
Директор киностудии им. Довженко Виктор Приходько на «Подиуме» нашей редакции. Очень похоже на то, что и киношники, и публика смирились с мыслью, что кино в Украине уже, по-видимому, не будет.
Было же, бросили своим золотым в мировую копилку, для исторического самолюбия достаточно, а в настоящее время куда таскаться с современными кинематографическими монстрами. Настоящих буйных мало — раз, пасионарность у украинцев всегда немного хромала — два, немецкого порядка и прагматичности здесь отроду не понимали — три, считалочку можно продолжать к плюс-минус бесконечности. Достаточно неожиданно на киногоризонте на генеральском уровне замаячила фигура режиссера, руководителя компании ПРО-ТБ Виктора Приходька.
Кинематографическое образование — Институт имени Карпенка-Карого, опыт работы в Москве, в западных компаниях, успешная продакшн-студия ПРО-ТБ, прагматик, западный тип менеджера. Осенью прошлого года он из подачи и благословления Николая Мащенко возглавил киностудию имени Довженко, полгода новая метла метет по-новому, наводит порядки, пытается сделать студию адекватной времени и месту. Активнейшее поколение украинских кинематографистов — 60-70-летние — восприняли его в штыки, анонимки, обличительные интервью в газетах, коллективные письма к своим сюзеренам наверху. Не «сковырнули». Крепкий орешек. В прошлый четверг Виктор Приходько пожаловал на «ПОДИУМ» «Украины молодой» и выдержал еще одно испытание — перекрестным огнем вопросов наших журналистов. После этой встречи надежда на воскресенье отечественного кинематографа у нас воскресла, рекомендуем и вам прочитать это интервью — для оптимизма.
Студийные исследования из украинского пьянства
— Господин Виктор, первое, что вы сделали, когда пришли директором на киностудию, — ввели сухой закон. Это был продуманный акт эпатажа или производственная необходимость?
— Мне показалось, что это нужно сделать немедленно. Потому что наша страна, может, не такова, как Россия, но достаточно питейная в сравнении с другими, а кинематографическое сообщество особенно выделяется на этом фоне. Скажем, я помню выдающихся художников, которых в семь часов утра уже встречал достаточно нетрезвыми. Я месяц работал в Австралии и за это время один раз видел людей под хмельком, то были ирландцы, которые выходили из ирландского пабу. Они не были пьяни, только немножко веселее, чем обычно, пели. У нас трезвого человека нельзя встретить, как можно работать?
— Среди журналистов этот вопрос тоже актуален.
— У журналистов, может, это не так страшно. Ну, написал он статью, дома набрал на компьютере, но если люди не могут попасть в ворота центральной проходной, то уже проблема. Понимаете, то уже общий дух, когда все так живут — мы ничего не делаем, мы ничего не получаем, но с утра уже пьянь. Зато когда глаза в них немножко промылись, они, может, увидели, что в действительности делается на этой киностудии, потому что дела достаточно плохие. На следующий день, как меня назначили, я сделал фотоальбом и небольшой фильм минут на 12—15 о состоянии дел на киностудии. Ровно через год, думаю, всем покажу этот фильм. Я не стал показывать его сразу, чтобы никого не обижать, не говорить, что это они довели киностудию к такому состоянию.
— И в настоящий момент на киностудии не пьют?
— Бывают. Я вам скажу, кто пьет, как ни странно, но то не наши. ТЕТ несколько раз поймали на том, что им было трудно найти выход из киностудии, но мы им поможем. Потому что с 15 июня у нас вводится компьютерная система проходной, будут магнитные карточки, которые будут отбирать у людей, замеченных на киностудии в нетрезвом виде. У нас большой охранительный комплекс, уже монтируется система видеонадзора за киностудией — около 50 камер, и после 15-го я хочу ввести премию для охранников — 100 гривен тому, кто поймает пьяного. Последних выловим навсегда.
