
В Ивано-Франковске увековечивают память выдающейся оперной певице Ире Маланюк, которая 95 лет тому назад родилась в этом городе. Возле парадных ворот Каменицы №17 на улице Грушевского в Ивано-Франковске установлена аннотационная доска в честь звезды мировой оперной сцены Ире Маланюк.
Как рассказал один из инициаторов этой инициативы, художник и предприниматель Тарас Зень, основная фишка проекта - это QR- код, по котором турист через мобильный телефон или планшет сможет заходить на сайт проекта, чтобы прочитать больше о том или другом герое. Ведь на самой таблице будет вмещена только короткая аннотация о лицах, которые были причастными к истории города, а каждый из них заслуживает большей информации.
Дом, на котором должна быть установленная доска в честь Иры Маланюк, был построен в 1930-х годах отцом славной певицы - врачом Осыпью Маланюком. Именно здесь талантливая девушка впервые услышала радиотрансляцию оперы из знаменитой миланской "Ла Скали", сюда она возвращалась с уроков музыки мечтая получить билеты в Большой театр еще не зная, что вскоре сама будет подчинять самые славные оперные сцены мира.
В художественных кругах Ивано-Франковская идея об установлении памятного барельефа в честь землячки, которая стала настоящей королевой оперы, выныривала и раньше. 20 лет тому, в 1994 году Ира Маланюк впервые вернулась в родной город после пятидесятилетней эмиграции и приходила к этой Каменице. Теперь знаменитая певица вернется домой навсегда, увековеченная в камне.
Хотя в 1944 году Ира Маланюк пришлось эмигрировать в Вену, а потом переехать в Швейцарию и принять гражданство этой страны, до конца жизни она отмечала свое украинское происхождение. «Даже свое имя певица умышленно сократила, чтобы на концертных афишах его ошибочно не писали польским (Ирэна) или русским (Ирина), - рассказывает Александра Турянская, которая имела возможность сопровождать певицу когда та бывала в Ивано-Франковске. - Снискав признание и славу в Европе, Ира Маланюк чувствовала себя изгнанницей на чужбине и с ностальгией вспоминала родной Станиславов».
В то время, когда оперной певице Ире Маланюк аплодировали в Вене и Берлине, Париже и Лондоне, Нью-Йорке и Буэнос-Айресе, на ее отчизне о ней упрямо молчали. Только через 50 лет звезда мировой оперы, пережив расцвет славы за рубежом, смогла вернуться на родную ей Галичину. На то время, благодаря настойчивым исследованиям профессора Львовской консерватории, доктора музыковедения Стефании Павлишин, о мировой знаменитости впервые широко заговорили дома.
«Раньше о Маланюк помнили только некоторые люди, которые учились вместе с ней в Станиславской гимназии, - рассказывает госпожа Турянская. - Вообще же в Советском Союзе не было принято вспоминать о высоком уровне развития культуры, которое было на Галичине до 1939 года, людей приучали к тому, что все блага цивилизации принесли с собой так называемые "освободители".
В действительности же в начале XX века, когда в Станиславе проживала Ира Маланюк, в городе мощно развивалась артистическая культура. Еще от конца XIX века здесь действовали три специальных учебных заведения - музыкальный институт имени Шопена, консерватория имени Монюшка и музыкальная школа госпожа Ниментовской. Денис Сичинский учредил в 1902 году в Станиславе первую украинскую музыкальную школу. Анатолий Кос (больше известный как Кос-Анатольский) организовал хор "шестнадцатку". Развивалось хоровое общество "Боян", гимназисты приобщались к церковным хорам, существовали традиции домашнего музицирования.
“Мне отец рассказывал, как гимназисты собирались по вечерам и пели, исполняя сложные музыкальные произведения, имели большое притяжение к классике, - вспоминала Александра Турянская. - Молодые ребята также уже тогда учились играть на мандолине, гитаре и ходили к девушкам под окна петь серенады. Пели чаще всего мелодии серенад Шуберта, но по-украински, слова сами выдумывали. Были модными так называемые реверсы, что-то такое как студенческие "капустники" - юмористические, сатирические тексты на известную музыку".
В то время к филармонии, чтобы послушать оперетты, приезжали на фиакрах даже с далеких сел. А также часто гастролировали заезжие украинские театры, которые ставили музыкальные представления. Ира Маланюк оставила письменные воспоминания об этом зале, где ей выпало в 9-летнем возрасте выступать перед публикой в роли Ангела в детском вертепе. А первый шаг до оперной сцены маленькая Ира предприняла под руководством известного украинского композитора Ярослава Барнича, который силами гимназистов поставил оперу Лысенко "Коза-дереза". Знаменитая в будущем оперная певица "дебютировала", выполняя партию Лисички.
До увлечения пением и театром родители маленькой артистки сначала относились снисходительно и немного скептически. Хотя уроки игры на фортепиано Ира начала брать еще в шестилетнем возрасте - как было тогда заведено во всех порядочных семьях. А семья Иры Маланюк принадлежала не просто к цвету галицкой интеллигенции, но и имела общий корень с давним европейским аристократическим родом.
“По линии матери, которая была по происхождению немкой, родословная Иры Маланюк достигала рода герцога где Гиза, который был претендентом на французский трон, но во время революции должен был искать убежища в Венгрии, где его потомки изменили фамилию на фон Кисс", - рассказывает Александра Турянская.
Из этого аристократического рода происходила бабушка Иры Маланюк - Габриела фон Ключарич, которая, познакомившись в Вене со студентом-медиком Александром-Марьяном Жуковским, после бракосочетания переехала жить на его малую отчизну - в село Глушков возле Городенки. Только позже венская аристократка понятна, на какую авантюру она решилась.
