
Что может окутывать морской волной и шелком, касаться травой и цветами, овеивать солнечным ветром, петь ключевой водой, озарять звездным светом, вселять нежность, счастье, надежду, печаль, радость? Наверное, только музыка.
И есть голоса, которые нам кажутся травой, морем, ветром, источником, звездами, счастьем... Все это есть в пении Юлии Ромы, молодой киевской исполнительницы, вокал которой поражает красотой, мягкостью, деликатностью, акварельностью. Ей подвластна вся палитра чувств: от грусти-страдания к оптимизму-радости.
Очень справедливо на международном джазовом конкурсе в Донецке Юлия Рома была награждена в номинации «Джазовая эстетика». Такого интеллигентного пения в Украине надо еще хорошо поискать.
В «мейнстриме», в авторских произведениях, в бразильской и американской музыке она выделяется своим стильным звучанием. Сольный альбом певицы «Heartbeats» можно считать первым авторским англоязычным альбомом в джазовой музыке на поприщах Украины.
Дебют Юлии Ромы состоялся в 1997 г. на Международном джазовом фестивале в Донецке с патриархом украинского джаза Евгением Дергуновым. Позже результатом творческого тандема Юлии Роми и пианистки Натали Лебедевой становится создание в 1999 г. группы «Night Groove», которая на сегодня является одной из лучших джазовых команд в Украине. География концертных выступлений коллектива охватывает практически все джазовые площадки страны, плюс столичная клубная жизнь. Юлия выступала с концертами на Кипре, Мальте, записывалась в телепрограмме Леонида Гольдштейна «35 минут джазу», участвует в радиопередаче Петра Полтарева — «Джазовый гурман», является желательной гостьей на радио «Ренессанс».
Юлия Рома участвует практически во всех международных джазовых фестивалях в Украине, часто «прихватывает» и русские, приобщается к джазовым праздникам в Латвии.
С 2004 г. Юлия Рома — преподавательница джазового вокала учебного комплекса «НМАУ имени П. И. Чайковского — КДВМУ имени Р. М. Глиера».
Самое радостное и значащее событие 2007 года — рождение сынка.
В настоящее время Юлия Рома работает над подготовкой материала к следующему альбому, который также должен быть авторским, песни будут звучать родным украинским языком. Следовательно, ветер ее музыки подул из Украины на весь мир.
— Плохая певица — это надрыв, крик, форсаж. Хорошая певица — это гибкость и мощь, это пантера, который мягко ступает, но мощно прыгает. Но, чтобы стать пантерой, надо жить среди пантер. За Вашим мягким, интеллигентным пением слышится сила, которая при необходимости проявится. Это я к вопросу о школе, учителях. Что Вас формировало?
— Не мне судить, пантера я или кошка, хорошая или плохая певица. Пою, как чувствую, делаю то, что окутывает меня эмоциональным комфортом. Меня сформировало окружение, музыканты, с которыми работаю, музыка, которую слушаю, педагоги: я закончила Выше государственное музыкальное училище имени Глиера, училась у очень интеллигентной певицы Татьяны Руссовой. Огромное влияние на мое мировоззрение, на ощущение музыки, на вокальную подачу, на жизненный опыт произвела джазовая пианистка и педагог Наталья Лебедева — человек тонкий, чуткий, что не терпит наименьшую фальшь. Сотрудничество с ней — это процесс учебы, сколько раз, было: работаю над какой-то песней, Наташа говорит: «Нет, так не хорошо, попробуй еще раз, почувствуй эту глубину». И намеком подсказывает направление.
Если хочешь быть интересной людям, надо учиться при наименьшей возможности — прислушиваясь к коллегам, собственной интуиции, ориентируясь на мировые образцы. И постоянно находиться в процессе поиска самого себя, жизнь — это процесс обмена: общество — ты, музыка — ты, информация — ты, природа — ты.
— А как Вы относитесь к упрекам, что, мол, украинская джазовая среда — это мелководье сравнительно, например, с русским, польским, не говоря уже об американском?