— Не является государственной тайной, что 99 процентов фильмов, снятых в последнее время украинскими режиссерами, являются очень плохими, но об этом не принято говорить откровенно. Тяжелее всего украинской кинокритике, потому что если ты пишешь объективно, то автоматически становишься врагом народа и выглядишь непатриотично.
— А мне сдается непатриотичным снимать плохое кино.
— После назначения директором киностудии вы в своих интервью сказали, что украинское кино плохое, что молодые кадры слабые, а наилучшее кино снимают в Голливуде. Это тоже прозвучало достаточно эпатажный.
— Вы понимаете, это так же непатриотично сказать, что в Америке делают наилучшие машины, а наши «Запорожцы» не наилучшие. Но это железяка, и сколько бы не поднимали пошлину на ввоз, все равно она будет железякой и лучшей от этого не станет. Человек, который хоть раз ездил на японской или американской машине, никогда, ни при каких условиях не сядет на украинскую или особенно на русскую машину. Это самое касается и кино. Если вы работали в западных группах, а я работал в нескольких странах, то в таких условиях, как у нас, уже невозможно работать. Когда сразу после Нового года приезжали 4 американских продюсера от Роджера Кормана смотреть нашу киностудию, они сказали, что это очень интересно, и убежали в Бухарест со своими двумя проектами. А те, которые были из Hollmark две недели тому назад, уже заинтересовались, в настоящий момент мы с ними активно переписываемся, и идет речь о совместном производстве одного исторического фильма. В настоящий момент рассматривается наше участие в проекте Романа Полански «Оливер Твист». Возможно, мы предоставим услуги — будем делать костюмы, давать те, которые есть, изготовлять реквизит. Я договаривался, что некоторых людей мы отправим в них в группу поработать, а в действительности посмотреть, как бывают, стажироваться.
— В настоящий момент в Восточной Европе очень мощно поднялись киностудии в Бухаресте, Праге, туда все едут снимать, потому что там высокий уровень услуг и низшие цены, чем в Голливуде или в Западной Европе. Есть «Мосфильм», есть большая киностудия в Будапеште. А у нас в 80-х годах приезжал снимать фильм Петер Фляйшман, посмотрел и сказал, мол, больше я сюда не приеду. Потому что за плохие услуги на вашей киностудии дерут большие деньги. Будет ли реализм в соотношении услуг и цен на них?
— Это не вопрос киностудии, это вопрос всей страны. Если мы интегрируемся в Европу, мы должны перенимать ее уровень ценностей и услуг. У американцев, например, очень жесткие и очень высокие как для нас требования к гостиницам, они ни за какие деньги не приедут работать на киностудию, где в таком состоянии туалеты, где плохая дорога, где нет паркинга для автомобилей и не работает связь. В Праге достаточно приличный уровень на сегодняшний день, и цены там не намного ниже, чем во Франции. В Бухаресте низшие цены, но худший уровень, но они уже вышли на предел, начиная с которой, в Румынии снимают несколько мгогобюджетных фильмов на год. Думаю, что через год мы сможем предлагать себя как студию, на которой можно снимать приличное кино.
Но есть важные вещи, которые не входят в нашу компетенцию, — аэропорты, гостиницы, рестораны, страхования. Вы знаете, что наша страна не может подпасть под их complishion bond, это система страхования и звезд, и проектов, и денег, и фильмов, и негативов. То большой комплекс условий. К нам зимой должны были приехать из Америки и из Австралии — люди из двух боков, но из одного проекта, и не приехали. Оказалось, что для того, чтобы попасть в Украину, нужны визы, которые стоят где-то 250 долларов. Они даже согласны были бы заплатить за визу, но на границе, а отправлять паспорта в Вашингтон и ожидать три недели, а затем еще и думать: получу — не получу. Нет визы — до свидания. А которое имеет к этому отношению киностудия, как мы можем исправить ситуацию?
