What in UA - Новини культури і мистецтва

Лирический тенор Украины Петр Билинник

Музикаартист / концерти / культурна спадщина / музика / опера / творчість
Дмитро КовальчукКоментарі: 0Перегляди: 364
26
вересня
2014
 Лирический тенор Украины Петр Билинник

Петр Сергеевич Билинник. Певец (лирический тенор), народный артист СССР (1954). В 1936-40 солист Большого театра СССР (Москва), в 1941-42 солист Харьковского, в 1942-1965 - Киевского театра оперы и балета. Выступал как солист в концертах капеллы "Думка" и Государственной капеллы бандуристов Украины. Владел голосом красивого и светлого тембра.

Родился в семье бондаря. С детства имел исключительные музыкальные способности. Сначала пел в школьном хоре, в 18 лет организовал кружок домашнего музицирования, который имел в своем репертуаре украинские и русские народные песни. Любовь к музыке и пению развилась у Петра с детских лет. Отец его — Сергей Кузьмич, известный в Ахтырке бондарь — пел и во время работы, и на отдыхе. Особенно внимательно слушал парень в его исполнении народные песни, то преисполненные глубокой щемящей боли, то искрометного юмора и веселья.

/3music/billinik1.jpg Петр Билинник

Петра отдали в церковноприходскую школу. Там он с увлечением пел в группе альтов. Репертуар хора состоял из игровых народных песен. Дети пели и двигались в ритме песни. Это развивало их музыкальность и производило правильное ощущение ритма. После окончания школы парень поступает в высшее начальное училище. Получив в 1924 г. среднее образование, он продолжает учебу в охтирском техническом училище. В это время стремительно растет его интерес к родной культуре. Он увлекается произведениями Тараса Шевченко, Леси Украинки, Ивана Франко, Михаила Коцюбинского, знакомится с творчеством украинских композиторов. Кружок певца, который собирался в доме Билинников, рядом с народными песнями поет произведения М. Лысенко, К.Стеценка, М. Леонтовича, других композиторов.

/3music/billinik3.jpg Петр Билинник

Вокальные произведения исполнялись "а сарреииа". Как руководитель кружка Петр Билинник добивался самого чистого интонационного звучания. На то время его детский альт уже перешел в тенор на удивление красивого и задушевного тембра, свободный и легкий, что предоставлял всему ансамблю какое-то особенное звучание. Кружок этот так укрепился, что начал выступать в хате-читальне на вечерах, где особенным успехом у слушателей пользовались "ехал казак за Дунай" и "Вечерний звон".

По окончании технического училища юноша сначала работал на электростанции в Ахтырке, а потом переехал на Донбасс разметчиком Пантелеймоновского динансового завода. Он смог сплотить музыкально одаренную молодежь в хоровой кружок. Пели и соло в сопровождении гитары или баяна, и хоровые народные песни. Кружок быстро завоевал популярность среди рабочих завода.

/3music/billinik2.jpg Петр Билинник

1931 г. Петр Сергеевич встретил уже в Харькове, поскольку, решив продолжить образование, начал готовиться к вступительным экзаменам в высшее техническое учебное заведение. Он был настолько скромным, что не мог себе позволить и мечтать о карьере профессионального оперного певца. Конечно, часто посещал спектакли в оперном театре. Чудесный состав артистов, полнозвучный оркестр, богатые декорации, аншлаг в зрительном зале — все это казалось ему волшебной сказочной феерией.

В кругу друзей Петр часто пел под гитару любимые песни и произведения. И опять слышал, хотя и не от профессионалов, что ему необходимо учиться именно в консерватории. Некоторое время колебался, а потом поступил сначала на музыкальный рабфак, потом — в Харьковскую государственную консерваторию (1933). Учился от отрыва от производства, в вокальном классе профессора Р.Вайн — вдумчивого педагога и чуткого человека.

