
Развеять грустные тучи над театром. В конце прошлого века театр имени М. Заньковецкой совместно с Львовским городским советом и Львовской пивоварней реализовали проект «Три копейки к литру пива». Таким способом собрали 230 тысяч гривен, что дало возможность ликвидировать в театральном сооружении еще один аварийный участок. Так жители Львова реально помогли театру.
Об этих и других нюансах ремонтно-реставрационных работ в здании — и более давних проблемах, и за последние семь лет — шла речь. Свойственно, о своих нуждах в этой плоскости театр рассказывает журналистам практически ежегодно, постоянно имея надежду, что обещания и высоких государственных мужей, и ведомств, и местной власти все-таки будет выполнено. И мы каждый раз пишем, что наконец тучи над театральным сооружением (который во времена своего появления стала второй за масштабами в Европе зрительским развлекательным центром) развеются. Но воз в который раз не двигается с места. А если и двигается, то крайне медленно.
Вот, невзирая на распоряжение Кабинета Министров, которым была утверждена проектная стоимость ремонтно-реставрационных работ в здании на ближайших семь лет на сумму свыше 370 миллионов гривен (что должны были поступать преимущественно из госбюджета), на сегодня освоено лишь приблизительно 14,5 миллионов гривен. И то из разных источников финансирования. А учитывая экономические реалии все эти работы будут стоить значительно дороже. Поэтому надеяться на быстрое завершение своих мытарств, очевидно, не стоит. Невзирая на то, что сдвиг этой телеги с места делом своей чести считал предыдущий губернатор Львова Василий Горбаль. Да и нынешний — Михаил Цимбалюк — вроде бы достиг взаимопонимания относительно этого с президентом. Но пока что факт остается фактом: за последние полтора года ни одной копейки из бюджета на те или другие ремонтно-реставрационные работы театр не получил. А он, к слову, уже задолжал. В частности, 2,5 миллионов гривен — «Укрдизайнгруппы», которая исследовала здание театра (а речь не только о тех помещениях, какие видимые каждому посетителю, но и о частных квартирах, с которыми театр соединяет немало общих коммуникаций и откуда жителей, — согласно Плану мероприятий — должны были бы переселить), разрабатывала соответствующие документы и в дальнейшем над этим работает.
Это не значит, что из-за имеющихся проблем театр на месяц или на полгода перестанет работать, хотя системы электроснабжения выходят из строя. Театр не закроют, аварийные участки удалось ликвидировать на 80%. Но это значит, что решение проблем с площадями, новыми технологиями сцены, звука, энергоснабжения и тому подобное — теперь иллюзия без каких-то реальных очертаний.
Как акцентировал Андрей Мацяк, в одном из пунктов распоряжения Кабинета Министров от прошлого года на отселение жителей из дома театра предвидено (за нормами Госстроя) 18,5 миллионов гривен. И невзирая на то, что идет речь исключительно о цифрах Госстроя, Министерство финансов (хотя в настоящее время эта проблема в контексте ремонта первоочередная) категорически отказалось выделять эти средства, потому что считает, что этим должно заниматься местное самоуправление. А Львов таких «свободных» денег не имеет. Да и вряд ли вскоре будут иметь. Поэтому руководство театра совместно с властью начало искать другие варианты. Теперь есть обещание — и мэра, и соответствующих департаментов города — выделить земельный участок, где инвестор (учитывая также собственные интересы) возведет дом, куда отселят владельцев нескольких десятков жилищ. Инвестор уже вроде бы есть, хотя его имя пока что держат в секрете (известно только, что отечественный), существует и обещание местных чиновников — до нового года выделить участок. А это значит, что за три-четыре года жительнице получат новые квартиры, а театр сможет начать воплощать то, что требуется.
Однако об успешности всех начинаний говорить рано. Учитывая многочисленные аферы (особенно связаны со строительством), к которому удаются в Украине дельцы разного ранга, радоваться теперь не стоит. Разве что пожелаем, чтобы все в этой истории соблюли слова и театр «не бросили». В который раз.