Среди студий, конечно, есть конкуренция. Два или три недели тому назад приезжал Карен Шахназаров (директор «Мосфильму»), привозил свой фильм и приходил к нам на киностудию. «Мосфильм» больший по объему и на сегодняшний день лучше оснащенный, но Москва — чрезвычайно непривлекательное, особенно для западных людей, город. Транспортом ездить по Москве нельзя, она перегружена, люди врут, люди крадут, пьют, не приходят на встречу, забывают сделать. Поэтому этот город чрезвычайно некомфортен в западном понимании, чрезвычайно агрессивен и самовлюблен, а в действительности большая и пафосная провинция. И туда западные фильмы идут только потому, что Москва — известный город. Скажем, «Джеймс Бонд» снимали когда-то в Москве, по сценарий действие происходило в Питере и в Москве минут 30, так вот, в Питере они снимали два дня и в Москве — один. Все другое построили у себя в Лондоне.
На сегодняшний день, я уверен в этом, мы имеем возможность сделать наилучшую студию в Восточной Европе. Если она будет чиста, опрятна и на ней будут работать нормальные люди, которые знают язык и этикет по меньшей мере. Киноиндустрия, как ни странно, растет, и мы теперь имеем выгодную позицию. Все новые члены ЕС должны выполнять определенные обязательства, которые касаются не только качества, но и стоимости услуг. Они вынуждены ощутимо поднять цены, а мы еще имеем возможность держать если не демпинговые, то значительно более низкие цены, чем во всем мире. Киев — в действительности очень комфортный город. У нас немного плохо с транспортом, ГАИ не существует, но это можно исправить. Для зарубежных партнеров важно быстро пройти таможню, чтобы там стояли нормальные автомобили, чтобы были туалеты чистые и телефоны с кнопками, а не с дисками. Люди должны чувствовать себя уютно, и тогда им захочется здесь работать.
Логопед для звезды
— Когда Кира Муратова представляла фильм «Второстепенные люди», то сказала, что никогда больше не будет озвучивать свои фильмы в Украине, потому что сделали звук в моно и очень плохого качества. Возможно ли, чтобы в такой большой стране как Украина не было современной системы озвучения и дубляжу?
— Система для озвучения Dolby Surround уже заказана, проведенный тендер, есть фирма, которая ее поставляет и уже есть деньги, заложенные в бюджете. Там еще длинный процесс инсталлирования, но уже в конце осени в пятом тон-ателье у нас будет стоять система перезаписи и озвучения Dolby Surround. Поверьте мне, есть много стран, у которых ее нет. Это очень дорогая система, она стоит где-то 700 тысяч долларов, ее не все могут себе позволить, а особенно за условия, когда отсутствующий прокат.
— Но из-за отсутствия этой системы фактически ни один отечественный фильм не может выйти в прокат.
— Английский статистический справочник относительно проката в Англии свидетельствует, что американский прокат в Британии составляет 95%, а на все другие страны вместе приходится 5%, это во всем мире такое. Государственная прокатная сеть, извиняюсь, сдохшая и вряд ли она оживет, существующий прокат у нас — частный, и вы не можете предпринимателю сказать: смотри, вот очень важно украинское кино, «прокатывай». Как вы можете заставить его «прокатывать» «Гетмана Мазепы», когда у него 4 человека придут и ни одна не досидит до середины фильма. То есть бизнес. Вы его можете заставить только одним, если дадите хороший украиноязычный фильм, на который пойдут. В России, кстати, тоже не такие красивые дела, как они рассказывают в интервью. У них в прокате русского кино очень мало и на очень короткий срок. Реально, если посчитать не сеансы, а как во Франции считают занятые стулья, то это только два фильма — «Бумер» и «Антикиллер», которые вернули деньги. А все другие для пафоса тратят огромные деньги на рекламу, чтобы показать: у меня был прокат, но там бизнесу никакого.
