
Александр Довженко — классик, классик и еще раз классик. Но проще всего добраться до его творческого наследства — это найти в библиотеке пятитомник произведений и прочитать — «Очарованную Десну», «Украину в огне», «Поэму о море», дневниках, письмах.
С фильмами сложнее — за 13 лет независимости Украины, по информации профессора Вячеслава Кудина, автора только что выданной художественно документальной повести «Сашка», ни в одном кинотеатре не было полноценной ретроспективы Довженко, только к юбилею «Кинопанорама» запланировала показать «Землю», а в Доме кино продемонстрировали «Ягодку любви». Еще один способ понять, нет, почувствовать энергетику гения — побывать у него на родине, воспетой Довженком и вечно для него памятной земле. И случай прекрасен — в дни 110-летнего юбилею писателя и кинорежиссера все дороги вели в Сосницю, поэтому, получив трогательные бутерброды и бутылку воды, которые Союз кинематографистов приготовил для каждого из членов делегации, выбрав один из трех комфортабельных автобусов, в очень представительской компании я отправилась на черниговщину. Дорога к Соснице протоптана, свежезаасфальтированая и «оборудуемая» гаишниками и милиционерами через каждых 500 метров, и свидетельствует это вовсе не о том, что народная тропинка к гению не зарастает, а о том, что в субботу в райцентре на черниговщине ожидали Премьер-министра Украины Виктора Януковича.
За плетнем Довженкового дворика задолго до начала торжественного митинга земляки заняли места, около памятника юному, окрыленному, целеустремленному босому Сашку, который зачем-то перекрасили в черный цвет, расположились бандуристы и хористы в свитах, а дальше — тот же дом под крышей, яблони, которые аж вгибаются под урожаем, и литературно-мемориальный музей Александра Довженко. Местный учитель-пенсионер Николай Иванович говорит, что сначала вообще не могли найти довженковский дворик, а затем старожилы вспомнили и указали это место.
После Довженок на этом подворье проживали другие люди, у них потом и выкупили дом под крышей, в котором в 1894 году родился Сашка, — один из 12 детей Одарки Ермолаевны и Петра Семеновича, и один из двух детей, которые выжили. У новых хозяев сохранились еще и вещи предшественников, и деревянная колыбель, которая висит в первом доме, — та же, настоящая, довженковская, и посуда оригинальна, и ряды. «В твои маленькие окна так приязненно заглядывало солнце и подсолнух, и всякие другие цветы, и зелье всякие благоухающие. А на покутье над столом и темный седой бог в серебряных одеяниях, и Шевченко, и казак Мамай, и Буденный, и Георгий Победоносец на белых и рыжих лошадях, и еще какие-то люди и боги смотрят через стол на печь и на кочерги, и на всякого хорошего мужчину, который входит в двери», писал Довженко. В доме и сегодня висят обиды, портрет Шевченко и портреты отца Александра Петровича, фотографии сестры. Старые люди, которые заходили в дом, все дружно кивали: так сам и у нас было, а у моей матери такой ларь стоял, и печь еще старинная.
Дальше во дворе — литературно-мемориальный музей, построенный к 70-лению Довженко и в этом году капитально отремонтированный. В нем земной путь классика украинского кино показан наглядно убедительно — от детских фотографий к посмертной маске, от деревянных граблей и кринок к московскому кабинету метра, где и портрет Маяковского и часы, и книжки — из московской квартиры Довженко. В музее, и в доме, и во дворе — тарелки с яблоками, они не декоративны, и не «для мебели», ими угощают всех гостей, более того, сотрудники музея ухаживают за садом, хранят эти яблоки и целый год даруют всем, кто ступает на этот двор. Вместе с нами к усадьбе Довженко приехал племянник Александра Петровича — Тарас Николаевич Дудко, врач-психиатр по специальности, который в настоящий момент проживает в Москве. Но Тарас Николаевич появляется в дядьковском контексте не только к юбилею — скажем, в этом году он положил начало в Москве изданию довженковского альманаху «Предсказатель», в котором, кроме темы наследства большого кинорежиссера, нарушаются много культурных, просветительских, духовных проблем. Он прекрасно разговаривает на украинском, очень запальчиво говорит о будущих президентских выборах и говорит, что нужно агрессивнее защищать свою идентичность.
На торжественном митинге, посвященному юбилею Александра Довженко, племяннику юбиляра слова не дали, как и ученику метра, кинорежиссеру Ролану Сергиенку, как и кинематографистам, довженкознавцам, которые должны были бы напомнить землякам, и чиновникам, и Премьер-министру, какая честь — стоять здесь под яблонями Довженко, и как жаль, что этому черниговскому самородку планетарного масштаба так талантливо отравляли жизнь серые властные люди. А зато Виктор Янукович в Соснице пополнил свою коллекцию филологических жемчуг еще одним: «Это профессиональный праздник наших КИНЕМАТОГРАФОВ, представители которых здесь представлены». «Кинематографы» очумели, впечатления от премьерного косноязычия не смягчили даже обещания помогать отечественному кино.
Самым главным символом этого юбилея кинематографисты пытались сделать преемственность поколений. Вручение государственной премии имени Довженко съемочной группе картины «Мамай» в Соснице и презентация в Доме кино молодежного кинопроекта «Любовь — это...», по-видимому, наилучший подарок Александру Довженко, человеку и режиссеру.
Валентина КЛИМЕНКО