
Петр Сергеевич Билинник. Певец (лирический тенор), народный артист СССР (1954). В 1936-40 солист Большого театра СССР (Москва), в 1941-42 солист Харьковского, в 1942-1965 - Киевского театра оперы и балета. Выступал как солист в концертах капеллы "Думка" и Государственной капеллы бандуристов Украины. Владел голосом красивого и светлого тембра.
Родился в семье бондаря. С детства имел исключительные музыкальные способности. Сначала пел в школьном хоре, в 18 лет организовал кружок домашнего музицирования, который имел в своем репертуаре украинские и русские народные песни. Любовь к музыке и пению развилась у Петра с детских лет. Отец его — Сергей Кузьмич, известный в Ахтырке бондарь — пел и во время работы, и на отдыхе. Особенно внимательно слушал парень в его исполнении народные песни, то преисполненные глубокой щемящей боли, то искрометного юмора и веселья.
Петра отдали в церковноприходскую школу. Там он с увлечением пел в группе альтов. Репертуар хора состоял из игровых народных песен. Дети пели и двигались в ритме песни. Это развивало их музыкальность и производило правильное ощущение ритма. После окончания школы парень поступает в высшее начальное училище. Получив в 1924 г. среднее образование, он продолжает учебу в охтирском техническом училище. В это время стремительно растет его интерес к родной культуре. Он увлекается произведениями Тараса Шевченко, Леси Украинки, Ивана Франко, Михаила Коцюбинского, знакомится с творчеством украинских композиторов. Кружок певца, который собирался в доме Билинников, рядом с народными песнями поет произведения М. Лысенко, К.Стеценка, М. Леонтовича, других композиторов.
Вокальные произведения исполнялись "а сарреииа". Как руководитель кружка Петр Билинник добивался самого чистого интонационного звучания. На то время его детский альт уже перешел в тенор на удивление красивого и задушевного тембра, свободный и легкий, что предоставлял всему ансамблю какое-то особенное звучание. Кружок этот так укрепился, что начал выступать в хате-читальне на вечерах, где особенным успехом у слушателей пользовались "ехал казак за Дунай" и "Вечерний звон".
По окончании технического училища юноша сначала работал на электростанции в Ахтырке, а потом переехал на Донбасс разметчиком Пантелеймоновского динансового завода. Он смог сплотить музыкально одаренную молодежь в хоровой кружок. Пели и соло в сопровождении гитары или баяна, и хоровые народные песни. Кружок быстро завоевал популярность среди рабочих завода.
1931 г. Петр Сергеевич встретил уже в Харькове, поскольку, решив продолжить образование, начал готовиться к вступительным экзаменам в высшее техническое учебное заведение. Он был настолько скромным, что не мог себе позволить и мечтать о карьере профессионального оперного певца. Конечно, часто посещал спектакли в оперном театре. Чудесный состав артистов, полнозвучный оркестр, богатые декорации, аншлаг в зрительном зале — все это казалось ему волшебной сказочной феерией.
В кругу друзей Петр часто пел под гитару любимые песни и произведения. И опять слышал, хотя и не от профессионалов, что ему необходимо учиться именно в консерватории. Некоторое время колебался, а потом поступил сначала на музыкальный рабфак, потом — в Харьковскую государственную консерваторию (1933). Учился от отрыва от производства, в вокальном классе профессора Р.Вайн — вдумчивого педагога и чуткого человека.
Уже в 1934 г. П.Билинник впервые испытывает свои силы на оперной сцене. В Харькове создается Молодежный музейный студийный театр, возглавляемый В.Скляренком. После соответствующей подготовки здесь и дебютировал в нелегкой для исполнения партии царя Берендея в опере "Снегурочка" М.Римского-Корсакова (1935). С тех пор имя Петра Билинника все чаще встречается в программах концертов и радиопередач. В Молодежном театре он участвует в операх "Евгений Онегин", где выполняет партию Трике, в "Пиковой даме" ПЛайковского и "Сорочинской ярмарке" М.Мусоргского. От 1935 г. при Харьковской консерватории работает оперная студия. Там в "Борисе Годунове" М.Мусоргского П.Билинник удачно исполняет партию Самозванца. В том же году оперная студия организована и в Государственном Большом театре Союза СССР. Здесь преподавали чуть ли не сами знаменитости: Н.Обухова, И.Козловский, А.Нежданова, В.Петров. Последний осуществил ряд поездок Уралом, Сибирью, Кавказом, Поволжьем и Украиной. В Харькове внимание его привлек своей красотой и мягкостью тембра голос Петра Билинника. В.Петров рассказал П.Биллинику об этой студии.