— Я не принадлежу к тем, кто позорит родное. С другой стороны, мне трудно оценивать ситуацию объективно, поскольку я нахожусь в середине этой среды. Но я точно знаю, что в Украине не так уж и мало выдающихся музыкантов, уровень которых не уступает уровню русских и европейских грандов. Может, у кого-то другая мысль, может, кто-то просто меньше знает наших музыкантов, в конечном итоге, меньше понимает в наших реалиях, потому создается впечатление, что украинский джаз худший.
Хотя надо признать, что украинских звезд меньше, рынок не очень насыщен, ведь миновало только лет десять, как джаз в Украине начал развиваться более-менее активно (а сколько талантов выехали за границу!), в стране мало стало джазовых площадок (они сосредоточены преимущественно в столице), потому музыканты не имеют возможности активно выступать и шлифовать свое мастерство. Проблематичным является продюсирование, хотя Алексей Коган, Петр Полтарев, Аркадий Овруцкий, Владимир Соляник прилагают достаточно большие усилия: организуют концерты, устраивают фестивали, приглашают сильных музыкантов. Этим людям, бесспорно, надо сказать большое спасибо за то, что они заботятся украинским джазом и всячески его поддерживают.
— С кем из украинских звезд Вы работали и работаете? Имеете ли опыт творческих контактов с заграничными музыкантами?
— С 1999 года я солистка группы «Night Groove».
— Как название расшифровывается?
— В переводе с музыкального сленга «groove» значит движение, ритм, шатание, одно слово, ритмичная подкладка. А «night» с английского — ночной.
В составе группы, кроме клавишницы Натали Лебедевой, играют Алексей Фантаев — барабаны, Игорь Закус — бас-гитара, Артем Менделенко — саксофон, Александр Павлов — гитара.
Алексей Фантаев учился в израильском филиале знаменитой американской музыкальной школы в Беркли, еще в 1994 году он был признан наилучшим барабанщиком Израиля. Но так случилось, что он вернулся в Украину, остался, и мы начали с ним работать. На первых же общих выступлениях я получила от Фантаева сильный эмоциональный заряд, колоссальный поток позитивной энергетики, поток правильного звучания (любой стиль у него звучит так, как должен звучать), он наполняет музыку образами, индивидуальностью и особенным содержанием.
Игорь Закус — яркая звезда среди украинских басовых гитаристов, с недавних пор — продюсер, организатор концертов «Джаз-круг», очень надежный человек, интересный композитор и аранжировщик.
Гитарист Сашко Павлов в этом году стал лауреатом первой премии международного конкурса джаза.
Артем Менделенко, по моему мнению, наилучший альт-саксофонист страны, у него ошеломляющий звук, он замечательный мелодист, часто гастролирует как сольный музыкант.
С кем из заграничных музыкантов пела? Есть в моей биографии красивый эпизод, когда я в сейшени выступала вместе со знаменитым басистом Мэтью Гаррисоном. Был счастливый случай, когда в Украину приезжала бразильская звезда Мауша Аднет. Во время ее выступления ведущий Алексей Коган предложил мне выйти на сцену, меня вытянули просто из зала: я с ней запела дуэтом, это было записано, и даже есть в сборнике «В джазе только девушки». Приходилось выступать с финским пианистом Микой Похйола, польским горнистом Петром Войташеком, русским пианистом и вокалистом Сергеем Манукяном, было немало общих выступлений с американско-украинским басовым гитаристом Андреем Арнаутовим, делала общие проекты с немецким саксофонистом Гьотсом Грюнбергом.
В дальнейшем, возможно, буду работать еще с кем-то, Господь, наверное, дает только то, что необходимо человеку, удовлетворяет ее духовные потребности; по-видимому, пока что меня устраивает то, с кем я работаю, с кем общаюсь... Будет мало, Бог даст новые возможности.
— Правда ли, что джазовый мир Украины клановый, разъединенный? В какой мере это мешает музыкантам?
— Мне трудно судить насколько развитая клановая. Существуют, наверное. Скорее в музыкальном плане: кто-то с кем привык работать, кто-то кого-то игнорирует...