Впоследствии деда певицы Александра Жуковского назначили главным врачом при управлении железной дороги в Станиславе. Время от времени он брал так называемые "мужские отпуска" и пускался в странствия миру - посетил Китай, Японию, Англию, Италию. Впоследствии Ира Маланюк вспоминала, как любила маленькой просматривать дедовые фотографии, которые он делал во время своих путешествий.
Если благодаря деду маленькая Ира имела возможность увидеть мир, листая фотоальбом его путешествий, то благодаря интересу ее отца к всевозможным техническим новинкам, она имела возможность этот мир услышать. В жилище доктора Осипа Маланюка уже в конце 1920-х годов был собственный радиоприемник. Отец одевал 8-летней Ире наушники, и она слушала прямые трансляции с европейских театров. Через много лет, стоя на сцене миланской "Ла Скали", Ира Маланюк вспоминала, как впервые услышала оперное пение именно с этой большой сцены, сидя возле отца в уютном доме.
Кстати, для своей врачебной ординации, расположенной на первом этаже построенной собственными средствами Каменицы (теперь - улица Грушевского, 17), доктор Маланюк приобрел первый в городе рентгеновский аппарат.
Частную практику хирурга Осип Маланюк начал, отказавшись от карьеры военного врача в польской армии. До того он прошел Первую мировую войну, леча раненных австрийских солдат, а во время освободительных соревнований находился в рядах Украинской Галицкой Армии. В сочевичнике подполковника доктор Маланюк руководил первой украинской военной лечебницей, которая содержалась в помещениях бывшего дворца Потоцких в Станиславове.
В конце 1994 года Ира Маланюк, впервые через полвека, посетив Ивано-Франковск, получила возможность опять побывать в родном родительском доме. На первом этаже, где отец певицы принимал пациентов, расположилось кафе. Но остались та же винтовая лестница, те же балкончики, которые выходили на улицу. Двери жилища ей открыло какое-то человечище в военном кителе и семейных трусах. "Я ничего не знаю", - буркнул он в ответ на замечание гостьи, что она жила здесь до войны. За спиной хозяина Ира Маланюк успела разглядеть знакомую с детства комнату.
“Мне все удалось, потому что я была молода и слишком смела", - так свой успех на оперной сцене Ира Маланюк объясняла почитателям таланта на встречах с ними во Львове и Ивано-Франковске в 1990-х годах. Но в действительности путь к мировой славе был тяжелым и тернистым. В 1939 году Ира Маланюк поехала во Львов изучать вокал у знаменитого певца Адама Дидура и сразу дебютировала там как солистка Львовской оперы в роли Амнерис из "Аиды" Дж. Верди. Ее ангажемент в Варшавской опере прервала Вторая мировая война. Во время оккупации она выступала во Львовской оперном театре, а с приближением фронта 1944 года вынуждена была поехать в Вену, где опять брала уроки вокала у известной тогда наставницы Анни Бар-Мильденбург. Потом войны Ира Маланюк стала солисткою оперы Грацу, а позже - Цюриху.
Настоящий взлет в карьере певицы случился во время Вагнеривского фестиваля в Байройти в 1951 году. Во время постановки тетралогии "Перстень Нибелунгов", которым руководил славный дирижер Герберт фон Караян, неожиданно выяснилось, что в театре нет исполнительницы для достаточно сложной меццо-сопрановой партии Фрики. Постановка очутилась под угрозой срыва. Иру Маланюк срочно вызывали в театр, за два часа в гримерной она, в то же время переделывая на себя сценический костюм, выучила новую для себя партию и в конечном итоге выступила с большим триумфом.
“Она вспоминала это выступление как счастливый случай, который позволил подняться на вершину мировой славы, - рассказывала Александра Турянская. - Но в действительности своим успехом Ира благодарит ежедневному труду, блестящему исполнительскому мастерству и артистическому таланту. Она поражала широким диапазоном пения, обладанием голосом, четкой артикуляцией, не зависимо, каким языком пела. Певица имела просто королевскую осанку, могла на сцене воссоздать образ движениями, взглядом, была внимательна и послушна - сразу умела почувствовать, что от нее требуют постановщики оперы".
Справка
Ира Маланюк - солистка оперных театров Львова (1940-1944), Граца (1945-1947), Цюриха (1947-1952), Мюнхена (1952-1970), Видня (1956-1974). С большим успехом выступала на оперных сценах Милана ("Ла Скала"), Рифма ("Констанца"), Неаполя, Флоренции, Венеции, Палермо, Парижа ("Гранд-опера"), Лондона ("Конвент-Гарден"), Брюсселя ("Где ла Монне"), Берлина, Висбадена, Кельна, Гамбурга, Штутгарта, Мадрида, Барселоны, Амстердама, Буэнос-Айреса ("Колон"). Исполнительница главных партий в операх В.-А.Моцарта, Р.Вагнера, Р.Штрауса и украинской вокальной музыки. Была блестящей исполнительницей вагнеривского репертуара. Незаурядную популярность получила как камерная певица (дважды удостоилась звания "камерной певицы" - Kammersingerin). Награждена в Австрии "Почетным крестом знания и искусства" (1965). В 1970-1989 годах - профессор камерного пения Высшей музыкальной школы в Грацу (Австрiя). В 1999 году ввела здесь на собственные средства стипендиальный фонд для лучших выпускников. Умерла 25 февраля 2009 году в городке Цирли (Швейцария), где в последние годы жила вместе с сестрой.
Фотографии - с издания Стефания Павлишин. История одной карьеры. - Л., 1994 с архива Александры Турянской.