Вскоре Петр Сергеевич отправился поступать в Москву. Когда председатель приемной комиссии Н. Нежданова радушно обратилась к нему с вопросом о том, что именно он желает запеть, волнение у него мгновенно прошло. Он выполнил чудесную арию Неморино с оперы "Любовный напиток" Г.Доницетты, арию Вертера из одноименной оперы Ж.Массне, песенку Герцога из "Риголетто" Дж. Верди и арии Фердинанда из оперы "Фаворитка" Г.Доницетты.
Честь быть зачтенным в состав артистов оперной студии главного театра страны было немного. И среди них — украинец Петр Билинник. А вскоре сам художественный руководитель Большого театра, дирижер С.Самосуд, услышав его странное пение, предложил перейти в состав солистов.
Перед П.Билинником открылась возможность работы на прославленной сцене, в окружении выдающихся певцов. Сначала он выполнил ряд эпизодических партий, что дало ему возможность приобрести достаточную уверенность в своих силах и некоторый сценический опыт. Ему поручили партию князя Синодала в опере "Демон" О.Рубинштейна, в которой показал все преимущества своего голоса и чудесную кантилену (мелодичность). Интересным было также выступление в партии деда Щукаря в опере "Поднятая целина" И.Дзержинского. В этом образе художник сумел соединить черты искрометного народного юмора и глубокой задушевности. В 1940 г., во время поездки в Харьков с концертом, И.Билинник встретился с художественным руководителем Харьковского театра оперы и балета, дирижером М.Штейманом. Тот начал горячо уговаривать его перейти работать до своего театра. И Билинник решает вернуться в родную Украину. Перед ним открывались широкие возможности овладения репертуаром и сценического воплощения образов любимых оперных героев. Он вспоминал, как, работая солистом Большого театра в Москве (на вторых и третьих партиях), принял предложение Харьковской оперы испытать себя на партиях первого положения. Его московские коллеги были весьма удивлены, что певец решил поменять Москву на Харьков. Ответил, если не справится с обязанностями первого тенора, вернется в Большой театр.
В первом же сезоне Билинник выступает в партии Ленского в "Евгении Онегине" П.Чайковского, Князя в "Русалке" О.Даргомижского, Фауста в одноименной опере Ш.Гуно и др. Только благодаря исключительной музыкальной памяти, своему таланту, артисту удалось в кратчайшее время проработать много сложных музыкальных партий.
Здесь Билинник впервые выполняет партию Андрея в опере "Запорожец за Дунаем" С.Гулака-Артемовского и Петра в "Наталье Полтавци" М.Лисенка. Образы, созданные художником в украинских народных операх, особенно привлекли внимание слушателей. Партия Андрея вокально является очень тяжелой для выполнения через высокую теоитуру дуэта Андрея и Оксаны, требует исключительно отработанного дыхания, особенно в кантилене последнего акта. Образ Петра также занимает одно из первых мест в галерее вокально-сценических образов, созданных Билинником. Эта партия — песенная, и потому Билинник нашел в ней огромный материал для выявления лучших сторон своего вокального мастерства — волнующего распева, где ярко оказались тембровые достоинства его легкого голоса.
Великая Отечественная война застала коллектив Харьковского театра оперы и балета на гастролях в Ростове-на-Дону. С первых дней и до конца войны Петр Сергеевич принимает деятельное участие в обслуживании концертами военных частей, которые отправлялись на фронт, и раненых в госпиталях. Приближение врага в Харьков заставило коллектив эвакуироваться в Восточную Сибирь, в Читу, где театр продолжал свою творческую деятельность. С фронтовой концертной бригадой, в непосредственной близости к боевой линии Калининского фронта, П.Билинник выступает в концертах, исполняет под баян украинские и русские народные песни.
Осенью в 1942 г. артиста пригласили в состав труппы Киевского академического театра оперы и балета им. Т.Г.Шевченко, который тогда работал в Иркутске. П.Билинник поет все партии из своего репертуара; кроме того, впервые выступает в партии Альфреда в опере " Травиата" Дж. Верди. Он мечтает об участии в новых украинских операх. Впоследствии появляется опера М.Верикивского " Наймитка", написанная за сюжетом повести Тараса Шевченко. Сохранение духа поэзии Кобзаря стало основным заданием для исполнителей оперы. Петру Сергеевичу удалось наделить образ Марка наиболее привлекательными чертами — глубокой сердечностью и душевной чистотой.
1944 г. театр вернулся в Киев. В 1946-ом художник удостоен звания заслуженного артиста УССР. В следующих сезонах Петр Билинник поет партию Ленского в новой постановке "Евгения Онегина" П.Чайковського. Незабываемыми стали Князь в "Русалке" О.Даргомижского, Ликов в "Царевий невесте" М.Римского-Корсакова, Дубровский в опере "Дубровский" Е.Направника, Еник в "Проданной невесте" Б.Сметани и Йонтек в "Гальке" С.Монюшка.