Уже в 1934 г. П.Билинник впервые испытывает свои силы на оперной сцене. В Харькове создается Молодежный музейный студийный театр, возглавляемый В.Скляренком. После соответствующей подготовки здесь и дебютировал в нелегкой для исполнения партии царя Берендея в опере "Снегурочка" М.Римского-Корсакова (1935). С тех пор имя Петра Билинника все чаще встречается в программах концертов и радиопередач. В Молодежном театре он участвует в операх "Евгений Онегин", где выполняет партию Трике, в "Пиковой даме" ПЛайковского и "Сорочинской ярмарке" М.Мусоргского. От 1935 г. при Харьковской консерватории работает оперная студия. Там в "Борисе Годунове" М.Мусоргского П.Билинник удачно исполняет партию Самозванца. В том же году оперная студия организована и в Государственном Большом театре Союза СССР. Здесь преподавали чуть ли не сами знаменитости: Н.Обухова, И.Козловский, А.Нежданова, В.Петров. Последний осуществил ряд поездок Уралом, Сибирью, Кавказом, Поволжьем и Украиной. В Харькове внимание его привлек своей красотой и мягкостью тембра голос Петра Билинника. В.Петров рассказал П.Биллинику об этой студии.

Вскоре Петр Сергеевич отправился поступать в Москву. Когда председатель приемной комиссии Н. Нежданова радушно обратилась к нему с вопросом о том, что именно он желает запеть, волнение у него мгновенно прошло. Он выполнил чудесную арию Неморино с оперы "Любовный напиток" Г.Доницетты, арию Вертера из одноименной оперы Ж.Массне, песенку Герцога из "Риголетто" Дж. Верди и арии Фердинанда из оперы "Фаворитка" Г.Доницетты.

Честь быть зачтенным в состав артистов оперной студии главного театра страны было немного. И среди них — украинец Петр Билинник. А вскоре сам художественный руководитель Большого театра, дирижер С.Самосуд, услышав его странное пение, предложил перейти в состав солистов.

Перед П.Билинником открылась возможность работы на прославленной сцене, в окружении выдающихся певцов. Сначала он выполнил ряд эпизодических партий, что дало ему возможность приобрести достаточную уверенность в своих силах и некоторый сценический опыт. Ему поручили партию князя Синодала в опере "Демон" О.Рубинштейна, в которой показал все преимущества своего голоса и чудесную кантилену (мелодичность). Интересным было также выступление в партии деда Щукаря в опере "Поднятая целина" И.Дзержинского. В этом образе художник сумел соединить черты искрометного народного юмора и глубокой задушевности. В 1940 г., во время поездки в Харьков с концертом, И.Билинник встретился с художественным руководителем Харьковского театра оперы и балета, дирижером М.Штейманом. Тот начал горячо уговаривать его перейти работать до своего театра. И Билинник решает вернуться в родную Украину. Перед ним открывались широкие возможности овладения репертуаром и сценического воплощения образов любимых оперных героев. Он вспоминал, как, работая солистом Большого театра в Москве (на вторых и третьих партиях), принял предложение Харьковской оперы испытать себя на партиях первого положения. Его московские коллеги были весьма удивлены, что певец решил поменять Москву на Харьков. Ответил, если не справится с обязанностями первого тенора, вернется в Большой театр.

В первом же сезоне Билинник выступает в партии Ленского в "Евгении Онегине" П.Чайковского, Князя в "Русалке" О.Даргомижского, Фауста в одноименной опере Ш.Гуно и др. Только благодаря исключительной музыкальной памяти, своему таланту, артисту удалось в кратчайшее время проработать много сложных музыкальных партий.

Здесь Билинник впервые выполняет партию Андрея в опере "Запорожец за Дунаем" С.Гулака-Артемовского и Петра в "Наталье Полтавци" М.Лисенка. Образы, созданные художником в украинских народных операх, особенно привлекли внимание слушателей. Партия Андрея вокально является очень тяжелой для выполнения через высокую теоитуру дуэта Андрея и Оксаны, требует исключительно отработанного дыхания, особенно в кантилене последнего акта. Образ Петра также занимает одно из первых мест в галерее вокально-сценических образов, созданных Билинником. Эта партия — песенная, и потому Билинник нашел в ней огромный материал для выявления лучших сторон своего вокального мастерства — волнующего распева, где ярко оказались тембровые достоинства его легкого голоса.

