
Очень часто репортеры, которые занимаются всем и ничем, заметно сгущают краски в жанре оплакивания отечественного кинематографа. Потому что если денег, высокотехнологических студий, продюсеров, дистрибьюторов, государственной политики, специалистов во многих отраслях и нет, то документальное и анимационное кино, кинофестивали, проверенные временами мастера и талантливые начинающие, амбиции, хорошие телепрограммы и статьи есть, еще есть частные капиталы и фанаты кино.
Впрочем для широких масс кино — это всегда игровые полнометражные фильмы, в кинотеатрах, на кассетах, DVD, по телевизору, и в этом ракурсе действительно зеро. Днями в Доме кино состоялось редкое событие — презентация нового художественного фильма Александра Муратова «Татарский триптих». 21 апреля Александр Игоревич отметил 70-летний юбилей, но поскольку без пира в Союзе — значит незаметно для общественности. Ко дню рождения режиссер сделал себе два подарка — «почти автобиографичный роман-ессе» «Распахнутые врата», выданный киевским «Фактом», и фильм о трех любовных историях на крымскотатарском материале «Татарский триптих».
Александр Игоревич Муратов — опытный кинорежиссер с хорошей профессиональной школой (ВДИК, режиссерская мастерская Сергея Герасимова) и жизненной(факты найдете в «Распахнутых вратах»), потому он умеет заявить такой материал, зарезать который у государственного чиновника не поднимется рука. Вот, к примеру, «Татарский триптих». За циклом крымскотатарских рассказов Михаила Коцюбинского. Классика? Хорошая литература? Конечно. А крымскотатарская тема разве не важная сегодня в государстве? Архиважная. Следовательно, Александр Муратов получил госзаказ на картину от Министерства культуры, поддержку от крымскотатарского Меджлиса и поехал прошлым летом в Крым снимать кино. Что вышло? Яркое и красочное кино в стиле наив, фольклорно этнографические замалевывания из жизни и быта крымских татар.
Сюжеты Михаила Коцюбинского сложностью и запутанностью не отличались: вот молодая татарская девушка, влюбленная в мужчину, который не нравится ее старорежимному отцу своими антитурецкими настроениями, вынуждена выходить замуж за непутевого нелюбимого. Вот свадебный обряд. Вот девушка горько плачет на семейном ложе и мечтает о любимом. Вторая новелла «На камне» рассказывает о молодой женщине, которая влюбилась в греческого красавца, который привозит соль в их село. За мгновение любви она готова рисковать жизнью, а в конечном итоге, и поплатиться — мужчина с односельчанами догоняет Фатиму с любовником, убивает чужестранца, а девушка добровольно летит в бездну. Только два тела в ярких новых костюмах выразительно плавают в море под скалой. А герой новеллы «Под минаретом» должен выбирать между любовью и искусством, потому что Мириам (известна крымскотатарская певица Ельзара Баталовая) поставила ультиматум — или я, или представление, которое высмеивает фальшь мусульманских священников, потому что если правоверный отец увидит это представление — не быть им в паре. Сидит парень на скалы и думу думает, проблему выбора разрешает.
Фильм производит неоднозначное впечатление. С одной стороны, удачно подобранные актеры и типажи( в картине много непрофессиональных актеров), и, как всегда, в Муратова, красивые женщины. Красивая натура и любовная операторская работа (Владимир Басс). Художник все выверил, немного только перебрал с декоративностью. Правильная, уместная музыка. Экранизация новелл Коцюбинского сделана абсолютно отстраненно, без любых авторских «вложений» Муратова, никакой «отсебятины». С другой стороны, в настоящий момент так никто не снимает, в этом кино присутствует определена режиссерская старомодность, почерк и стиль 60—70-х. Но парадокс в том, что и некоторая декоративность, и авторская отстраненность от сюжетов Коцюбинского, и пейзажная краса, и отсутствие надрывной психологически создают отстраненно созерцательную эстетику, малопонятный чужой экзотичный мир, которому сочувствуешь не на национальных или политических принципах, а на человеческих и частных.
«Татарский триптих» — это не то кино, которое я люблю, но оно заслуживает внимание критики и время зрителей. Этот фильм, который не претендует на шедевр, на голову более высокий от того, что я наблюдаю в последние годы в украинском игровом кино. И если без предубеждений к персоналиям — более пристальному художественному разбору со стороны отечественных кинокритиков.