Более того, в настоящий момент идет техническая революция в кино, мир переходит на систему так называемого электронного проката. Это когда электронные кинотеатры с огромным экраном, из Dolby Surround, отработанная система кодировки, что нельзя больше сеансов сделать, чем нужно. Они уже достигли качества киношного кинотеатра, значительно подешевели за последний год, в настоящий момент в России, в Европе, в Америке есть сети таких кинотеатров. То есть идет речь о том, что кинопленка вообще постепенно выходит из обращения в кинематографе, и в ближайшее время — 5-10 лет — только большие любители будут снимать на пленке. И этот кинопрокат, по-видимому, возродится, но это не значит, что будут смотреть украинское кино. Будут смотреть то, что захотят люди. Выбирают в действительности не Министерство культуры, не прокатчики, не мы с вами, а люди. Если это и плохенькая «Троя», но там есть Бред Питт, зритель пойдет на это кино. А на Иванова-Петрова-Сидорова, пока из него не сделали звезду, не пойдет. У нас сегодня в Украине, так как и в России, звезды, которая бы гарантировала фильму успех, кассу, нет.
— На киностудии Довженко было много своих звезд, звездных фильмов, почему же из них не делают культ? Вот, скажем, Маргарита Криницина, которая своей Пронею прославила киностудию, полгода лежит в больнице. Она рассказала в интервью одной московской газете, что за это время у нее было лишь двое коллег — ни чиновников культурных, ни киношников, никого. Почему вы не займетесь своими, еще живыми, звездами?
— Неделю тому назад зарегистрирован благотворительный фонд развития украинского кино, созданный по моей инициативе. Еще раньше мы предложили нашим студийным художникам и Беликову в Союзе написать список людей, которые сделали большой взнос в наше кино и нуждаются в помощи. На сегодняшний день это 12 фамилий, больше всего там вдов наших выдающихся художников — это вдова Брондукова, вдова Параджанова, вдова Миколайчука, вдова Николая Гринька, Олялин, Криницина, Степанков живые, слава богу. 12 людей, которые уже с мая получают 500 гривен на месяц пенсии. А относительно наглядной агитации, которую вы имели в виду, в настоящий момент длится большая реконструкция всей киностудии и там будет много и лайт-боксов, и на первом павильоне будут висеть огромные плакаты со звездами, с нашими фильмами. Еще нужно где-то 6 недель, чтобы сделать это технически, потому что их нельзя вешать на драные стены. Но это уже делается, и поверьте, будет готово очень скоро.
— Какое бы не было плохое русское кино, но они в настоящий момент поймали такую выигрышную волну как продуцирование сериалов.
— Это не имеет отношения к кино.
— Это телепродукция, но сериалы породили ряд чрезвычайно популярных звезд. И если изредка какой-то сериал снимается у нас в Украине, то быстрее пригласят русских звезд, чем возьмут наших. Почему у нас так мало сериалов?
— У нас не мало сериалов. Во-первых, процентов 10 сериалов московских снимается в Украине. На ПРО-ТБ мы снимали по меньшей мере 3 сериала на год для НТБ и для РТР, просто нужно внимательно смотреть титры. «Иллюзион», «1+1», ПРО-ТБ снимают достаточно много сериалов. В Европе проект не считается серьезным, если к нему не привлечены по меньшей мере три страны — это и соответствующее финансирование, и «тройной» прокат. И потому если вы внимательно посмотрите на французские, итальянские и немецкие фильмы, вы увидите, что в них во всех является итальянскими, немецкими звездами. Люди не идут на оператор, почти никогда не идут на режиссера, они идут на звезд, и систему звезд никто не отменял. Теперь относительно украинских и русских звезд. Во-первых, все звезды сериалов — это театральные актеры, все второстепенные роли в этих сериалах исполняют украинские актеры, Горянский уже звезда, его очень много приглашают на русские сериалы. Но — есть большая проблема: акцент. Сериалы снимаются уже по новейшей технологии, с живым звуком, и в настоящий момент кино так будет сниматься — как во всем мире, а актеры имеют акцент. Поэтому французские актеры не снимаются в Голливуде, испанские актеры снимаются как испанцы, Шварценеггер снимается как какой-то там пришелец, робот ли, из Голландии ли Тюльпан, кто-то ли еще, но никогда как искренний американец. И украинцы говорят русским языком с сильным украинским акцентом, потому на главные роли они, к сожалению, не могут претендовать. Мы акцент просто не слышим, россияне его слышат и для них то неуютно, потому Горянский как таковой дурачок из Украины может быть, Верка Сердючка как дура из Украины может быть, а как героев-любовников из геканиям и хеканием их не воспринимают. Им нужно только заниматься с логопедом, но во взрослом возрасте почти невозможно избавиться акценту, а дублировать очень дорого и технически сложно. Вот есть изъян наших украинских актеров, к сожалению.
