
15 декабря было 135 лет со дня рождения выдающегося певца европейского уровня Ивана Алексеевича Алчевского. Его широкого диапазона голос звучал со сцены Петербургского, Московского, Харьковского, Киевского, Одесского Парижского, Брюссельского, Нью Йоркского оперных театров.
Коллегами молодого певца были Федор Шаляпин, Антонина Нежданова. В этих заметках хочется напомнить где бы не работал Иван Алчевский, он вносил к своим программ арии из первых украинских опер, украинскую песню.
Иван Алчевский был четвертым ребенком в семье харьковского банкира и промышленника Алексея Кирилловича Алчевского. Мать, Кристина Даниловна известная общественная деятельница, основательница воскресных школ для взрослых.
Популярность Кристины Алчевской педагога была значительной. в 1889 году ее избрали вице президентом Международной лиги образования в Париже.
Не лишен артистизма отец, одаренные и мать, брат и младшая сестра - вся атмосфера, которая господствовала в семье Алчевских, способствовала формированию музикальной личности уязвимого парня.
Во времена учебы Ивана Алчевского очень активизировалось общественная и культурная жизнь Харькова. В городе развернулась концертнотеатральная деятельность. Композитор Петр Сокальский (кстати, наилучшие годы его жизни прошли в Одессе) приглашал талантливую молодежь на домашнее обучение музыке. Такие вечера происходили и в Алчевских. Иван, студент естественного отделения физико-математичного факультета университета, стал активным участником тематических вечеров Тараса Шевченко, Николая Гоголя, а позже и Николая Лысенко.
После окончания университета Иван собирался посвятить свою жизнь педагогической деятельности. Но семейная трагедия (внезапное самоубийство отца) изменила его намерения.
По совету старшего брата Григория, с рекомендательными письмами Иван отъезжает в Москву. Теплится надежда стать певцом на оперной сцене. Потом после неудачной пробы в Большой театр Иван Алчевський едет в Петербург. Там после удачного дебюта 1 октября 1901 года он становится солистом Мариинской оперы.
До дебюта до сих пор никому не известного харьковчанина в партии Индийского гостя публика и пресса отнеслись достаточно благосклонно. Прошло два месяца.
Начинающему поручают ответственную партию Фауста в одноименной опере Ш.Гуно. И опять критика одобрительно отзывается на фактически второй дебют.
Внезапная карьера певца вовсе не изменила взглядов Ивана Алчевского и отношение к родному народу, к его музыке, поэзии, творчеству. В Москве основывает Иван Алчевский украинское музыкальное общество "Кобзарь", приглашает петь своих товарищей из императорского Большого театра, иногда Марию Заньковецкую, композитора Якова Степного. И сам выполняет целые программы украинской музыки. Мало того, сплачивает вокруг себя студенческую молодежь. А однажды устраивает грандиозный вечер на юбилейную дату Тараса Шевченко за участием специально приглашенной писательницы Любви Яновской из Киева, колоратурного сопрано Антонины Неждановой, композитора Николая Лысенко, певицы Большого театра Балановской, поэта Александра Олеся. Праздничное мероприятие происходило во Дворянском собрании.
В другой раз Иван Алчевский позаботился о том, чтобы за его участием в бенефис хоре Большого театра поставили "Запорожца за Дунаем" украинским языком.
За рубежом, например, в Париже концерты за его участием проходили из выполнением нескольких номеров украинским языком. Особенно часто пел перед французами романс своего брата Григория Алчевского, "Душа - это ландыш нежная". Выполнял он еще романс на слова Александра Олеся "В огне горит душа моя".
Последние слова этой поэзии звучали так трагически, что казалось, будто в зале проносится вихрь. "Не жалко мне, не жалко души", - этот крик сердца будто унося далеко далеко.
Себя он не жалел, а вот к простому люду был очень внимательным, сочувствовал ему. Современники певца вспоминали такой случай на гастролях. Иван Алчевский заметил, что нет за кулисами рабочего сцены. Выяснилось, что мужчина умер, и что на захоронение у вдовы нет денег.
На следующий день около подвала, где обитала семья умершего, остановилась карета. Из ее вышел Иван Алчевский и направился к жилищу. Он зашел поздоровался и положил на стол 100 карбованцев, сказал, что это на похороны мужчины. Вдова начала отказываться: что она не сможет отдать потом этот долг.
Но Алчевский махнул рукой, сел в карету и поехал.
Два года вдова складывала деньги, чтобы отдать их артисту, а когда насобирала 100 карбованцев, то оказалось, что Алчевского уже нет на этом свете...
...Иван Алексеевич выступал в Баку, собирал аншлаги в театре, что последним порою стоял почти пустотой. Пел совсем больным. Его нервная система не выдержала перегрузки. В больнице он умирает. Это случилось 26 апреля 1917 года.
Рассказ об Иване Алчевском, который отошел от нас совсем молодым 40 летним, хотелось бы завершить строками современного украинского поэта Бориса Олийника:
Соловьи распевают сердце до дна, поэтому и живут на свете мало.
"С Алчевским мне приходилось петь в опере "Садко". Это был артист с большим, широким диапазоном голоса. Полностью свободно он брал высокие. Относительно тембра его голоса, то он был у него будто "разноцветным", близким до того, что высокие звуки были похожи на сопрановые, а средние - на баритоновые.
...Пел Алчевский очень выразительно, музикально, владел блестящей техникой. Выполнение его отличалось большим темпераментом, богатыми красками. Для Алчевского в пении не существовало никаких трудностей. Он мог свободно петь как драматические, так и легкие лирические партии. Вершин мастерства он достиг выполнением партии Рауля в опере "Гугеноты". В этой опере я пела с Алчевским, выполняя партию королевы Маргариты. Как-то на репетиции "Гугенотов" Алчевский стал шутя соревноваться со мной у партии очень тяжелой колоратурной арии королевы. Преодолевая свободно и легко все трудности колоратурных пассажей, гамм, трелей, он пропел совершенно верно и точно всю мою арию.
Чрезвычайно пел Алчевский также и партию Радамеса в опере "Аида", Ромео и Фауста в операх Гуно. В русском репертуаре наиболее известными его партиями были Герман в "Пиковой даме", Дон Жуан в "Каменном госте" и Садко в одноименной опере Римского Корсакова", - вспоминала Антонина Нежданова, наша землячка, выдающаяся оперная певица и педагог, народная артистка СССР.