
Франция презентует лучшую за несколько последних лет полицейскую драму
На экраны Украины вышла французская лента «Набережная Орфевр, 36». Фильм можно порекомендовать как почитателям жанрового кино, а это в совершенстве сделана полицейская драма, так и любителям французского кино вообще, поскольку в главных ролях выступают три его ведущие звезды: Жерар Депардье, Даниель Отей и Андре Дюсолье. Не только мы, но и французы издавна не помнят на своих экранах настолько удачный образец криминальной полицейской драмы. Известно, что монополию на этот жанр имеют американцы. Французы в данном случае решили не изобретать велосипед, а хорошо выучили лучшие американские образцы, написали замечательный сценарий и дали его в руки актерам, которые способны непревзойденно воспроизвести на экране задумано сценаристом и режиссером.
Сюжет фильма «Набережная Орфевр, 36» простой: противостояния хорошего (Отей) и плохого (Депардье) полицейских комиссаров во время ведения дела разоблачения опасной и жестокой в методах действий парижской банды. Режиссер фильма Оливье Маршал — знаток темы, поскольку сам несколько лет работал полицейским в расположенной на побережье Сени по адресу набережная Орфевр, 36, BRI (Brigade de Recherche et d'Intervention) — Бригаде поиска и действия — такое название имеет французское соответствие британского «Скотланд Ярда», а соавтором сценария является Доминик Луазо, также прежний сотрудник этого подраздела французской криминальной полиции. Роль начальника криминальной полиции Парижа исполняет актер Андре Дюсолье, к этому известный преимущественно за работами в психологических драмах. В целом, «Набережная Орфевр, 36» захватывает зрителя не только стремительностью действия, драматизмом, неожиданными поворотами сюжета, но и тем, что в ленте даже исполнители ролей второго плана работают на наивысших оборотах. И не удивительно, потому что «на вторых ролях» также хорошо известные актеры: в роли отданной жены «хорошего» полицейского выступает талантливая и красивая итальянская актриса Валерия Голино, а в роли его давней подружки, которая приходит на помощь главному герою в трудные для него минуты, появилась прежняя звезда французского кино Милен Демонджо, которую мы навсегда запомнили в роли подруги Жана Маре в серии фильмов о Фантомаса.
Режиссер Оливье Маршал взялся за, казалось бы, безнадежное дело: возродить в наше время доминирование Голливуда старую славу французского криминального кино 50-х годов прошлого века, когда королем экрана был незабываемый Жан Габен, славу ли французских криминалов 70-х годов, которые ставил славный французский режиссер Жан-Пъер Мелвиль. Он шел к поставленной цели долго: еще в годы работы в полиции учился на актерских курсах, потом, когда уже оставил полицию, снимался в главных ролях в телевизионных полицейских сериалах и подбрасывал идеи для их сюжетов из собственного полицейского опыта. В этих сериалах в первый раз появился известный из реальной жизни мотив соперничества в конце 80-х годов уже упомянутой бригады поиска и действия с другим подразделом криминальной полиции — бригады борьбы с бандитизмом. Это соперничество и составляет канву сюжета ленты «Набережная Орфевр, 36».
Возможно, Жерар Депардье не Габен, но впервые за многие последние годы он создал на экране образ такого отталкивающего негодяя, что эта его роль еще надолго останется в памяти зрителей, которые должны будет удовлетворение пересмотреть эту ленту. Даниель Отей, который отдает преимущество интеллектуальному кино, не такой убедительный в роли «крутого» полицейского, но в драматично психологических сценах он непревзойден.
Александр ШИМАНСКИЙ