— Или против кого-то настроены.
— Лично я никогда в жизни против кого-то не настраивалась, бороны Боже. Все зависит от человека. Это самое отвратительное дело — обсуждать кого-то. Тот, кто этим занят, он просто расточает свое время, это деструктивно в первую очередь для зачинщика.
Клановая договоренность существует преимущественно на околоджазовом уровне, на организаторском, продюсерском, поскольку идет распределение концертных майданчиков. Когда в отношения вмешиваются деньги, тогда и возникает противостояние определенных групп. Но чем больше человек погружается в творчество, в самовыражение, находит себя, свою нишу, тем лучше она успокаивается, перестает дружить против кого-то.
— Что является основой Вашего репертуара? Чем Вы руководствуетесь, отбирая то или другое произведение?
— Критерий у меня один: избираю только то, что мне подсказывает чувство, что мне близко. Так сложилось, что отзыв в моей душе находит бразильская музыка. Кажется, Алексей Коган сказал, что Юлия Рома — это Бразилия с украинскими глазами. Охотно интерпретирую фееричную бразильскую музыку. Изучаю язык, надеюсь, что впоследствии буду ее знать, как английскую.
— Идет речь об испанском?
— Бразильская музыка - это португальский язык, она мягче, чем испанская. Есть, кстати, еще и коренной бразильский язык, который внутри себя разделяется на диалекты.
Кроме бразильской музыки, я пою мировые джазовые стандарты, свинг, и раньше и теперь учусь на классике, это Елла Фицджеральд, Сара Вон, Бетти Картер, Дайана Шура. Мои любимые современные джазовые певицы — Диана Ривз, Деде Бриджиуотер.
— Не потому ли наши музыканты и слушатели так любят бразильские ритмы, гармонии, мелодии, что есть родство между украинским и бразильским менталитетами?
— Возможно. Украинская народная музыка очень тепла, душевна, мелодична, часто темпераментна (вспомним Буковину и Гуцульщину). А Бразилия — это страна солнца, где живут очень зажигательные, чистосердечные, сентиментальные люди, потому в них такая и искрометная, и жалостливая музыка, что никого не оставляет безразличным.
— Каждый исполнитель, безусловно, стремится расширить свою аудиторию. Одно дело петь английским или португальским языком, другое — родной украинской. Мировой опыт говорит о том, что опора на фольклор — это залог успеха. Какие в этом плане Вас замыслы греют?
— В настоящее время у меня наступил такой этап, когда я пытаюсь на фестивалях, концертах исполнять только авторские произведения. Украиноязычных песен у меня собралось на альбом, большинство из них я апробировала в клубе арта «44». Кстати, украинской начала складывать песни прошлой весны, и этот творческий порыв не угасает.
Перед этим у меня вышел авторский англоязычный альбом (тексты и музыка мои), это тоже было из разряда «попробовать».
В ближайшем будущем, надеюсь, начнем репетиции и записи «украинского» альбома. В нем не будет аутентики, потому что я ею не занималась, возможно, в близком будущем попрошу свою бабушку созревать мне народных песен, которых она знает огромное количество, но пока что я не хочу в этом направлении делать никаких неискренних движений.
Песни я пишу с четырнадцати лет, — в родной школе в моем любимом провинциальном городе Ладижин я была постоянной участницей всех концертов и вечеров (часто пела собственные песни под собственный аккомпанемент на фортепиано), в музыкальной школе выступала с хором как солистка. После десятого класса, не закончив одиннадцатилетнюю школу (мама была в шоке), поступила в Киевское училище имени Глиера. Опыт складывания собственных произведений продлился в училище, я писала песни к каждому академконцерту. Потом это на пять лет прекратилось, точнее, перешло на другой уровень: я начала учиться джазовой музыке, стала импровизировать по гармонии, искать мелодии, складывать их на ходу, что также было "моментом" композиторства.
Потом опять пришло время песен, я решила попробовать писать музыку на собственные английские тексты, — альбом "Heartbeats" создавался полных два года: 2004-2005.
