Энвер Измайлов и Мирон Блошищак поедут в этно-джазовый тур. Интриги джазовому сейшну добавляло то, что соединить попробовали, на первый взгляд, совсем несовместимое: украинские духовые аутентичные инструменты и электрогитару.
На первый взгляд, потому что когда на сцену театра оперетты вышли Мирон Блошищак и Энвер Измайлов, все вопросы были сняты: карпатская тилинка и ребро сначала несмело пытались вплестись в гитарную канву, а затем все более четко перехватывали инициативу и навязывали свою партию. На исходе этой десятиминутной импровизации музыканты настолько чувствовали друг друга, что даже не верилось, что впервые они попробовали «притереться» лишь за десять минут до концерта. Но, как сказал Энвер Измайлов перед началом эксперимента, в музыке главное — паника.
А предшествовали этой импровизации сольные программы обоих музыкантов. Причем сочетание вышло достаточно оригинальным и органическим: если Энвер Измайлов на своей гитаре, которую он назвал «волшебной флейтой», мог изобразить все, вплоть до одновременного воссоздания выступления «хора имени Пятницкого» и «оркестру народных инструментов», то Мирон Блошищак, напротив, демонстрировал преимущественно эстрадные и народные мелодии, но на многих инструментах (некоторые из этих инструментов, по его словам, стоит занести к Красной книге). На скольких инструментах он играет, прежний выпускник Львовского музучилища и Львовской консерватории (класс кларнета и саксофона), не знает и сам, но на концерте он продемонстрировал девять, не считая таких экзотичных, как водолазная трубка, бутылка с водой и пробка от бутылки, подтвердив репутацию человека, которая играет на всем, что имеет дыру. Моцарт на тилинке, «Шутка» Баха на свирели и «чардаш» Монти на дводенцовке-джоломизе звучали так, вроде бы для этих инструментов и были написаны.
Тяга к подобным импровизациям у Мирона Блошищака появилась много лет тому назад, когда он, тогда еще музыкант «Кобзы», попал на джазовый фестиваль и услышал живое выполнение Карлоса Сантани и Майлса Девиса. После этого музыкант оставил респектабельный Киев и направился в Карпаты — изучать автентику у мастеров, для которых эта музыка является неотъемлемой формой существования. Позже с этими инструментами Блошищак объездил весь мир, дополнив свою коллекцию и авторскими изобретениями на образец ветрофона.
Кстати, Энвер Измайлов тоже начинал свой путь в музыке как... духовик. Родился он в Узбекистане в Фергане и закончил местную музыкальную школу за классом фагота. А гитару освоил позже, изобретя собственную оригинальную технику игры десятью пальцами на грифе. Но так, что она легко замещает оркестр, ритм-секцию, струнные и духовые инструменты, человеческий голос и голоса животных — а нередко и все это одновременно. В 1999 году он был признан наилучшим гитаристом Европы. В этот раз Измайлов подарил зрителям небольшую кругосветную экскурсию: с Мисхора до Японии, с России к Крыму. И все это — щедро приправлено хорошими джазовыми импровизациями мирового класса. Импровизаций хватало не только в музыке: «произведением на свободную тему» был и танец Ленари Османовой, что уже не первый год выступает из Энвером Измайловим, и конферанс Кирилла Стеценко, который, давно лелеял подобную идею, но несколько другого плана: соединить украинскую думу и татарские мелодии в программе с символическим названием «Мамай — ІІІ тысячелетие».
Концерт Мирона Блошищака и Энвера Измайлова положил началу проект «Этно-джаз» (Запад-юг). Авторы идеи и организаторы концерта — Сергей Грабар и генеральный директор музыкального агентства «Театр джаза» Оксана Когут — пообещали, что это лишь начало. В проекте — тур этого дуэта городами Украины и создания новых интересных программ, в том числе и международных.
Наталья ПОЗНЯК-ХОМЕНКО