
Куратор Недели актуального искусства Влодко Кауфман в свое время обостренно провокационно охарактеризовал современное искусство как «не комфортное, неприятное, бессмысленное»... Произведения представителей contemporary art в действительности по большей части акцентированные на актуальных проблемах, нестандартных ситуациях, обостренных состояниях etc.
Поэтому эмоционально позитивный перформанс «Ostatni taki seans lata» в пределах нынешнего ТАМу известного польского художника и куратора, который 13 лет работал в сфере культурной политики в Украине (на протяжении 2005 — 2010 г. — директор Польского института в Киеве) Юрия Онуха был неожиданным.
В костюме капитана далекого плавания господин Юрий встречал у входа к кинодворцу «Коперник» тех, кто пришел на действо (а зрители заполнили весь зал), вручал каждому карточку формата визитки с надписью «Оставь жизнь самой жизни. Пусть себе идет», а на обороте — время востока и захода Солнца в тот день, 25 августа, во Львове... Конечно, все ожидали классического перформанса, зато в кинозале... демонстрировали фильм — простую историю-сказку о том, что наши мечты и желания могут осуществляться, иногда очень удивительно. А на выходе из кинотеатра перформер и проводник в мир мечты и сказки благодарил каждого зрителя. Этот перформанс был для него действительно своеобразным «последним сеансом лета» в Украине, ведь Юрий Онух вскоре будет работать директором Польского института в Нью-Йорке.
Дни искусства перформанс, что их в 2006 году положил началу в Украине именно Юрий Онух, впоследствии перебазировались во Львов и является одним из мощнейших и наиболее интересных блоков Недели актуального искусства, что уже в третий раз состоялся в этом году во Львове, от 20 до 29 августа. Во второй раз в рамках мероприятия организовывали школу перформанса — занятие проводили известный польский художник, автор искусных перформансов, которые всегда приковывают внимание зрителей и держат в эмоциональном напряжении, один из самых авторитетных европейских перформеров Януш Балдига, а также швейцарская мастерица Барбара Штурм и израильская Тамар Рабан.
Дни искусства перформанс дают возможность увидеть перформанс в исполнении художников разного возраста, разной школы, из разных стран. С применением разнообразных материалов (мак, мед, стекло, дерево, вода, бумага, земля, гипс, слово, музыка...). Разные по продолжительности и эмоциональному наполнению. Приближены к зрителю и дистанцированы. Прозрачные для понимания и те, которые предопределяют несколько трактовок, а некоторые загоняют зрителя в «ступор». Одно слово, настоящий праздник для львовских гурманов от перформанса :). А таких собиралось немало в Первом украинском театре для детей и юношества, помещение которого очень удачно вписалось в концепции перформансов, которые задействовали и чердак, и крышу, и двор, и сцену театра...
Дни искусства перформанс во Львове. Наиболее эмоционально трогательным был перформанс Тамар Рабан. Начав с рассказа об истории своего семейства, израильская искусница настроила зрителей на медленное и длительное действо (в трех частях). Но постепенно эмоциональное напряжение усиливалось и в конечном итоге поглотило зрителей — автор приобщил их к, казалось, бесконечному, выполнение простых движений-действий, которые сопровождали звучание грустной и чистой детской палестинской песенки... Частью перформанса был также рассказ мастерицы о поездке Тамар накануне действа в украинский Ковель, откуда родом ее отец, который выехал в Палестину на учебу (семейство, которое осталось в Ковеле, уничтожили нацисты), а также прочитан польским языком лист тети.
Тест на терпимость и человечность, скорость реакции и решительность предложила польская мастерица Иза Тарасевич в своем перформансе, также привлекла, хотя и другим способом, к созданию действа публику. Перформерка предложила всем снять обувь, подняться на сцену театра и разместиться поудобнее. Одела на таз, грудную клетку и плечи гипсовые «доспехи», оперлась руками и коленями на пол и так и стояла... Сначала зрители «ожидали и надеялись», что мастерица вот-вот «упадет», не удержавшись, и в этом и будет замысел перформанса. Однако Иза и дальше испытывала терпение и силу мышц публики, ведь и зрителям, и автору так или иначе приходилось хотя бы минимально изменять положение тела, пусть как удобно они устроились. Перформанс мог завершиться по-разному, и можно выдумывать вероятные финалы, например такой почти фантастический, когда зрители постепенно расходятся и покидают мастерицу саму... Но львовская публика была достаточно гуманна и решила освободить перформерку от «пут». Звучали предложения поцеловать девушку, разбить гипсовые «доспехи» металлическим прутом, который лежал рядом... В конечном итоге, таки размотали провода, с помощью которых гипс был закреплен. Автор поблагодарил всем за терпеливость...
Одним из кратчайших, однако напряженным был перформанс Анни Плотницкой из Польши. Мастерица держала в руках большой кусок стекла, размером с человека, постепенно подвигая руки по нему. Тогда обвела всех взглядом, улыбнулась и бросила стекло на пол. Оно, невзирая на ожидание публики, не разбилось...
Приблизительно 30 килограммов мака и литровая банка меда понадобилось польской мастерица Натали Вишневской, если бы продемонстрировать ритуализованный перформанс «Кутя» (в названии обыграны три смысла слова в польском языке — искупление, кутья и я). Перформерка стала на колени в высыпанный мак, ассистент вылил на нее банку меда, который она ножом отскребывала и выливала назад в банке, — удалось насобирать совсем немного...
Огонь, воду и зеркальное отображение соединил в «Двойном погружении» львовский художник Мирослав Вайда, «сжигая» факты, которые исчезают из памяти, и «высвечивая» воспоминания, которые остаются (именно из памяти, по словам писателя Анджея Стасюка, возможно, складывается душа).
Дни искусства перформанс во Львове Перформерка из Польши Марта Котвица продемонстрировала гендерный перформанс «Дирижер» — вариации на тему взаимоотношений мужчины и женщины, попытки женщины дирижировать и (не) возможность избежать страданий.
Житель Львова Влодко Кауфман предложил интеллектуальный перформанс, во время которого демонстрировал попытки раздвинуть рамки (визуализированы двумя колодами, которые художник расшатывал, заполняя пространство между ними белой бумагой), попытки выйти за пределы (Влодко завернулся в бумагу, которая потом разорвала, чтобы вырваться), найти свободное и чистое пространство...
Енергетично насыщенный перформанс «отстучала-отбарабанила» ногами на крыше одетая в вышивку швейцарская мастерица Барбара Штурм, как будто преднамеренно загоняя себя в ситуации безвыходного положения и пытаясь из них вырваться: выливая воду на голову или разрывая чулки...
Житель Львова Владимир Топий в наполненном художественными обидами и сакральными смыслами перформансе «Слова» создал образ библейского пророка, который пишет Книгу. Художник замазал глиной закрепленные на белом полотне четыре книги, которые напоминали окна (в мир Слова) и в то же время ассоциировались с четырьмя евангелиями («Сначала было Слово.».). Тогда вымазал глиной себя и нарисовал этой глиной на другом полотне развернутую книгу...
P.S. Во львовских залах еще длятся выставки, открытые в пределах ТАМу. В частности, живопись Романа Жука в галерее искусств, проект «2» Тиберия Сильваши и Василия Бажая во Дворце искусств, а «Волчок» экспонирует интересную подборку работ авторов польской галереи «Biala». А в дальнейшем Неделя актуального искусства, вероятно, будет происходить в формате биеннале.