— А какие Вы видите пути расширения своей аудитории?
— Я для этого совсем ничего не делаю, потому что уверена: как должен быть, так и будет. Возможно, эта пассивность кого-то раздражает, а я нормально чувствую себя: сочиняю, пою, у меня есть свой слушатель. Расширение аудитории — это привлечение денег в первую очередь на рекламу. Это же известный закон шоу-бизнеса: любая звезда начинается с рекламы. А денег у меня на это пока что нет.
— Чем более широкая аудитория, тем эффективнее музыкант зарабатывает, тем более возможностей не быть привязанным к спонсорам, а вкладывать свои ресурсы у самого себя.
— Но для того, чтобы много зарабатывать, чтобы состоялся толчок рекламный, я, возможно, еще не сделала чего-то важного, чтобы привлечь внимание людей. Когда я в пятнадцать лет поступала в училище имени Глиера, я твердо сказала себе: «Если во мне ничего нет, никакой искры (хотя я безумно мечтала петь!), и я не поступаю, значит, я больше не буду поступать никогда, я ухожу из этого». Мне поставили за вокале девять баллов, и поскольку я была с красным дипломом, дальше прошла без экзаменов.
И теперь я говорю: может, я чего-то не сделала, может, я недостаточно талантливо подаю музыку, недостаточно талантливо складываю, чтобы роптать на то, что кто-то мне чего-то не сделал. Не хочу сетовать. Что жизнь дает, то мое, и слава богу. Будет больше, значит, так должно быть, нет - не заслужила. Поэтому насильственно, искусственно расширять аудиторию, рвать на себе волосы, говорить: ой, я не популярна, меня не показывают по телевидению, обо мне не печатают в газетах, я не буду. Не занималась самим пиаром никогда, и, дай боже, не буду заниматься.
- Кстати о волосах, у вас прекрасная прическа, это часть вашего стиля?
- Да, спасибо, мне тоже нравиться, правда я особо не задумывалась об особом стиле, раньше я делала наращивание волос недорого в салоне, но сейчас это мои волосы. Я себе нравлюсь с длинными волосами, а менять в имидже и стиле пока ничего не хочу.
— Многие наши исполнители сочиняют мелодии на убогие самодельные «стихи» (прошу прощение, речь не о Вас). Почему они не используют поэзию замечательных украинских поэтов?
— Наверное, на замечательные стихи нужно создавать замечательную музыку.
— Выходит какой-то недобрый компромисс: я пишу на свои стихи, потому что чувствую, что моя музыка не достаточно душевная. Да?
— Возможно, автор музыки не находит отзыв в этих гениальных стихах наших украинских метров. Ко всему надо дорасти. Я, честно говоря, слабый знаток украинской поэзии, не пробовала к ней обращаться. Но, может, в будущем?
— Мой одноклассник говорил: «Ух, ненавижу стихи Тычины и Сосюри». Спрашиваю: «А что ты читал»? — «А ничего не читал, потому что не люблю». Выходил заколдованный круг. К сожалению, этот «аргумент» есть в сердцах и сознании многих наших исполнителей, особенно эстрадников. Они выходят на сцену, случайно, поют симпатичные мелодии, но тексты никуда не годятся. И думаешь: это же в какой мере надо не уважать слушателя. У нас как рассуждают: чукча писатель, чукча не читатель, то есть я пою, это мне в кайф, остальные — по барабану. Однако же поют для людей, а не для себя.
— Интересно узнать, что Вас сильно раздражает из известных поп-исполнителей?
— Буквально все. Даже Александр Пономарьов убогие тексты поет, а «стихи» Славы Вакарчука, простите меня, глазами читать невозможно — они примитивны. Мне кажется, жанр песни загнали в прокрустово ложе упрощений, действует «принцип»: чем более примитивный текст, тем он более песенный, хитовый... Вроде бы.
— Наверное, девальвация культурных и духовных ценностей приобретает тотальный характер. Высокохудожественные стихи в настоящее время потеряли свою ценность, все тянутся к чему-то простому. С другой стороны, все чаще используют непонятные тексты, что бы ими привлечь, заворожить. Вот такая тенденция.
