажа Алексею Казаренку практиковаться на телеканале ТВи.
Однако гости пресс-конференции не смогли предложить реальных механизмов, как сделать так, чтобы мнение детей услышали. Диалог детских медиастудий с Нацсоветом происходит сложно, точнее его почти нет. В прошлом году на июньский круглый стол, посвященный детскому телевидению, представителей студий и «Юн-пресс» пригласили, однако слова им так и не предоставили. В ответ на это дети рисовали шаржи в адрес организаторов круглого стола (рисунки с пустыми залами и грустными микрофонами), посылали их в Нацсовет. На круглый стол в декабре детей вообще не пригласили.
Руководители детских студий также говорят о недостаточном количестве мастер-классов. Раньше ежегодный фестиваль «Хрустальные источники» (Международный детский молодежный фестиваль аудиовизуальных искусств. - MS) имел отголосок в виде недели мастер-классов в Пуще-водице или в других регионах.
В настоящее время такие мероприятия невозможны в первую очередь через нехватку специалистов в сфере медиаобразования. Раньше этим активно занималась Ассоциация деятелей кинообразования и медиапедагогики Украины, учителей с педагогическим образованием брали на третий курс университета им. Карпенка-карого и предоставляли им квалификацию медиапедагогов. Учителя учились заочно и бесплатно. Но после того, как ушла из жизни Г.К. Поликарпова (автор учебных программ из аудиовизуальной культуры, методики учебы основ киноискусства), таких программ уже не проводят.
В регионах работают те медиапедагоги, которые успели получить второе высшее образование, они проводят учебные семинары, однако их очень мало. «Мне кажется, что такое образование нужно внедрять в педагогических университетах - как отдельную специализацию», - говорит Елена Зеленская.
Активисты медиастудий писали много писем в Министерство образования с просьбой, чтобы в школах наконец ввели урок медиаобразования. Изучая отечественное и зарубежное киноискусство, основы журналистики, ребенок сам сможет оценивать качество медийных продуктов. В далеких мечтах - американская система, когда ученик может взять видеокамеру в библиотеке на свой абонемент.
Тем временем украинские школьники своими работами оспаривают распространенное мнение о деградации молодежи перед монитором компьютера. На фестивалях они добывают награды, в частности, как рассказали организаторы мероприятия, детская студия «Шаг» получила 37 золотых кубка мира. Кроме того, на фестивалях украинские проекты выделяются позитивной тематикой.
«Работая в других странах, я вижу, какие есть пессимистические работы, - рассказала Елена Зеленская. - Например, работы из такой страны как Норвегия, у них много суицидальной тематики - тот вены порезал, тот повесился. А наши работы полны солнечного луча, оптимизма, надежды на жизнь».