Великая Отечественная война застала коллектив Харьковского театра оперы и балета на гастролях в Ростове-на-Дону. С первых дней и до конца войны Петр Сергеевич принимает деятельное участие в обслуживании концертами военных частей, которые отправлялись на фронт, и раненых в госпиталях. Приближение врага в Харьков заставило коллектив эвакуироваться в Восточную Сибирь, в Читу, где театр продолжал свою творческую деятельность. С фронтовой концертной бригадой, в непосредственной близости к боевой линии Калининского фронта, П.Билинник выступает в концертах, исполняет под баян украинские и русские народные песни.

Осенью в 1942 г. артиста пригласили в состав труппы Киевского академического театра оперы и балета им. Т.Г.Шевченко, который тогда работал в Иркутске. П.Билинник поет все партии из своего репертуара; кроме того, впервые выступает в партии Альфреда в опере " Травиата" Дж. Верди. Он мечтает об участии в новых украинских операх. Впоследствии появляется опера М.Верикивского " Наймитка", написанная за сюжетом повести Тараса Шевченко. Сохранение духа поэзии Кобзаря стало основным заданием для исполнителей оперы. Петру Сергеевичу удалось наделить образ Марка наиболее привлекательными чертами — глубокой сердечностью и душевной чистотой.

1944 г. театр вернулся в Киев. В 1946-ом художник удостоен звания заслуженного артиста УССР. В следующих сезонах Петр Билинник поет партию Ленского в новой постановке "Евгения Онегина" П.Чайковського. Незабываемыми стали Князь в "Русалке" О.Даргомижского, Ликов в "Царевий невесте" М.Римского-Корсакова, Дубровский в опере "Дубровский" Е.Направника, Еник в "Проданной невесте" Б.Сметани и Йонтек в "Гальке" С.Монюшка.

Страстно призывает Йонтек к совести господина, который потерял Гальку. Голос Билинника приобретает характер драматического воодушевления, не теряя при этом легкость звучания и красивого тембрового украшения. Это — одна из самых выдающихся партий в его репертуаре. Имя П.Билинника по праву ставят рядом с именами лучших ее исполнителей.

Интересной работой художника стало выполнение им партии Леонтия в опере " Утоплена" ("Майская ночь") М.Лисенка. Эта опера проникнута народной песенной стихией, такой близкой и милой сердцу Петра Сергеевича. В своей вокальной интерпретации он сумел передать поэтичность полной трепетного дыхания жизни сказки. Леонтий продолжает галерею лирического героя в национальной опере, так ярко представленного им в "Запорожце за Дунаем" и "Наталке Полтавке".

Он создал классические образы Петра и Андрея, пропев каждую партию свыше 300 раз. Чудесными были в его интерпретации партии Леонтия ("Утоплена" М.Лисенка) и Ленского ("Евгений Онегин" П.Чайковского). В них и вокал, и каждое сценическое движение работали на образ.

Летом в 1951 году состоялась вторая Декада украинского искусства и литературы в Москве. В спектаклях, что их презентовал Киевский театр оперы и балета им Т.Г.Шевченко на сцене Большого театра, Билинник поет в "Царевий невесте" (партия Лыковая) и в "Запорожцы за Дунаем", где выступает в своей любимой партии Андрея. Вскоре его отметили наивысшей на то время государственной наградой — орденом Ленина, и присвоили звание народного артиста УССР.

В Киеве Петр Сергеевич подготовил партию Юродивого в народной музыкальной драме М.Мусоргского "Борис Годунсв". Его Юродивий — настоящий выразитель народной совести, ее глашатай. Небольшая вокальная партия, которая состоит из двух жалобных песен и нескольких речитативов, поражает глубоким сочувствием Юродивого народному горю, точностью и выразительностью психологического нюансирования.

Артист постоянно обогащал свой репертуар. Он пел партию Владимира Игоревича в "Князе Игоре" С.Бородина, виртуозную партию графа Альмавиви в "Севильском цирюльнике" Дж. Россини, создал чудесный эпический образ Бояна в опере "Руслан и Людмила" М.Глинки, подготовил изысканную партию Арлекино в "Паяцах" Р.Леонковалло, Еола в "Етеиде" М.Лисенка.