— А украиноязычные сериалы — это реально?
— Украиноязычные сериалы очень трудно делать. Это бизнес, как и кино. Почему кино на сегодняшний день не есть? Потому что оно не является бизнесом. Если кино будет приносить хоть 5 процентов прибыли, будет стоять такая же очередь, как за местами для бензоколонок. Кино даже теоретически не может сегодня принести выгоду. Этим занимаются или фанатики, или люди, которым это просто интересно. Вот я — фанатик, я буду финансировать в этом году один или два немалобюджетных кинофильма. Скажем, сделали украино-чешский фильм «Кровные узы» Княжицкий и Сивкович, Сивкович профинансировал полфильма, полфильма профинансировало чешское министерство культуры, но это его собственные деньги, потраченные на свое усмотрение. Фильм денег не принесет. А сериалы приносят при одном условии — если они будут проданы на единственный существующий для нас рынок — русский.
— Господин Виктор, когда вы последний раз были в кинотеатре?
— Вчера.
— Какие ваши впечатления и успеваете ли вы следить за голливудскими и другими новинками?
— У меня дома около 300 видеокассет. Я в настоящий момент куплю еще больше, из части коллекции сделаю дубликаты и на киностудии будет библиотека классических фильмов. Слава пиратам, мы немножко имеем возможность то все увидеть в хорошем качестве. Я даже нашел два фильма на DVD Терри Гиллиама, то мой хороший знакомый, поэтому отправлю ему подарок от украинских пиратов, чтобы он видел, что в Украине его фильмы смотрят. Я смотрю очень много на DVD и в кинотеатрах бываю часто, но вы знаете, что там идет — попса, фильмы для тинэйджеров. Хорошие фильмы в кинотеатрах не могут приносить деньги, потому они редко попадают в прокат. А вчера смотрел слабенькую «Трою», к сожалению.
— Почему слабенькую?
— Не знаю, не вышло, не все фильмы делаются шедеврами. Есть статистика, что только один из 5 фильмов в Голливуде возвращает деньги, 4 фильма убыточные. По неофициальным подсчетам (не теми, какие вы видите в глянцевых тинейджерских журналах, что тот собрал 30 миллионов, тот 40, это ничего не значит), чтобы картина вышла на уровень самой окупаемости, на нуль, она должна собрать три бюджета, дальше уже идет прибыль.
Какие люди и не в Голливуде, или Кружок имени Тарантино
— Есть такое понятие в политике «сто дней». Вы работаете директором уже полгода, через год, говорите, на студии будет совсем другая ситуация. За счет чего она будет — это бюджетные средства или вы так хорошо всех убеждаете вкладывать деньги в убыточное кино на неопределенное будущее...
