
Не всем известно, что наши села буквально наполнены достопримечательностями разных времен, и что их жители спокойно могут себе позволить разрушить какую-то там башню ХIХ века.
Как и везде в провинции полно роскошных дворцов, ухоженных английских и французских парков, аутентичных церквей времен Хмельницкого, готических костелов и действующих барокковых синагог.
Словом, добра полно, что нам эта непонятная башня? Тем больше, что стоит, денег не приносит, да еще и ремонта требует. Разбираем ребята! Лишь так могу объяснить недавнее окончательное уничтожение обществом села и безразличными чиновниками-невеждами уникальной достопримечательности середины ХIХ века в Иванковцах Бердичевского района Житомира.
Идет речь о бывшем манеже, в котором в свое время очень известный коллекционер живописи Марцели Журовский держал скакунов собственноручно выведенной арабо-английской породы, которые неоднократно выигрывали престижные гонки в Европе. Собственно, в настоящее время разрушенный манеж является лишь частью имения этого польского собирателя прекрасного, который появился в Иванковцах приблизительно в 1820-х годах. Сначала для него возвели двухэтажный дом, рядом с которым построили гостевую (флигель).
А по чудесной традиции тех времен резиденцию украсили парком с искусственным прудом и садом с оранжереями, в которых созревали разнообразные экзотические растения. Эти работы произвел прославленный садовник ирландского происхождения Диониз МакКлер, который сделал себе имя, озеленив многочисленные магнатские резиденции на Волыне и Подоле.
К сожалению, неизвестные фамилии мастеров, которые занимались отделкой интерьеров усадьбы Журовского, они каждый раз были незаурядными профессионалами. В этом и сегодня еще можно убедиться, приехав в среднюю школу, которая занимает бывшее имение.
В трех залах частично сохранилась роскошная стукковая лепнина. Справа от вестибюля, в бывшем Белом покое (в настоящее время учительская), на потолке уцелели изображения лир, факелов и сагайдаков со стрелами.
Впрочем, камина, который был здесь когда-то, уже нет. Остались украшения в виде декоративного фриза и розетки в одном из классов, который назывался Малым покоем. Наибольшего же удивления заслуживает бывший Большой салон, где на стенах и потолке уцелевшая лепнина в стиле ампир с изображением венков, львов и листьев аканта. Именно в ней Марцели Журовский разместил около 150 живописных полотен, которые он собирал несколько лет.
Коллекция состояла из картин фламандских, французских и немецких мастеров, простое наибольшая ее часть была представлена итальянцами всех без исключения тогдашних апеннинских художественных школ. Там были Бассано, Феррари, Веронезе, Герцино, Ланфранко и др.
Путешественник Александр Пшездецкий писал: "Не поражайся ни с большим парком МакКлера, ни на чудесной архитектурой дворца. Если ты являешься почитателем искусств, попроси провести тебя в салон с картинами, замкнись там, и пей сладкие впечатления от этой красоты".
Еще одним доказательством значимости иванковецкого сборника было то, что большой князь Тосканский, стремясь обогатить известную галерею Уффици во Флоренции, предлагал Журовскому 12 тысячи франков за чудесный автопортрет фламандского живописца Альберта Циупа, однако получил отказ.
После смерти пылкого коллекционера (приблизительно в 1875 году), сын Марцели - перевез большую часть картин отца в другое имение в село Лисоводы (Городоцкий район Хмельниччины), однако несколько картин оставались в Иванковцах до 1917 года, когда они, достоверно, были украдены ворами вместе с другим ценным движимым имуществом.
Возвращаясь к несчастному манежу отмечу, что он был возведен значительно позже усадебного дома и флигеля и представлял уже не классицизм, а неоготику. Украшением сооружения, как, собственно, и всего села, была высокая декоративная башня, которая до недавнего времени предоставляла здешним пейзажам особенного шарма, поскольку стояла над живописным прудом.
Впервые я ее увидел в марте 2008 года, когда работал над путеводителем по Житомирщине. Уже тогда с тыльной стороны башни был огромный пролом - безусловно, дело рук местных, падких на кирпич и металлические перекрытия внутренних ярусов. Впрочем, тогда достопримечательность еще можно было бы спасти - невзирая ни на что она выглядела крепкой.
Как я уже в настоящее время выяснил, задолго до моего первого визита в Иванкивцы, главный архитектор Бердичевского района Нина Клименко привозила в село главного архитектора области Виктора Мединского, предлагая ему взять на государственный учет как достопримечательность архитектуры комплекс имения Журовского в целом и манеж в частности. Впрочем, чиновник решил, что неоготическая башня с декоративным зубцами-мерлоном и слепым аттиком не заслуживает внимания.
И это при том, что Бердичевский район, с его официальными шестью достопримечательностями архитектуры и так не слишком страдал от толп туристов. Думаю, именно после этого решения руки воришкам было окончательно негласно развязаны и они понемногу начали разбирать неинтересную высокому начальству башню.
Разбирали до такой степени, что в конце нынешнего ноября она завалилась. Лишь тогда сельский председатель Николай Шеретун, который, к слову, занимает эту должность уже второй срок, решил, что нужно что-то с этим делать и вызывал МНС, чтобы добить аварийные руины.
Между прочим, и в них не хватило профессиональности - во время демонтажа оборвался стальной трос, которым тянули остатки башни, поэтому один из углов сооружения так и остался стоять, невзирая на соседство со школьным двором. Сделать же что-то раньше, если бы спасти уникальное сооружение от вандалов, у председателя почему-то идей не возникало.
Поэтому на сегодня имеем изуродованный манеж, в котором общество хранит зерно, и школу со все еще прекрасными остатками интерьеров. Собственно, и они ничем не застрахованы от уничтожения, ведь невзирая на всю очевидность их ценности, здание так и не взяли к государственному реестру достопримечательностей архитектуры.
До сих пор дирекции школы хватало уму хранить эту красоту, но где гарантия, что в будущем не назначат нового руководителя, который будет считать ампирную лепнину начала ХIХ века непонятными наростами на стенах и не прикажет ее убрать. А что - скажет он на возмущение немногочисленных туристов и краеведов - это же официально не достопримечательность, а денег на ремонт у меня не было, вот и разобрал.
Только нормальным небезразличным людям, которым при таком подходе, когда в Иванковцах и других подобных селах не останется ничего, кроме полуразвалившихся коровников исчезнувших колхозов, и смотреть будет нечего, как-то одинаково все равно - имела уничтоженная красота официальный статус или нет.