Собственным музеем может похвастаться каждый театр. И даже если статистика намекает на ошибочность этого утверждения, это вовсе не обмолвка, в действительности так оно и есть. Просто кое-кто уже успел оформить свою историю в экспозиции, а фонды будущих музеев еще и до сих пор ожидают в свое время дома у театралов, в костюмерных или в личных архивах актеров и режиссеров. Театр драмы и комедии на Левом берегу днями пополнил ряды тех, кто систематизировал свою историю и торжественно открыл собственный музей. А первыми о его необходимости заговорили актеры-левобережцы.
История театра начинается в мае 1978 года, когда тогдашний министр культуры Безклубенко пригласил режиссера Эдуарда Митницкого на разговор по поводу создания в Киеве нового театра. Первый сбор труппы состоялся 7 сентября того же года — этими эпохальными сообщениями начинается экспозиция. Из тридцати актеров первого состава труппы до сих пор в театре работает шестеро — Татьяна Камбурова, Владимир Илленко, Анатолий Васильев, Галина Корнеева, Борис Литвин, Владимир Потапенко. Первая премьера — «Высшая точка — любовь» за Феденевим — есть одновременно и заявкой на актуальность, впритык к приближенной к вызову общественной системе. Собственно, ничего оригинального в этом и не было, если бы не 1978 год — «брежневская» демократия тогда была единственно возможным вариантом плюрализма.
Дальше — репертуарная афиша того времени: Стельмах, Хоролець, Петрашевич... Современный театр берет к работе современную драматургию, ставит знаковые произведения Друце, Васильева, Бикова. И находит понимание в публику, о чем свидетельствует хотя бы билет на представление левобережцев, датированный 1982 годом, который любезно передала музее одна театралка. Рядом — ее же статья в заводской стенгазете о Театре драмы и комедии.
Отдельные стенды посвящены отдельным, знаковыи и самым резонансным представлениям: «Анна Каренина», «Живой труп», «Майн кампф, или Носки в кофейнике»...
Гастроли, фестивали, русская пьеса на сцене театра — левобережцы вспоминают обо всех составляющих своей истории. И отдают почет тем, кого уже нет среди нас, но кто имел непосредственное отношение к созданию театра. Стенды «Память» — это еще одна благодарность Павлу Морозенку, Борису Романову, Ярославу Стельмаху.
Процесс решения жилищного вопроса также лег под музейное стекло. До 1990 года театр не имел своего помещения, играл на 15 сценических площадках города, для репетиций же левобережцы вынужденные были использовать не только составы или квартиры, но и ...подоконник подъездов. И вот — большое строительство: городская власть передала в распоряжение театра помещение кинотеатра «Космос», от которого остался один фундамент. С радостью и желанием как можно быстрее вселиться в новый дом театр набросился на работу. В ноябре 1990-го получили ключи от своего дома и... закрыли ее двери еще на полтора месяца — строительных недоработок было ну очень много...
Есть в музеи и кусочек кабинета худрука Митницкого — Эдуард Маркович предоставил для экспозиции самые дорогие для себя фотографии, которыми обильно завешенные стены его рабочей комнаты. Два отдельных стенда — эскиза костюмов авторства художников Олега Лунева и Александра Друганова. На главном месте — дипломы многоразовых побед премии «Киевская пектораль».
«Мы предприняли первый шаг, — говорит заведующая музея Галина Леонидовна Павленко. — Сегодня здесь представлено около трехсот материалов, но дальше эту экспозицию мы будем совершенствовать».
Эпоха в театре — это то, которое проходит и... остается. Во взглядах героев старых фотографий, в словах, которые прочитываются между строками рецензий пожелтевших от времени газет, у отблеска стекла, за которым, — поражения и победы, разочарования и овации, мечты... Киев обогатился еще одним музеем, а Театр драмы и комедии — еще одним доказательством своей значимости в контексте эпохи, которая все же проходит...
Людмила ОЛТАРЖЕВСКАЯ