— У фонда развития украинского кино уже есть ресурс финансирования, и за счет этого мы будем дофинансировать проекты, которые считаем интересными, доплачивать разницу в зарплате между коммерческими фильмами и государственными, продюсировать, финансировать проекты более экспериментальные, молодежные. Молодежный проект, который мы, шутя называем «Творческое объединение имени Тарантино», уже действует, опять-таки он начался на мои собственные деньги и компании ПРО-ТБ. Уже есть сайт, есть 30 сценариев, которые принесли молодые мальчики и девочки, два из них точно будут запущены в ближайшее время в производство — в целом планируется 50 короткометражных фильмов на год. Условия очень простые, у них будет группа, транспорт, техника и около 1000 гривен на мелкие затраты, все другое они должны сделать сами. Неделя на съемку и неделю на монтаж, этого достаточно — не для того, чтобы сделать шедевр, а для того, чтобы увидеть, есть у человека умение или нет. Я абсолютно уверен, что кино — не и профессия, которой можно научить. Мы ищем таланты любого возраста, любой национальности и любого образования. Больше всего я верю в то, что умение к кино имеют люди с техническим образованием, как ни странно. Я верю у фанатиков, у тех людей, которые очень хотят снимать кино, и не для того, чтобы зарабатывать деньги. Если у вас есть фильм хоть на 5 минут, хоть клип, но он убедил всех, у вас есть все — работа, деньги и перспектива. Я сделал на втором курсе комедию «01» с «Лицедеями», и меня пригласили на Центральное телевидение в Москву. Составил на два года заранее экзамены и работал в Останкино, в отделе развлекательных программ, а здесь учеба шла сам по себе. Я первый и, может, последний, к сожалению, кто вместо дипломной работы делал на киностудии Довженко полнометражную картину. То были советские времена, но в настоящий момент то же. Если человек показал, что она что-то умеет профессионально, у нее нет проблем..
— Господин Виктор, скажите, пожалуйста, как у вас с государственным финансированием и моральной поддержкой власти?
— У нас других денег, кроме государственных, нет. В бюджете в этом году было заложено 18,2 миллионов гривен на переоснащение всего кинематографа, из них на киностудию Довженко нам удалось забрать 16 миллионов, а еще 19 миллионов предусмотрено на кинопроизводство. К сожалению, нам не выделяют деньги на содержание киностудии, на ремонт, мы не бюджетная организация и живем полностью за свой счет. Все ремонты делаем за деньги, которые зарабатывает киностудия, и деньги, которые инвестируют мои друзья и я сам. Государство, к сожалению, сделало нам не очень приятную услугу: с нового года мы лишены льгот на налог на землю. Ранее киностудии, театры и все другие заведения культуры не платили этот налог, теперь киностудия должна платить почти 180 тысяч ежемесячно только налогу на землю. Для нас это чрезвычайно большая сумма. А еще же есть закон, за которым мы никуда не можем тратить деньги, пока не выплатим все налоги, потом зарплату. И оказывается, что деньги, выделенные государством на производство, снова возвращаются в государство в виде налогов. То является странным, и я не знаю, как это можно решить. Мы к министерству сделали письма, они тоже, в свою очередь, будут писать, но переписка может длиться сколько угодно, а деньги мы должны ежемесячно отправлять, и отправляем. И второе, изменилась ситуация с арендаторами. На киностудии было под 100 арендаторов, мы оставили около 40, которые связаны из кино- или телепроизводством. При этом сумма поступлений осталась почти на том уровне — подняли немножко расценки. Но Госимущество решило, что им мало денег, и если раньше они брали 30 процентов от арендных денег, то в настоящий момент берут 70. Оказывается, что мы вообще ничего не можем зарабатывать, а платить должны значительно больше.
— Говорят, определенные люди хотят захватить вашу территорию.
— А ее невозможно захватить. То пишут, что я уже и сад продал, и киностудию, и все другое продаю. Во-первых, это заведение культуры и его невозможно приватизировать, во-вторых, то есть национальное заведение — и этот статус дает двойная защита, и в-третьих, это охранительная зона архитектурной достопримечательности. Там были еще ко мне, несколько лет назад, договоренности о строительстве домов на киностудии. К сожалению, их нельзя упразднить, и определенное количество, скорее всего, построят, но не в исторической зоне.
