Новый год приходит не всегда с подарками. К Национальной филармонии, например, он приперся с Законом «О гастрольной деятельности». И без того бедных музык обложили трехпроцентным налогом за каждый концерт. Что это значит для рядового зрителя?
«Подорожают входные билеты, — объясняет Дмитрий Остапенко, генеральный директор филармонии — не намного, всего на одну-две гривны. Куда же деться? Когда филармония организует выступление в провинциальном местечке или в сельской школе, концерты всегда убыточны. А нас принуждают еще найти деньги для налоговой. Кроме того, на проведение каждого мероприятия должны будем покупать гастрольное удостоверение. Оно стоит большие деньги. Если не поднять цену на билеты, филармония много потеряет».
Художественный руководитель Национальной филармонии Владимир Лукашев новые цены планирует компенсировать премьерой и гастролерами. Впервые за существование украинской оперы на нашей сцене появится «Сестра Анжелика» Джакомо Пуччини. Эта опера входит в известный «Триптиху»: «Плащ», «Сестра Анжелика», «Джанни Скикки».
Их Пуччини написал в течение 1916—1918 годов, во время первой мировой войны. То есть музыка излома человеческой жизни. Мол, никогда мы уже не будем такими, как до войны. Наиболее драматичная в этой музыкальной трилогии «Сестра Анжелика». И именно из-за своей мистичности и несценичности она была отброшена постановщиками, а в дальнейшем и совсем забыта. Только недавно в Мариинском театре «Триптих» возродился. Но, как утверждают искусствоведы, то быстрее дань требованию самого Пуччини ставить эти оперы всегда вместе. Украинская «Анжелика» — отдельное произведение, для выполнения которого пригласят не только Национальный симфонический оркестр, но и ансамбль «Благовест», хор мальчиков и юношей Государственной мужской хоровой капеллы им. Ревуцкого. Режиссер-постановщик Татьяна Зозуля обещает импрессионизм и кинематографию. Что же, убедимся.
Кроме премьеры, Национальная филармония предлагает новые имена. Фаворитам киевской публики придется уступить лавры. Артистка Светлана Катерноза заставила писать о своем чистом сопрано всю западную прессу. Даже в «Таймс», где несколько напечатанных строк о человеке делают ее известной, Светлана «раздобыла» статью.
Восьмого февраля артистка будет исполнять малоизвестные произведения Рахманинова, которые до этого времени не звучали в Колонном зале им. Лисенко. Из разрекламированных приглашенных звезд в этом месяце увидим Наума Штаркмана, Тодора Петкова, Адриану Грекову, Ивана Монигетти и привезенных стараниями норвежского посольства солистов, которые имеют сложные фамилии Ельдбйорг и Рангхильд Хемсинг. Если сравнивать с нашей Национальной оперой, несостоятельной изменить паутиной основанный репертуар, то это действительно — шик. Но если знать, что Монигетти является россиянином, который проживает за рубежом, а Штаркман родился в Житомире, и все то, в сущности, — советская исполнительная школа, воспитанная в Москве, интрига медленно исчезает. И хоть филармония часто радует меломанов иностранными звездами, всегда хочется чего-то большего и более нового.
Алина СТРИЖАК