
Сравнить красоту нынешней и дореволюционной Винницы горожане могут на выставке, посвященной первому главному архитектору города Григорию Артинову. В галерее "Арт-шик" выставлены уникальные архивные фотоснимки, оригинальные документы и архитектурные диаграммы.
Нескольких лет в начале ХХ века Винницы хватило, что бы превратиться из обычного провинциального городка на современный модерновый центр. Сто лет спустя совсем другая Винница - с другими зданиями и улицами, а соответственно - и атмосферой. С тех времен неизменный вид сохранился лишь у городской думы, да и то, как говорят специалисты, требует серьезной реставрации.
- Думаю, что меня и моих коллег первый главный архитектор Винницы Григорий Артинов критиковал бы, - рассказывает нынешний главный архитектор области Сергей Царенко. - Как гражданский инженер, который 25 лет прослужил в военном ведомстве, он был человеком амбициозным и с суровым характером. А те некоторые превращения, которых со временем испытали его проекты, были не к лучшему.
И все же доныне Винница преображается современными перепланировками и застройками, создается новый проект электроснабжения жилого дома, реставрируются здания которые для города создал известный архитектор, а неизменными архитектурными визитками города остаются его знаменитая башня, театр и много других невероятно красивых сооружений.
Из сотни зданий со временем не изменился только вид городской думы (в 1911 г.), в настоящее время - административное здание на ул. Соборная, 67. Вот только оно требует серьезной реставрации.
- В этом году исполняется 150 лет от дня рождения Григория Артинова и 110 лет со времени, когда он взял на себя архитектурное будущее Винницы, поэтому мы решили показать винничанам часть его огромного наследства, - говорит Сергей Царенко.
Следовательно, прикоснуться к истории, поиграв в игру: "найди 10 отличий" между Винницей дореволюционной и нынешней, винничане могут на первой персональной выставке, посвященной Григорию Артинову, что открылась в галерее "Арт-шик". Дореволюционные снимки из архивов исследователя Людмилы Денисовой и листовок из коллекции заслуженного художника Украины Владимира Козюка расположились слева, напротив - фото современной Винницы, которые сделала доктор медицинских наук Елена Солейко, а в центре зала - оригиналы чертежей и документов зодчего, которые хранятся в фондах областного краеведческого музея.
Винницкий городской театр (в 1910 г.), теперь - Винницкий областной академический музыкально-драматический театр, после послевоенного восстановления и реконструкции.
- По работам Григория Артинова можно изучать историю стилистики рубежа ХIХ-ХХ веков, - убежденный Сергей Царенко. - Ведь он применял не просто вариации на тему архитектуры модерна, который на то время был главным международным стилем, он делал блестящие исторические стилизации, добавляя характерные признаки приобретений прошлого, например, элементы неоготики. Причем, достигал всего очень скромными средствами.
Как Гауди одно время создал историческое лицо Барселоны, а Палладио - Венеции, так и Григорий Артинов подарил Винницу главную ее красоту: красавец-гостиница "Савой" (в 1907-1913 г., в настоящее время - гостиница "Украина"), женскую гимназию (в 1900 г., теперь - школа № 2), каменная лестница к парому (в 1908 г., в настоящее время - лестница в парк "На Кумбарах"), церковь Воскресенья Христова на православном кладбище (в 1910 г., в настоящее время - действующий храм на Хмельницком шоссе, 5), синагогу Райхера (в 1903 г., в настоящее время - ДЮСШ на ул. Червонохрестовской, 11) и много других прекрасных сооружений.
Жилой дом - один из двух "домов одного типа" (в 1909 г.), в настоящее время - жилой дом с общественными помещениями на Театральной, 41
- Выставка - это минимум, ведь Григорий Артинов заслуживает и собственного музея, - говорит Сергей Царенко. - Пока же мы планируем в ближайшее время открыть обновленную памятную доску на краю улиц Соборной и Артинова, которую повредили вандалы. В сентябре библиотека имени Тимирязева презентует библиографический указатель изданий с иллюстрациями, где вспоминается зодчий, а свою книгу о нем готовит к выпуску Людмила Денисова.
Справка
Винницкий городской архитектор 1900-1919 гг., гражданский инженер Григорий Артинов родился в Нежине на черниговщине. После окончания Реального училища в Кронштадте Григорий так же, как его старший брат Михаил, вступил к Санкт-петербургскому строительному училищу (впоследствии - Институт гражданских инженеров).
В сентябре 1899 года Артинов поселяется в Виннице. В течение 1900-1917 лет все новые общественные здания Винницы, первые инженерные сети и прочные мосты, новые храмы, прибыльные дома, кинотеатры, фотосалоны и численные особняки, новые улицы, скверы и бульвары, а также заводы города были построены за проектами или под руководством Григория Артинова - всего свыше 100 разных объектов, которые определили достойное развитие Винницы как европейского города времени "Серебряного века".
По данным Каменец-подольского архива, Григорий Артинов претендовал на должность Подольского губернского архитектора, но его назначению помешала агентурная записка губернской жандармерии, содержание которой неизвестно.
Винницкий городской архитектор, гражданский инженер, основатель "Общества благосостояния города Винницы" титульный советник Григорий Артинов умер после тяжелой длительной болезни 9 декабря 1919 года. Могила зодчего не сохранилась.
Церковь Воскресенья христова (проектирование с 1902 г., построено в 1910 г.), в настоящее время - Свято-Воскресенская церковь на Хмельницком шоссе, 5.
Здания окружного суда и городской управы (в 1909-1912 г., по проекту академика Василия Пруссакова), теперь - здание судебных учреждений на ул. Грушевского, 17, после надстройки.
Жилой дом (в 1912 г.), в настоящее время - административный дом на ул. Михайличенка, 12.
Прорисовка из оригинального блокнота архитектора. Бывший дом Григория и Елизаветы Артиновых (в 1904-1909 г.), теперь - жилой дом с магазином на Соборной, 79, после реконструкции и надстройки.
Диаграмма объемов застройки Винницы 1900-1918 гг., составленная Григорием Артиновым в 1919 году.
Проекты жилых домов на Пушкинской и главной улице.
Изюминка экспозиции - шарж Натана Альтмана на Григория Артинова в 1912 году, который в прошлом году в Москве в составе семи гравюр известного художника стал главным лотом известного художественного аукциона. Стартовая цена каждой работы достигала 2000 долларов.