— Мол, есть в том волшебная недосказанность-потайная...
— Как бы там ни было, сравнивать Святослава Вакарчука и Александра Пономарева нельзя, это два совсем разных творческих подхода, разные песенные пласты. По моему мнению, Вакарчук личность во всем.
— Трудно с Вами не согласиться, Вакарчук личность и как артист, и как гражданин.
— Я не из Пономаревым, ни из Вакарчуком лично не знакома, но их творчество, их глаза, их подача музыки очень много говорят о них как о самобытных, самодостаточных исполнителях, но весьма разных.
— Всемирно-известного тенора Лучано Паваротти когда-то спросили: «Как распланировано ваше творческое время»? Он ответил: «Три-четыре месяца на год я занимаюсь творчеством, остальное время занимаюсь менеджментом самого себя».
— Правильно!
— А Вы говорите, что не будете этим заниматься.
— Во-первых, я не умею это делать. Если он (Царство ему Небесно) умел, то молодец, Паваротти сказал золотые слова: три-четыре месяца в году — творчество, остальное время — менеджмент. Может, я в ближайшее время найду замечательного продюсера, который меня будет продвигать на концертных площадках, на радио, телевидении, в печати. Чтобы действительно добиться увеличения аудитории, конечно, необходим очень грамотный менеджмент. А, чтобы самой им заниматься, необходимо иметь время.
— А у Вас теперь львиную долю времени забирает ребенок. Сколько вашему сынку?
— Постепенно к годку подбираемся.
— Когда-то Алла Пугачева сказала, что после рождения дочери у нее голос снизился минимум на тон. А как отразился на вашем голосе приход в этот мир самого драгоценного создания?
— Я не заметила каких-то изменений голоса — по высоте, тембральный, правда, концертов было пока не так уже много, если бы делать какие-то выводы. Но на последних выступал я почувствовала, что окрепла эмоционально, психологически и, если хотите, мировоззренческий, — после рождения сына я твердо встала на обе ноги. Раньше приходилось балансировать.
— Не появился ли замысел творческого прорыва, необычного проекта?
— Появилось огромное желание работать, выступать. Вы знаете, когда нет возможностей, всегда возникает огромное желание, так у всех людей наверное, бывает, — я чувствую, что могла бы дать кучу концертов, съездить на кучу фестивалей, и обычно, если я это буду делать, то состоится творческий прорыв.
— Музыканты - народ веселый. У многих есть клички, со многими случались «хохмы».
— Об одной такую «хохму», что породила прозвище, могу рассказать. Собираемся мы как-то на концерт в Днепропетровск, поезд-экспресс отходит в семь утра. Уже за пять седьмая, а нашего гитариста Сашка Павлова нет. Звоним по телефону: «Саша, ты где»? Он отвечает: «Так, так, так... ой, ой, ой... я сейчас, как метеор.». И гудки. Сашко так и не появился. Оказывается, он был в кровати — проспал, и после нашего звонка спал, лишь позже, когда проснулся, понял ситуацию. Эта «хохма» передавалась из уст в уста и теперь к Сашка крепко приклеилось прозвище «Метеор».
Другой казус случился лично со мной в ту «эпоху», когда я пела в ресторанах (в «Дежавю», у «Мамбо», это был, кстати, замечательный опыт). Как-то заказали песню из репертуара Пугачовой — «Все могут короли». Я открыла «спасательную» книжечку, нашла слова. Осознаю: эту песню я не пела никогда. А в ней припев начинается в одной тональности, потом — модуляция, и припев — в другой тональности. Я начало запела и припев помню, а что между ними — провал, не знаю. Когда стала петь этот переход, все музыканты начали сползать из стульев, я непреклонно дальше пела припев, потом опять — куплет, не зная, что петь в середине... Но пела! Музыканты, отвернувшись, просто хохотали, ошарашенные люди в зале с восторгом слушали, и когда я закончила, оттуда прозвучало: «Знай наших»! — и музыканты окончательно свалились из стульев. Я очень жалею, что эту «хохму» не сняли на видео. Это был нагло-задиристый экспромт, импровизация. Позже, когда я выучила эту песню наизусть, я пела ее на одном дыхании, очень хорошо. Но именно от первого моего выполнения все получили позитивный эмоциональный заряд на много лет, и теперь, когда мы это вспоминаем, не можем удержаться от смеха.