— А работникам киностудии там будут выделять квартиры, какой ли из этих домов выгода для киностудии?
— Ранее 10-15-20 процентов — в каждом случае свой процент — квартир шли той организации, которая предоставила площадку. Да, Николай Павлович Мащенко в свое время раздал людям больше ста квартир. Я понимаю, что-то правильно из моральной точки зрения, но из экономической, к сожалению, нет. Во-первых, люди сидят — не работают, а ожидают квартиру, получают жилье и на следующий день освобождаются из киностудии. Более того, есть люди, которые получили уже по две квартиры, есть те, которые в настоящий момент судятся между собой за них. Это ужас. Нигде в мире, ни в какого Спилберга или Лукаса никто не раздает квартиру в Голливуде.
— Но там кинохудожники имеют зарплату, на которую могут купить квартиру.
— Я за то, чтобы и у нас люди получали плату, на которую могли купить себе квартиру, и тогда все будет нормально. Поэтому если будут строиться новые дома, мы от них будем брать услугами на строительство, на реконструкцию киностудии. Нам построят новые павильоны. То будет выгода для киностудии навсегда, павильоны останутся, по меньшей мере, на 50 лет, они будут работать и приносить деньги киностудии и ее работникам. А раздавать квартиры — это откусывать от киностудии кусочки и выбрасывать.
— Новые павильоны же, наверное, будут строиться за новыми стандартами? Расскажите, что там будет нового?
— А вы знаете, что в старых, для сравнения? Дело в том, что старые павильоны были построены под советское кино, которое почему-то всегда снималось под дубляж, и никого не интересовало, какой там звук, какой отголосок от стен, от пола. Они сделаны из гнилой доски, кстати, в первом павильоне есть такая особенность, что две недели весной, когда наступает брачный период в каких-то блох, они кусаются очень больно. Глазу все полы заменят на бетонные полируемые, на которых можно ездить камерами, тралерами, все на западный манер. Они должны быть застроены так, чтобы любая западная группа приехала и все здесь опознала. Знаете, как во всем мире вы приезжаете в «Шератон» — и он всюду — и в Саудовской Аравии, и в Мичигане — абсолютно одинаковый. Поэтому и в Лос-Анджелесе, и у нас павильоны должны выглядеть идентично, только они их там охлаждают, потому что очень жарко, а мы будем подогревать — вот и вся разница.
— Еще такой вопрос, который в настоящий момент во всех на устах. Технически ли мы способны провести «Евровиденье» на достойном уровне?
— Я, честно говоря, не знаю. Во-первых, очень приятно, что Украина победила, Руслана — симпатичная девушка, энергичная, организованная и абсолютно справедливо победила. Во-вторых, даже если мы сделаем «Евровиденье» не на «пятерку», а на «четверку», потому что плохо сделать это никто не позволит, все-таки главнее всего — это не пять миллионов евро, а опыт. Это будет качественный прыжок для нас — и технический, и кадровый.
И пруд, и садик, и... ангары для дирижаблей
— Киностудия не собирается организовать какой-то фестиваль?