Триумфальным стало выступление Петра Сергеевича в "Аскольдовой могиле", поставленной в сезоне 1959-1960 гг. в новой редакции С.Верстовского. "Аскольдовая могила" — опера сугубо песенная. В ней Билинник выявил чрезвычайное умение уловить и передать народный характер музыки. Блестяще пел его Тороп знаменитую песню "Уж как веет ветерок". Ярко выполнял сказание "Близко города Славянска", сочетая широкий распев с четкой и рельефной декламацией. Тороп — жизнерадостный, умный и сообразительный, всегда готовый оказать помощь друзьям, которые попали в беду.

Петр Сергеевич зажил славы и признания не только как оперный певец, но и как исполнитель украинских народных песен. Большой и плодотворной была его деятельность на концертной эстраде. Часто солировав в концертах капеллы " Думка ", вместе с капеллой бандуристов исполнял свои любимые песенные произведения. Петр Сергеевич часто выступал с капеллой "Думка" и с Государственной заслуженной капеллой бандуристов. Свыше 20 лет пел во Владимирском соборе в Киеве. На 80-летие певца в Киевской филармонии триумфально прошел его большой персональный концерт. С Борисом Гмирею и капеллой бандуристов на Украинском радио записано лучшее выполнение дуэта "Где ты бродишь, моя доле". Выпущено несколько грампластинок Билинника — исполнитель украинских народных песен и арий из опер М.Римского-Корсакова, О.Даргомижского, С.Монюшка и др.

Известный оперный певец мирового масштаба гастролировал в Польше, Германии, Албании.

Петр Билинник не было от природы наделен ни ростом, ни импозантной осанкой, что обычно способствуют успеху. Самое большое сокровище его пряталось в горле, и этим сокровищем он орудовал как настоящий мастер. Был глубоко убежден, что талант его — от Всевышного. И молитвенно складывал ему хвалу за то, что одарил исключительно теплым голосом возможно, но и лиричнее от всех теноров, которые работали на отечественной оперной сцене.

Святой Отец с гитарой
Украинская королева оперы Ира Маланюк
Поділіться в соцмережах:twitter.com facebook.com blogger.com livejournal.ru
Ще записи на тему
Николай Шопша - один из лучших басов Украины
Николай Шопша - один из лучших басов Украины
Петр Ластивка: Украинцы дружественный и трудолюбивый народ
Петр Ластивка: Украинцы дружественный и трудолюбивый народ
Радио Kiss FM Николаев – лучшее танцевальное радио Украины
Радио Kiss FM Николаев – лучшее танцевальное радио Украины
Грузинские звезды сняли клип в поддержку Украины
Грузинские звезды сняли клип в поддержку Украины
Залиште коментар!

Коментар буде опубліковано після перевірки

Ви можете ввійти за допомогою свого логіна або зареєструватися тут.

(обязательно)

  • Афіша подій
  • Кіно і Театр
  • Музика
  • Образотворче мистецтво
  • Література
  • Людина і суспільство
  • Мозаїка життя
Найпопулярніше
  • Володимир Івасюк - історія Героя України 1
Останні коментарі
Рок-відродження у музиці – Олена Тополя презентувала патріотичну рок-адаптацію «Каштана»
  • Stasya » Так, оце справжня Олена Тополя, а то була якась незрозуміла "Альоша".
Гармонія двох голосів: Олена Тополя & EDGAR TI презентують чуттєву баладу «Чуєш»
  • Філ » О моя богиня! Коли вона йде в українському вінку, то навіть сонце зупиняється, щоб подивитись....
Музична подорож у містичні Карпати з піснею Руслани «Кам’яна Діва»
  • Tessa » Вау! Наша неймовірна Руслана знову дивує! У свої 50+ вона дає фору молодим - підкорює...
Як зламана рука надихнула співачку KARYN на нову - пісню “В цьому ліжку”?
  • Mikki » В ліжку зі зламаною рукою - якось не дуже романтично. І навіть нема фото зламаної...
Олена Тополя роботі «Нірвана» відкриває незвідані обрії мріям та жаданням, наділяючи їх невгамовною силою!
  • Vicster » Раніше її звали Alyosha. А тепер Олена Тополя, виявляється дружина Тараса Тополі. Нове ім'я -...
  • Головна
  • Про сайт
  • Коментарі
  • Контакти
  • Архів
×
Пошук по сайту
© Новини культури та мистецтва, 2025.