
Бестселлер Дэна Брауна достался украинских яток и продолжает бить рекорды популярности.
Если вы ничего не слышали об интеллектуальном триллере, то знайте, что это очень модный в настоящее время жанр, пионером которого был Умберто Экко. Писатель, что особенного представления — не в последнюю очередь благодаря «зарубежью», которую выкладывают в подавляющем большинстве вузов — не требует. Возьму на себя смелость спрогнозировать, что сегодня к славе своего большого предшественника впритык приблизился еще один прозаик, который работает в жанре интеллектуального триллера, — Дэн Браун. Его резонансный роман «Код да Винчи», который был переведен 44 языками и разошелся миром тиражом в несколько десятков миллионов, украинские читатели встретили заинтересованно. И, осмелюсь выразить мнение большинства из них, после прочтения это любопытство не уступило место разочарованию.
Тайна «Тайной вечери»
Сюжет «Кода да Винчи» выстроен из фактов, гипотез и прогнозов, которые касаются тайны чаши Грааля и жизнь Иисуса Христа, которая в изложении Дэна Брауна существенно отличается от общеизвестной версии, поданной в Новом Завещании. Собственно, понять, что здесь является правдой, а что выдумкой, достаточно сложно. Если не сказать больше — невозможно. (Где-то на 50-й странице подсознательный анализ текста на правдивость фактов прекращается сам собой — ты уже беспрекословный пленник динамического и увлекающегося сюжета). Думаю, подобные метания распространялись как на рядового читателя, так и на религии- или искусствоведов, которые свою жизнь в науке посвятили изучению вещей, о которых пишет Дэн Браун. Автор, кстати, будто бросает вызов этой немногочисленной категории своих читателей: главный герой роману — Роберт Ленгдон, гарвардский профессор иконографии и истории религии. Однажды к его гостиничному номеру позвонили по телефону и вызывали в Лувр, где мертвым был найден известный ученый... Дальше бедолага Ленгрон, успешный научный работник, который читает лекции в самых престижных университетах мира, становится главным подозреваемым и попадает в мощный водоворот событий, опираться которому сначала не может, а затем уже и не хочет. Дело в том, что покойник перед смертью должен был что-то пересказать своей внучке Софи, передать ей тайну, но так, чтобы другие о ней не догадались. Роберт и Софи находят на месте преступления сообщение о том, что ключом к этой тайные являются кодом да Винчи, какой живописец оставил во многих своих произведениях. В этой книге предостаточно признаков жизни земной: любовь, жажда к славе и богатству, нездоровые амбиции, измена, финал же вообще напоминает последнюю серию бразильского сериала... Но чрезвычайно известной она стала, конечно, не из-за этого — Дэн Браун осмелился озвучить несколько резонансных версий, которые ошеломили, в первую очередь, церковь, а уже потом и весь мир. Автор, апеллируя к солидным наработкам в отрасли искусствоведения, заверяет, что лицо, которое сидит справа от Креста на знаменитой фреске Леонардо да Винчи, — женщина. И — самые впечатлительные, держитесь за стул! — не просто женщина, а Мария Магдалина. Какая, по версии Брауна, была не проституткой, а лицом благородным и порядочным. Более того, она могла быть женой Христа и даже родить ему ребенка... А церковь, убеждает автор «Кода да Винчи», в течение веков скрывала этот факт, чтобы Иисус Христос и дальше оставался героем на все времена.
Кино и церковь
Конечно, такая смелость не могла оставить вне поля зрения церковь произведение, которое ставит под сомнение саму историю, каноны православия и тому подобное. В то время, когда люди во всем мире, словно загипнотизированные, «глотают» «Код да Винчи» страница за страницей, священнослужители разных стран возмущаются и бьют в набат. Архиепископ Генуи, кардинал Тарчизио Бертоне, так отозвался о произведении Брауна: «Книга продается везде. Ее все читают, и есть большая опасность, что многие поверят этим басням и воспримут сюжет роману как перевод евангельской истории». «Никогда нельзя недооценивать коммерческий потенциал ереси, которая имеет форму увлекающейся истории», — поддерживает его проповедник Альберт Молер. В свою очередь писатель не устает подчеркивать, что его книга является произведением художественной литературы, а не научным трудом. Хотя и позволяет себе реплики наподобие: «Полярные взгляды и споры ведут лишь к оздоровлению Церкви. Единственный реальный враг религии — это апатия, а лучшие лекарства от апатии — горячие споры». Дерзкий и уверенный в себе Браун не только комментирует заявления священнослужителей, но и... пишет продолжение роману. (В финале действительно поставлена не точка, а выразительная запятая). О сроках окончания этой работы писатель теперь предпочитает не говорить.
Зато с киноверсией бестселлера «Код да Винчи» Голливуд обещает справиться до следующей весны — уже даже дату премьеры назначили на 19 мая 2006 года. Над одноименным фильмом работает команда, которая в 2001 году позабавила настоящих ценителей киноискусства оскароносними «Играми ума». Режиссер — Рон Говард, в ролях — Альфред Молина, Ян Маккеллен, Том Хенкс, Одре Тоту, Жан Рено. Права на экранизацию книги «Коламбия пикчерз» выкупила в Брауна за 6 миллионов долларов.
Между тем Лувр достаточно успешно практикует среди своих услуг тур по маршруту героев книги: пройтись рискованными путями Роберта и Софи и по-новому пережить события роману можно за 130 «зеленых».
...Как свидетельствуют летописи, Леонардо да Винчи умер во Франции 2 мая 1519 года на руках короля Франциска и, прося прощения у Бога и людей за то, что «не сделал для искусства всего того, который мог бы сделать». Сегодня нет никаких сомнений относительно того, что для искусства Леонардо сделал чрезвычайно много, обогатив его не только живописью, но и своими мнениями, своими дальновидными метафорическими. «Код да Винчи» — это буквально несколько эпизодов из жизни художника, несколько его мыслей и версий... До сих пор сохранилось свыше семи тысяч (!) страниц рукописей и рисунков Леонардо. Есть над чем работать. Есть над чем раздумывать. И непременно будет чем снова поразить мир тем, кто возьмет на себя смелость если не расшифровать дежурный «код да Винчи», то хотя бы попробовать это сделать.
Людмила ОЛТАРЖЕВСКАЯ