
Чарльз Маргрейв Тейлор (род. 5 ноября 1931 года) — канадский философ, автор работ по политической и социальной философии, истории философии.
На Западе этот канадский профессор хорошо известен — академик Канады и Британии; его книги (около двух десятков) выходили в престижных университетских издательствах мира — в Кембридже, Оксфорде, Гарварде, Принстоне, даже в славном своими литературно-гуманитарными открытиями франкфуртском «Зуркамфи».
В Украине вышли уже три книги Чарльза Тейлора — издательство «Дух и Буква» классифицирует их как произведения гуманитарной классики — «Этика аутентичности», «Источники себя», «Секулярный век». В прошлом году «Этика аутентичности» выпущена вторым изданием. Что же так настойчиво пробуют донести отечественному читателю издатели?
Да, десять лет тому назад этот труд Чарльза Тейлора вряд ли мог вызвать дискуссию. Тогда политическая культура украинского общества находилась на низших ступенях современного осознания, и большинство понятий, которыми оперирует канадский философ, просто не имели соответствий в нашей практике. С тех пор два революционных всплеска вызвали в Украине обсуждение интеллектуальной почвы модерного цивилизованного общества. А с тем — и понимание потребности учиться азам политической культуры, потому что, как пишет Чарльз Тейлор, «вещи приобретают вес на основе понятности. Назовем это горизонтом».
Хоть как досадно осознавать, но украинские горизонты — несмотря на события последнего десятилетия — не подвинулись так широко, чтобы считать рассуждения Чарльза Тейлора злободневными и сегодня.
Впрочем это не означает тщетность попыток издательства «Дух и Буква» достучаться до тезауруса соотечественников. Что-то мы начинаем понимать из основ здорового образа жизни, что-то благодаря техническому и мобильному развитию, кто бы лет 20 назад мог подумать, что у нас практически у каждого будет мобильный телефон, или смартфон, а еще более невероятно - был компьютер и ноутбук. Однако культурное развитие страны находится на низком уровне, нынешние болезни украинского общества требуют скорее хирургического вмешательства, чем предлагаемой Тейлором метод гомеопатии.
Свою «Этику аутентичности» он писал для западного либерально-демократического мира. Его беспокоила «потеря резонанса» в публичном обсуждении значимых для общества проблем и определенный упадок способности «диалогически признавать» правоту других и ошибочность собственных рассуждений. «Можно ли аргументированно разговаривать с людьми, которые увязли в мягком релятивизме, или с теми, кто, похоже, не принимает ни одной цели, высшей чем свой собственный расчет»?. Но в том и отличие западной практической философии от отечественной: они исследуют будущую болезнь; наши же, по большей части, анализируют уже хроническое заболевание.
Фактически, Тейлор делает прививку против гипотетических последствий латентного процесса, какой он описывает формулой «индивидуализм + инструментальное мышление = опекунская власть». Собственно, то же когда-то сделал Джордж Оруэлл в романе «1984»: ярко изобразил негативные сценарии тогдашнего развития общества. Переоценить мировую заслугу британского автора трудно: «Джордж Оруэлл сыграл решающую роль в борьбе против тоталитарного сознания» (Леонидас Донскис. Власть и воображение. Студии по вопросам политики и литературы. — К.: Наследство, 2012). Возможно, когда-то что-то подобное будут говорить и о Тейлоре.
Книга «Этика аутентичности» демонстрирует в первую очередь возможности нашего завтрашнего мышления, немало тезисов и выводов весьма полезные для обдумывания уже в настоящее время. Например, Ч.Тейлор детально описывает механизм СМИ зомбирования, широко обсуждаемого в современной Украине: практика прессы и рекламы, скрыто направленная на «устранение потребностей, которые выходят за пределы личных интересов, служит именно исключению условий значимости, а следовательно вызывает тривиализацию». Хорошо ложится на украинскую дискуссию о социально-экономическом будущем (и «векторность» вообще) Тейлорова тезис о сиамских близнецах постиндустриальной цивилизации, рынке и государстве: «Мы не можем упразднить рынок, но мы также не можем осуществлять организацию нашей жизни исключительно через рынки. Их ограничение может стоить дорого; не ограничивать их будет пагубно. Управление современным обществом — это постоянное воссоздание баланса между требованиями, которые имеют тенденцию подрезать друг друга, постоянное нахождение творческих новых решений, когда предыдущие равновесия препятствуют».
Главное в книге Ч.Тейлора — это утверждение, что ничего неотвратимого в мире нет. Убеждение в противоположном, считает он, служит полностью конкретным политэкономическим интересам бизнес-элит, которые будут делать все, чтобы ослабить объединительную роль гражданского общества: «Механизмы неотвратимости срабатывают только тогда, когда люди разделены и фрагментированы». И эти механизмы неотвратимости — это именно то, что сейчас тотально навязывает своему народу нынешняя украинская власть.
Свобода как таковая, по Тейлору — это следствие свободного мышления, способности «не искать тенденцию, хотя бы куда она была направлена, а разорвать с искушением видеть необратимые тенденции и понять, что длится борьба, результат которого не определен». Идеальная цель такого интеллектуального вектора сформулирована автором почти поэтически: «Мы свободны, если можем изменять условия своего собственного существования, если можем господствовать над вещами, которые пытаются господствовать над нами».
Коментарі: 1
1 Користувач 33 06-03-2014 02:48
"...Мы свободны, если можем менять условия своего существования" Вынужденно живу в Италии, понала, что мы были свободны! Поистене свободны.. ДО БОРЬБЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ... Так как имели возможность и, что самое главное, ВСЕ имели РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, ИЗМЕНТАТЬ ЧТО-ТО...Только изменениа мы называли улучшением жизни...мы менали уровень своих возможностей, имеа шанс карьеры и подьёма по социальной лестнице. После борьбы за независимость мы вынуждены были бежать от голода и начать СУЩЕСТВОВАТЬ...так как попали на территорию Тейлора. Можно понать его СУЩЕСТВОАНИЕ..ведь его учил капитализм, который даёт права лишь капиталу. Поэтому он и говорит о существовании, а не о жизни...так как жизнь на западе дана не всем. Улучшить своё существование и ты будешь свободен? Если ты не живёшь, а существуешь – разве это свобода? Нашла работу, но остальное закрыто. С одной стороны говорат, что нас никто за рубеж не звал, с другой умилаютса свободой перемещениа.Ты легко попала за рубеж, но не свободно! Разве может быть свободным то, что вынужденно? Тебе крупно повезёт, если найдёшь работу...зачастую не гарантирующую пенсию в будущем и не предвидащей ни отпуска (так как нет никакой гарантии, что теба примут назад после отпуска), ни воспитание собственных детей, ни свиданиа со своей семьёй и своими престарелыми родителами.. без прав на творчество Речь идёт о русскоговоращих, их песни не будут представлены на фестивлах, которые проводатса с целью ознакомлениа мира с Украинской культурой...значит их культура КУЛЬТУРА БЕЗДОМНАА?
Вот такие размышлениа о культуре и игре слов. Привет Тейорпу.