
Поляки привезли в Украину рисунки Бруно Шульца. С 10 апреля до 9 мая в Национальном художественном музее будет длиться выставка «Город Шульца» — произведения нашего земляка в Украине будут представлены впервые.
И знакомству с ними мы должны благодарить соседям-полякам и Году Польши в Украине. Представленная экспозиция собрана из коллекции Музея литературы имени Адама Мицкевича в Варшаве. Этот музей может похвастаться не только наибольшим собранием трудов Бруно Шульца, но и регулярным, активным и достаточно добросовестным пропагандированием его творчества в мире. Картины Шульца уже видели Париж, Нант, Лондон, Дюссельдорф, Иерусалим, Генуя, Стамбул... И вот наконец — их увидят и украинцы.
Бруно Шульц (1892—1942), который широко известным в Украине стал лишь после того, как его настенные фрески были тайно вывезены в Израиль, родился в Дрогобыче, в зажиточной и уважаемой семье. Его отец Якуб был купцом, торговал мануфактурой. В детстве Бруно мечтал о карьере архитектора и даже начал изучать архитектуру в Высшей технической школе во Львове. Первая мировая война заставила парня оставить учебу и идти работать учителем труда и рисования в дрогобычских школах. Увеличенное фото — Бруно Шульц вместе со своими учениками в классе — является центральным экспонатом «Города Шульца», главным акцентом выставки, прелюдией до всего того, которое выйдет из-под пера и кисти Шульца впоследствии.
Биографы утверждают, что переломным моментом в творчестве Шульца стало издание в 1933 году его «Цинамоновых магазинов» — именно тогда критика признала его одним из наиболее интересных польских писателей-авангардистов. Известная польская писательница Зофъя Наталковская взяла его под свою опеку, ввела к художественным салонам Варшавы. В журналах появляются рассказы Шульца — «Вторая осень», «Июльская ночь», «Гениальная эпоха», «Санаторий под клепсидрами», некоторые свои произведения Шульц иллюстрирует... Активной творческой жизни после «Цинамоновых магазинов» судьба отмеряла Шульцу всего лишь восемь лет: в 1941-ом он вместе со всеми евреями Дрогобыча был вынужден переехать к гетто. Варшавские друзья переправляют ему фальшивые документы, но убежать Бруно не судилось — от пули гестаповца он погибает на улице гетто.
«В произведениях и рисунках Шульца мир существует как таинственная книга, данная человеку для того, чтобы она ее прочитывала, — говорит куратор выставки, руководитель отдела искусств Музея имени Мицкевича господин Лукаш Коссовски. — Прочитать в ней можно о смысле мира и смысле собственной жизни. Такое символическое виденье мира отвечает еврейской традиции, согласно которой, познание мира принимает материальный образ книги. Отсюда лишь шаг до предоставления фундаментального значения слову».
Для того, чтобы понять рисунки Шульца, стоит прочитать его прозу. Персонажи и в прозаических, и в художественных произведениях — одни и те же, с той лишь разницей, что в прозе они существуют благодаря слову, а в рисунках — благодаря штриху. Женщины в Шульца — лица надменные, нарядные, развращенные, пренебрежительные... Мужчины — неполноценны: инвалиды, карлики, чудовища... Они лишь и умоляют, что припасти к ногам женщины. Те им спесиво позволяют это делать. Иногда...
«Казалось бы, что в прозе и рисунках художника, — продолжает Лукаш Коссовски, — появляется типичное провинциальное еврейское местечко, уютное и ограниченное своей культурой. Однако временами оно становится суррогатом мультикультурной промышленной метрополии, космополитической, хищнической...» И именно Дрогобыч, какой Шульц называл республикой мечтаний, по словам господина Коссовски, стал объединительной идеей выставки. Провинциальность этого города Шульц побеждал силой своего воображения, в который раз доказав, что провинциальность — определение не топографическое, а психологическое. И известная поговорка в этом случае сработала лишь наполовину: гений Бруно Шульц родился в провинциальном Дрогобыче и умер здесь же, а не в далеком и сытом Париже. Выстраданный город, где он жил и работал, не отпустил его...
Людмила ОЛТАРЖЕВСКАЯ