
Если вы жители Львова - вы счастливчики. Как много людей мечтали попасть на знаменитый оркестровый концерт Владимира Спивакова. И вот он здесь. Маэстро очень редко играет в Украине, а в этот раз он еще привез и великолепных музыкантов — Никиту Власова, Дениса Мацуева, Алексея.
Владимир Спиваков - лицо оркестра, легко и искусно исполняет сложные произведения. Это не просто отменный музыкант, но еще и замечательный человек, настроенный на одну волну с исполнителями. Во время выступления мы чувствуем то же, что и он. Вы можете купить лицензионный диск с записью концерта оркестра Владимира Спивакова, но живое выступление и живые эмоции можно получить только на живом концерте. "Виртуозов" как раз и отличает от других оркестров яркая эмоциональность. Порой хочется выразить свои эмоции на сцене. Иногда это улыбки, а иногда — слезы.
Прелюдия (от лат. praeludо — играю предварительно) — инструментальная пьеса, не имеющая строгой формы, вступление к более длинному, сложному и строго оформленному произведению. "Виртуозы", как и любой инструментальный оркестр, выступают на сцене, а не в оркестровой яме, где сидят музыканты во время оперы или балета. Перед концертами камерных коллективов, чтобы улучшить акустические свойства зала, эту яму принято закрывать. Так было и во время прошлого концерта Владимира Спивакова.
Тогда звучанием инструментов маэстро остался доволен. В этот же раз дирекция по непонятным причинам отказала музыканту в просьбе. Но профессионалы на то и профессионалы, чтобы такие “мелочи” не выводили их из себя. Из этой ситуации Владимир Спиваков нашел оригинальный выход: в яме он разрешил расположиться студентам музыкального училища.
Кстати, подобная практика (при аншлагах на концертах "Виртуозов" зрителей, которым не хватило мест в зале, пускают прямо на сцену) — одна из "фишек" московских музыкантов. Вот и в этот раз благодарные студиозусы набились битком в "оркестровку", откуда с благоговением внимали каждому взмаху волшебной палочки маэстро.
Увертюра (от лат. aperture — открытие, начало) — оркестровое вступление к опере, оратории, балету, подготавливающее слушателя к происходящему действию.
Нам посчастливилось увидеть то, что обычно скрыто от глаз любопытствующих, — репетицию музыкантов, которые настраивались перед концертом и “пробовали” зал.
“Я специально спустился в зал, — по ходу комментировал Владимир Теодорович, — чтобы откорректировать игру именно исходя из акустики. Приходится менять многие вещи.” Умудряясь не реагировать на то и дело вспыхивающие фотокамеры, передвигаясь из одного угла зала в другой, маэстро творил: там чуть-чуть Animate (оживленнее), здесь немного Crescendo (постепенно усиливая), первые скрипки — Staccato (отрывистее), вторые — Grazioso (изящнее).
Солистку, совсем еще юную львовянку Александру Годлевскую — подбодрить и успокоить. Над “зубром” Алексеем Лундиным — подшутить. Атмосфера царила расслабленная, словно и не предстояло этим людям через несколько минут сменить джинсы и футболки на элегантные смокинги и бабочки и завладеть вниманием многочисленной аудитории.
Рондо (от фр. rondeau — круг, движение по кругу) — музыкальная форма, в которой неоднократные проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами.
Первое отделение оркестр начал со сложнейшего концерта Иоганна Себастьяна Баха для двух скрипок с оркестром ре минор. Солировали Владимир Спиваков и Алексей Лундин. В той музыке Баха, которую знают многие, проступают черты, характерные для эпохи барокко, — монументальность и патетика. Часто критики проводят аналогии между произведениями веймарского органиста и барочной архитектурой, отмечая в них присущую зодчеству перенасыщенность деталями.
Но это характерно для органной музыки. Звуки же крайне редко исполняемого концерта для двух скрипок в стенах одного из лучших оперных театров Украины поднимались вверх, вращались, описывали зигзаги и замирали где-то, обещая продолжение. Правда, гений многоголосия остался верен себе: его классическую музыку, построенную на контрапунктах, спутать с легкомысленными пассажами того же Вольфганга Амадея Моцарта невозможно.
Как раз его концерт для фортепиано с оркестром ля мажор выбрала для дебюта с “Виртуозами Москвы” одна из подопечных Владимира Спивакова Саша Годлевская. Когда-то Владимир Теодорович вывел на большую сцену Евгения Кисина, Вадима Репина, сейчас уже состоявшихся музыкантов.
Совсем недавно он открыл миру талант 10-летней Аими Кобаяши из Японии, игре которой аплодировал стоя “Карнеги-холл”. Теперь вот — Александра, из-под тоненьких пальчиков которой лилась музыка одного из самых любимых маэстро композиторов. И опытные коллеги, и земляки одинаково тепло встретили юную пианистку: первые во время игры подбадривающе улыбались, вторые долго не отпускали девочку со сцены.
Чем отличаются программы, исполняемые на концертах Спивакова, так это невероятным “миксом” — после академических Баха и Моцарта вдруг раздаются аккорды, знакомые по фильмам Георгия Данелии, — вариации музыкальных фрагментов из фильма “Кин-дза-дза” композитора Гии Канчели.
В этой коротенькой пьесе звучит не только музыка, но и голоса самих оркестрантов, время от времени приговаривающих: “Ча-ча”, “У-у-у”. Финальное же “Ку-у-у” в исполнении Владимира Теодоровича и характерный жест коренного чатланина вызвали в зале просто гомерический хохот.
Совсем другие чувства пробудили у публики аккордеонные пассажи Никиты Власова, представившего слушателям музыку Астора Пьяццоллы. Автор “Забвения”, “Ангела” и “Милонги ангела”, прозвучавших на концерте, сделал для танго то же, что в свое время для вальса Иоганн Штраус — превознес народную музыку до уровня высокого искусства.
Критики отмечают особый, “мучительный эротизм” его произведений. Никите Власову удалось не расплескать ни капли этой чувственной энергетики и заставить публику пережить эстетическое потрясение.
Кода
Но это был еще не финальный аккорд в виртуозном дивертисменте. Ведь ни один зал не отпустит любимых музыкантов без того, чтобы не выпросить “на бис” чего-нибудь эдакого. Зато всегда можно скачать mp3 бесплатно не выходя из дома.
Бисировали львовяне страстно, за что в благодарность получили темпераментную “Прелюдию” Дмитрия Шостаковича, растиражированный в мобильных рингтонах “Венгерский вальс” Иоганнеса Брамса и шуточный “Марш депутатов” Валерия Гаврилина, под разухабистые аккорды которого, небрежно засунув левую руку в карман брюк и продолжая отмахивать такты правой, маэстро и покинул сцену. Он ушел, но обещал вернуться…