— Некому соревноваться. И «Оскара» тоже нельзя в настоящий момент провести, если две плохих картины будут драться за 50 «Оскаров»... Нам можно придумать только какой-то «Золотой тыквы», к сожалению. Поверьте, это не для того, чтобы кого-то оскорбить, это реальное состояние дел. В России делают своему кинематографу пышный пиар, а в действительности русское кино очень плохое, оно низкого качества, оно шовинистическое, ко всем враждебно. Я очень не люблю это русское кино, потому что оно плохое из профессиональной точки зрения, но они растут. Для того, чтобы выросли цветы, нужно, чтобы был культурный слой — перегной, вот оно перегниет, и, может, лет через 4-5 в России появятся побеги. У нас даже не перегнивает ничего, потому что очень мало снимается картин. Для того, чтобы появились профессионалы, кино должно быть много, а если каждый год снимать один шедевр, который не состоялся как шедевр, ничего не выйдет. Один неудачный шедевр погоды не делает, а 50 неудачных фильмов на год работают. Если на ПРО-ТБ мы делали на год 2 или 3 сериала, у нас оставались на компании несколько людей — реквизитор, администратор. Это люди, которые создают культурный слой. Таланты не берутся ниоткуда, они же где-то ходят по территории Украины, но просто не знают, что они таланты, им нужно рассказать. На базе молодежного проекта мы будем делать еще и киношколу на западный манер — 9-10 недель, из которых большинство — это практика, потому что я убежден, нельзя научить делать кино, как не научил быть миллионером с помощью книжки «Как стать миллионером». Есть один-единственный способ — это работать в кино, работать в киногруппах. К сожалению, сегодня киногрупп мало, перерыв в 15 лет, когда не снималось или почти не снималось кино, повлекла разрыв поколений. В настоящий момент молодые отталкиваются от самого дна, от того, что не знают ничего. Поэтому должен быть процесс. Всегда в мире все строится по пирамидальному принципу.
— Господин Виктор, ботанический вопрос. Говорят, что сад Довженко сажали сами Довженко и его ученики. А затем кто-то развенчал эту легенду, мол, там одно дерево посадил Довженко, а остальные — никому не известные люди. Что вы об этом знаете? Действительно ли это сад Довженко?
— Действительно. Я вам могу показать фотографии 30-х годов, как его садили. Раньше на месте киностудии Довженко был аэродром, просто на территории студии разбился Нестеров. Когда Довженко сделал эту киностудию, там было много разных историй — и трагических, и смешных. Скажем, наш первый павильон имеет площадь кровли 4,6 тысяч квадратных метров, он наибольший в Европе на сегодняшний день. Его построили ошибочно. Был такой период, когда мы дружили с фашистской Германией и обменивались опытом: мы им рассказывали, как нужно строить концлагеря, а они нам — как строить танки. Когда Довженко был на съемках какого-то их пафосного фильма, то увидел сцены с вулканом, с водопадом и сказал: «О, такой и нам нужно построить павильон, дайте чертеж». Они ответили, пожалуйста, вот вам чертеж танков, самолетов, павильона. Наши взяли чертеж и построили за ними павильон, но оказалось, что-то был не павильон, немцы арендовали ангары для дирижаблей и снимали в нем кино. А сад насаждали в то же время, когда строили павильон, есть фотографии. Сад посадил Довженко, но яблони живут больше всего 20 лет, потому на место старых яблонь все время подсаживали новые и новые деревья. Конечно, это не могут быть те же яблони, это же не баобабы и не секвойи, которые живут три тысячи лет. Сад в настоящий момент в хорошем состоянии, там не нужно ничего изменять, все очень красиво выглядит и там приятно ходить. Скоро будем взрывать по всей киностудии семьсот или немножко больше кустов винограда, установлена система автоматического полива, на месте беседки, где все пьянствовали, будет озеро с карпами, придите, посмотрите.
— Когда вы пришли на киностудию, то конфликт поколений, который случился в связи с этим, вылился в поток анонимок в разные инстанции. На каком этапе этот процесс в настоящий момент?
— Я за ними не очень слежу. Говорят, и в интернете что-то пишут, и во все инстанции пишут. Была первая волна возмущения выдающихся художников, которые хотели быть директорами киностудии, несколько людей ходило и всем говорили, что, мол, я — директор, ты уже освобожден, а ты иди сюда, делай вот. Вот они больше всего и пишут, некоторые дают лживые интервью. Но мы цивилизованные люди, мы просто подаем на них иск в суд. Скажем, первый иск будет рассматриваться уже 20 июня. Я подал в суд на Савельева за интервью в газете «Киевский регион». Он там написал некоторые «жемчуга», которые, я уверен, вынужденный будет сам таки и опровергнуть, потому что они не отвечают действительности. Так будет и с другими.
Валентина КЛИМЕНКО