— Что человеческое Вам не чужое? Какие имеете увлечение?
— Кроме музыки у меня есть единственное хобби: все свои концертные наряды, костюмы я делаю сама. Говорят, что выходит удачно.
— То есть моделирование, раскрой и пошив - все сама?
— Конечно, «от» и «до» — сама. Наш предприимчивый саксофонист Артем Менделенко даже говорит: «Тебе нужно показаться кому-то в модельном бизнесе». Не знаю, стоит ли это делать, но, честно говоря, это единственное мое увлечение, которое могло бы стать моей профессией, не будь я певицей. Ребенком я шила одежду для кукол, в школьные годы шила платья для выступлений, потом купила себе хорошую машинку, оверлок, и уже шила концертные костюмы для профессиональной сцены. Это увлечение подогревается необходимостью: в магазинах я вижу обычно одел тривиальный, не интересный, или очень дорогой, потому придется самой выдумывать.
— У Мадонны, у Бритни Спирс есть свои линии одежды. А почему бы не быть «Линий одежды от Юлии Роми»?
— Возможно, когда-нибудь я стану знаменитой как Мадонна или Бритни Спирс. Почему нет? (Смеется). Много моих костюмов придуманы «из головы», какие-то скопированы из журналов или возникли из совокупности впечатлений от увиденной одежды.
— Для меня лучший отдых - общение с друзьями, с природой или чтение книг. А для Вас?
— Наилучший отдых бывает тогда, когда я еду к родителям в Ладижин, там я забываю, что я певица, преподаватель, публичный человек....
— Через Ладижин, кажется, протекает Буг.
— Благодаря электростанции, Буг разливается в целое море, там чрезвычайно красиво! В прошлом году мне удалось покататься по акватории этого русла-водоема, мы очень долго плыли туда и обратно, это ошеломляющее зрелище: ивы, сосны, ельники, луга, рыба подпрыгивает. В одной из своих песен я пою о том, как мне не хватает этой природы, как я по ней скучаю.
— Кого вы учите и чему именно учите?
— Выкладываю с 1999 года: сначала в вечерней музыкальной школе № 1 имени Стеценка, потом - в музыкальной школе имени Верикивського. Когда я заканчивала пятый курс «вышки» (так мы любовно называем учебный комплекс «НМАУ им. П. И. Чайковского
— КДВМУ им. Р. М. Глиера", меня взяли на первый курс как педагога эстрадно-джазового отделения. Теперь параллельно преподаю в школе имени Верикивского и в училище. В школе кроме обычной программы готовлю детей на разные конкурсы, они в них участвуют, иногда побеждают, по окончании учебы продолжают образование дальше. В училище я занимаюсь с почти взрослыми людьми, которые активно формируются как личности и музыканты. Много студентов, надеюсь, вскоре станут украшением наших концертных сцен.
— А на что больше упор делается, на эстраду или джаз?
— Конечно, на джаз. Иногда к нам переводятся студенты из других городов, где есть музыкальные заведения с эстрадно-джазовыми отделениями. Одной девушке я предложила: «Пропой какой-либо джазовый стандарт, из тех, которые вы репетировали»? Она ответила: «Мы этого вообще не делали». То есть где-то, может, на эстрадно-джазовых отделениях и превалирует эстрада, но у нас, в училище Глиера мы ориентируемся только на джаз.
— Как Вы лично для себя формулируете, что такое джаз?
— Это внутренняя свобода. Если человек свободен от комплексов, раскованная, то она может начать заниматься джазом. Джаз — это музыка свободных людей. Мгновение — и душа полетела. В полете более легко быть счастливым.