Страстно призывает Йонтек к совести господина, который потерял Гальку. Голос Билинника приобретает характер драматического воодушевления, не теряя при этом легкость звучания и красивого тембрового украшения. Это — одна из самых выдающихся партий в его репертуаре. Имя П.Билинника по праву ставят рядом с именами лучших ее исполнителей.
Интересной работой художника стало выполнение им партии Леонтия в опере " Утоплена" ("Майская ночь") М.Лисенка. Эта опера проникнута народной песенной стихией, такой близкой и милой сердцу Петра Сергеевича. В своей вокальной интерпретации он сумел передать поэтичность полной трепетного дыхания жизни сказки. Леонтий продолжает галерею лирического героя в национальной опере, так ярко представленного им в "Запорожце за Дунаем" и "Наталке Полтавке".
Он создал классические образы Петра и Андрея, пропев каждую партию свыше 300 раз. Чудесными были в его интерпретации партии Леонтия ("Утоплена" М.Лисенка) и Ленского ("Евгений Онегин" П.Чайковского). В них и вокал, и каждое сценическое движение работали на образ.
Летом в 1951 году состоялась вторая Декада украинского искусства и литературы в Москве. В спектаклях, что их презентовал Киевский театр оперы и балета им Т.Г.Шевченко на сцене Большого театра, Билинник поет в "Царевий невесте" (партия Лыковая) и в "Запорожцы за Дунаем", где выступает в своей любимой партии Андрея. Вскоре его отметили наивысшей на то время государственной наградой — орденом Ленина, и присвоили звание народного артиста УССР.
В Киеве Петр Сергеевич подготовил партию Юродивого в народной музыкальной драме М.Мусоргского "Борис Годунсв". Его Юродивий — настоящий выразитель народной совести, ее глашатай. Небольшая вокальная партия, которая состоит из двух жалобных песен и нескольких речитативов, поражает глубоким сочувствием Юродивого народному горю, точностью и выразительностью психологического нюансирования.
Артист постоянно обогащал свой репертуар. Он пел партию Владимира Игоревича в "Князе Игоре" С.Бородина, виртуозную партию графа Альмавиви в "Севильском цирюльнике" Дж. Россини, создал чудесный эпический образ Бояна в опере "Руслан и Людмила" М.Глинки, подготовил изысканную партию Арлекино в "Паяцах" Р.Леонковалло, Еола в "Етеиде" М.Лисенка.
Триумфальным стало выступление Петра Сергеевича в "Аскольдовой могиле", поставленной в сезоне 1959-1960 гг. в новой редакции С.Верстовского. "Аскольдовая могила" — опера сугубо песенная. В ней Билинник выявил чрезвычайное умение уловить и передать народный характер музыки. Блестяще пел его Тороп знаменитую песню "Уж как веет ветерок". Ярко выполнял сказание "Близко города Славянска", сочетая широкий распев с четкой и рельефной декламацией. Тороп — жизнерадостный, умный и сообразительный, всегда готовый оказать помощь друзьям, которые попали в беду.
Петр Сергеевич зажил славы и признания не только как оперный певец, но и как исполнитель украинских народных песен. Большой и плодотворной была его деятельность на концертной эстраде. Часто солировав в концертах капеллы " Думка ", вместе с капеллой бандуристов исполнял свои любимые песенные произведения. Петр Сергеевич часто выступал с капеллой "Думка" и с Государственной заслуженной капеллой бандуристов. Свыше 20 лет пел во Владимирском соборе в Киеве. На 80-летие певца в Киевской филармонии триумфально прошел его большой персональный концерт. С Борисом Гмирею и капеллой бандуристов на Украинском радио записано лучшее выполнение дуэта "Где ты бродишь, моя доле". Выпущено несколько грампластинок Билинника — исполнитель украинских народных песен и арий из опер М.Римского-Корсакова, О.Даргомижского, С.Монюшка и др.
Известный оперный певец мирового масштаба гастролировал в Польше, Германии, Албании.
Петр Билинник не было от природы наделен ни ростом, ни импозантной осанкой, что обычно способствуют успеху. Самое большое сокровище его пряталось в горле, и этим сокровищем он орудовал как настоящий мастер. Был глубоко убежден, что талант его — от Всевышного. И молитвенно складывал ему хвалу за то, что одарил исключительно теплым голосом возможно, но и лиричнее от всех теноров, которые работали на отечественной оперной сцене.