В середине февраля всеукраинский фестиваль альтернативной музыки «Рейвах» «гудел» свой первый день рождение у себя дома — в Тернополе.
Знаете ли вы хотя бы один фест, какой бы смог устроить свои сейшены почти по всей Украине? Обычно такие акции проводятся в каком-то одном месте, а здесь... Сумы, Тернополь, Киев, Николаев, Запорожье, Житомир, Полтава. И все это только по году существования «Рейваху», а если говорить официально — Всеукраинской сети художественных креативных клубов. Но уникальность «Рейваху» (для тех, кто не знает, за словарем Гринченко, рейвах — беспорядочно разбросанные вещи, кутерьма. — Авт.) не только в его географии. Ни одно другое собрание разнообразных команд не сопровождается еще и перформансами художников, фотографов, качественным видеорядом, и главнее всего — свободным духом, свободой самовыражения.
Весь карнавал музыки, кино, живописи и общения был изобретен Зоряном Безкоровайним, лидером тернопольской группы «Неймлес». Как ему удается почти ежемесячно находить достаточно большие средства, чтобы приглашать на свой фестиваль группы, принимать армию журналистов, ставить всегда качественный звук и арендовать лучшие залы, остается тайной. Господин Безкоровайный не является богатым человеком (как кое-кто считает), он просто имеет внутренние батареи, которые дают достаточно энергии найти все необходимое для жизни своего детища.
День рождения «Рейваху» проходив в наиболее пригодном для подобной акции помещении города — ЦДМИ им. Довженко. И опять организаторы удивили своей изобретательностью и нестандартностью мышления. Все происходило в двух залах (!): в фойе и непосредственно на главной сцене. Входя внутрь, народ сталкивался с двумя небольшими подиумами и экраном. Там свое искусство демонстрировали киевский ветеран перформансу Федор Тетянич, известный под ником Фрипулья, который невероятными костюмами и экстравагантным поведением просто шокировал тернополян, а также местный нойз эмбиентный группа Zsuf. Не ввиду того, что «Рейвах» знают в Тернополе лучше, чем где угодно, пришлось видеть многочисленные лица с выражением откровенного восторга.
Почти одновременно с «нижней» стартовала главная сцена на втором этаже, и ЦДМИ начал напоминать хаотический муравейник, полностью отвечая названию действа. Грустить здесь не удалось бы даже при большом желании: кучки тинэйджеров непрерывно сновали между сценами, разглядывая патетическую поступь Фрипульи, более умеренные хлынули на выставку работ художников и фотографов, а те, кто пришли исключительно на музыку, старательно трясли хаерами под сценой, которая в первый день была с привкусом панка и гранжа. Местные группы «Неаттестованные», «Фудди Дудди», «Мандраже» находили сторонников среди наиболее молодых хедбангеров. Поражающий выступила львовская группа «Лузер», которая своими панковскими заявлениями наподобие «Хочу Бритни Спирс» довел альтернативную молодежь до экстаза. Настоящим открытием, по крайней мере для киевских журналистов, стала команда «Верховная Измена». Совмещая джаз-рок, фанк, хип-хоп, да еще Бог знает что, «изменники» достигли невероятного уровня драйва, а их откровенно политические и социальные тексты обречены на большое будущее в свете года выборов Президента Украины. Хедлайнери первого дня, готы Audi Sile, из небольшого местечка Козовы, показали шоу очень высокого уровня, умудряясь вдвоем (время от времени к ним присоединялась вторая вокалистка) приковать намертво все глаза к своему выступлению. После него везде можно было услышать: «украинский Rammstein!»
Одним из самых ярких моментов первого дня стал выход супермодного среди «продвинутой» молодежи столичного художника Геннадия Гутгарца. Он вместе со своей почти полностью обнаженной моделью вызывал у местной публики эстетичный шок. Впечатление усиливалось тем, что вестибюль, где все происходило, почти не отапливался, и модель, демонстрируя прекрасную пластику, в сочетании с красками Гутгарца, очень живописно дрожала. От ее тела, которое напоминало радугу, шла пара. Безразличным не остался никто.
Второй день «Рейваху» отметился приездом «звезд». Из Киева прибыл музыкальный десант в составе групп «Андерсон» и «Счастье», а хедлайнерами стали группы из Центральной и Восточной Украины. Идя на определенный риск, из-за того, что команда из Днепропетровска и поет русской, Зорян привез «Я и друг мой грузовик», а также мастеров эпатажа — Сумы «Хаммерман уничтожает вирусы», — от которых московские фаны уже давно ловят неслыханный кайф.
Артподготовка из нескольких местных команд самых разнообразных стилей прошла под умеренный энтузиазм зала, и по-настоящему людей завели «Андерсон», а затем «Счастье». Герой вчерашнего вечера, Гутгарц, в этот раз шаманил просто на сцене вместе с «Счастьем», которые специально подобрали свой старый десятиминутный неофлойдовский хит Jack the Ripper's song. Закончился перформанс Геннадия под выступление «Верховной Измены». При этом лица фронтменов «Счастья» и «Измены» были раскрашены и напечатаны на «картине».
«Я и друг мой грузовик» не зря назван хедлайнерами. Такое шоу, такую экспрессию и драйв большинство собравшихся видели впервые. Уникальность группы в том, что их всего лишь трое: вокалист, басист и барабанщик, а звучат они, как целый оркестр. Фронтмен Антон приятно удивил чистым украинским языком, который он применял между песнями, а иногда и в самих текстах, импровизируя на ходу. Зал просто неистовствовал! В единственном порыве сотне фанов прыгали на протяжении всего выступления «грузовиков». Аж вот наступила очередь десерта в виде «хаммерманов». Невзирая на нескрываемое враждебно отношение некоторых пьяных и обкуренных отморозков, «Хаммерман уничтожает вирусы» сыграл свой сет полностью, храня олимпийский покой. Выступление группы стало действительно альтернативным подарком «Рейваху» на его первую годовщину, и коллеги из других команд иначе как героями их просто не называли.
Надеемся, дальше будет.