
На литературном вечере "Стихи травы", который прошел во львовском книжном магазине "Е" карпатский поэт Василий Карпюк не только читал стихи, но и играл на дримбе, а еще очаровывал своим шармом слушательниц.
Я расспрашивала его то же, что и соучастницу мероприятия Екатерину Онищук, но ответы получила совсем другие и это очень интересно. Хотя, есть в ответах Екатерины и Василия и кое-что общее - органическопоэтическое ощущение мира, которое и воодушевляет их стиховые строки и обычные разговоры.
Когда увидела название литвечера «Стихи травы» вспомнила себе строки Григория Чубая: «я трава, древнейшая дикая трава, я пришла вам напомнить, что вы люди и также должны ежедневно расти». А что именно напомнить или сказать хотели двое поэтов Екатерина Онищук и Василий Карпюк названием своего литературного мероприятия?
По-видимому, мы хотели напомнить, что природа хорошая и надо ее любить. Но не на экранах телевизоров или компьютеров, не на картинах или фотографиях, и даже не в туристических походах или таборе. А любить так, как что-то родное, с кем ты живешь каждый день. Так можно любить горную долину или лес. Так же можно любить огород в селе или дачный участок. Так можно любить дерево во дворе и даже вазон на подоконнике. Имеется в виду восприятие природы не как красивого и полезного декора, а как добрых друзей, с которыми приятно быть.
Что роднит вашу поэзию с Екатериной Онищук?
Возможно, настроение. Скорее всего, именно оно. Настроение открытости и готовности быть откровенными с деревьями, местами. Отвага не бояться быть наивными и говорить о природе, когда украинская литература никоим образом не жалуется на нехватку пейзажной лирики. Но дело в том, что там идет речь не об описании, а, быстрее, о диалоге.
Отношение к человеку как равновеликому с травой, водой, солнцем является основой философской концепции поэтов Киевской школы. Близка ли эта позиция тебе и Екатерине?
Я здесь предпочитал бы сиронизировать и сказать, что трава от человека меньшая, но большее дерево. С другой стороны, это все очень изменчиво. Когда-то люди были великанами, а папоротник, который сейчас является травой, был большим деревом. Кроме этого, надо понимать, что человек намного слабее природы, потому ему стоило бы находиться в более дружеских отношениях с горами и водами. Нередко придется видеть, как корень деревьев выламывается из-под асфальта, а на развалинах домов изобилует зелень. Природа очень сильная.
Современный украинский литературный процесс очень многообразный, но господствующим в нем является постмодернизм (по крайней мере так считают литературоведы). Можешь ли ты сама как-то определить стилевую принадлежность своей поэзии?
Вряд ли у нас много постмодернизма, хоть говорят много и считают также. Украинским постмодернистом, который отвечает каноническим критериям этого направления, считаю Андрея Журакивского. Автор, который рано пошел, но сделал много и на высоком уровне. Я сейчас упорядочил полное собрание его произведений, и могу с определенностью сказать, что это колоссальная книга, которой в нашей литературе еще не было. Правда, еще не известно, когда и где она сможет выйти в печати. А относительно моего письма, то к постмодерну могу отнести текст «Снега безразличия». Вместе с еще двумя большими произведениями, они должны составить будущую прозаическую книгу «Сплин». Что касается поэзии, то сейчас имею определенность в одночасье к поэтичности, и новейшие стихи являются скорее материей, чем эмоцией. В смысле, что наиболее строгой стихотворной формой является грядка с рядами картофеля, а любой ручей всегда более мощный, чем стихотворение о нем.
По твоему мнению поэт создает поэзию или просто отыскивает ее там, где другие не замечают?
Этот вопрос может иметь слишком много вариантов ответа, потому промолчу. Все-таки, поэту не подобает много говорить. Его дело - поэзии. А поэзия должна быть недосказанной.
В наше время распространенное мнение о том, что «поэзия не читается», поэтому «успешнее» считается проза. После вечера «Стихи травы» можешь ли сказать кому все-таки нужна поэзия?
Поэзия - несчастная. Ее никто не любит. Поэты тоже несчастные, их никто не читает. Да и проза не слишком успешная - газеты выходят намного большими тиражами. А если более глобальное, то и газеты уступают телевидению. Все очень грустно. Остается искать какой-то другой аудиории. Например, трава. Вот можно писать «стихи травы» и читать их траве. Травы есть много, то может хоть это утешит. А как, нет, то надо идти на телевидение.
Можешь ли поделиться впечатлениями и ощущениями от процесса чтения стихов на публику?
Когда-то было интересно и приятно, потому что возможность читать перед хорошей публикой случалась не так часто и была долгожданной. Когда же чтений есть много, то будто тоже интересно ожидается. Но часто бывает и так, что думаю: что я здесь делаю? И еще много чего зависит от зрителей и места проведения. Раньше хотелось кричать и эпатировать. Сейчас хочется спать.
Что для тебя является признаком хорошего восприятия твоих стихов слушателями/читателями?
Это когда у них после того хорошее настроение.
Зимние холодные вечера, прекрасное время для просмотра новых и полюбившихся фильмов, ожидаемые новинки кинопроката привлекают внимание яркими афишами и замысловатым сюжетом и порой тяжело дождаться или не всегда есть возможность посетить кинотеатр. Для таких людей существует хорошая альтернатива - онлайн кинотеатр, тут можно бесплатно посмотреть любимое кино, а также новые фильмы которых еще нет в прокате.