
Канал «1+1» сделал очень хорошую осовремененную экранизацию известной пьесы классика «Украденное счастье»
...Молодой парень мчит на мотоцикле. Позади сидит его любимая девушка. Впереди — поезд, расстояние к которому сокращаетс с каждой секундой. Исключается инстинкт самосохранения, ветер в голове, который для молодости является едва не самым типичным спутником, перерастает в ураган, а любовь капитулирует перед желанием — стихийным? ситуативным? неуместным! — пощеголять перед той, которая ладна с ним хоть на край света. Все происходит стремительно, даже процесс перехвата дыхания замирает на начальной стадии: они таки пролетают перед самым поездом! Это — сцена из фильма «Украденное счастье», премьера которого состоялась на прошлой неделе на канале «1+1». Свой маневр перед поездом Михаил Гурман не смог повторить перед судьбой, она не подарила спасения ни ему, ни любимой Анны, ни Михаилу Задорожному...
Франковое «Украденное счастье» есть или не самым любимейшим произведением нашего кино- а особенно театрального искусства. Впервые пьеса была поставлена на сцене галицкого общества «Русская беседа» в 1893 году и с того времени стала одним из самых популярных в репертуарах украинских театров. Имела она и несколько экранизаций, последняя, прошу прощение, теперь уже предпоследняя из которых была сделана Юрием Ткаченком в 1984 году, в главных ролях того «Украденного счастья» снялись Богдан Ступка и Григорий Гладий. В этот раз Франковый «любовный треугольник» вдохновил молодого режиссера Андрея Дончика, который историю, описанную в позапрошлом веке, воспроизводил в декорациях недалекого прошлого. События четырех серийной ленты начинаются в 1995 году и заканчиваются в 2000-ом.
Авторы сценария Марина и Сергей Дяченки отталкивались от реалий тогдашнего Прикарпатья: «Отец на заработках в Португалии», — рассказывает едва не каждый ученик в классе, куда пришла выкладывать молодая учительница Анна (Наталья Доля). Потеряв мать и отца, девушка осталась с двумя названными братьями, которые не слишком симпатизировали сестре и видели в ней лишь нежелательную претендентку на родительское наследство. Но свой лучик света в жизни она, казалось бы, встретила: он, этот лучик, сначала обляпал ее грязью на улице, а затем с охапкой тюльпанов залез в окно школы и, как умов, извинился.
Так началась любовь Анны и Михаила Гурмана (Анатолий Пашинин)... Они были счастливой и красивой парой и ради общего будущего Михаил поехал воевать в Югославию. Эта деталь — не единственное дополнение к франкового сюжету, который команда этого «Украденного счастья» сделала, как по мне, более смелым и значительно роскошным. Николай Задорожный (Алексей Богданович) уже имел семью и жена (Лариса Руснак) отсудила сына у прежнего мужчины. Анну он буквально вытянул из того мира: когда и после вести о гибели Михаила ринулась в реку и слегла с воспалением легких, Задорожный продал свою машину и оплатил лечение. Но что там оплатил — буквально выходил ее после болезни, забрал к себе домой и, как будто иметь за ребенком, следил за тем, чтобы Анна вовремя принимала лекарства. Она вышла за него замуж. Без любви, но из благодарности. И — этого у Франко также нет — родила сына.
А возвращается Михаил — и все, что было таким дорогим, становится второстепенным, главной становится любовь, перед ним стушевались и чувства благодарности, и уважение к мужчине, и стыд, и даже материнский инстинкт (когда плакал в кроватке малый сын, счастливая Анна поливала во дворе из кринки своему Михаилу). Выстрел убитого горем Задорожного — и такой уверенный в себе, такой влюбленный и в то же время циничный и безжалостный Михаил падает как подкошенный. «Для кого мне теперь жить?» — голосит над ним Анна, а сына к груди в это время притискивает Николай...
«Украденное счастье» — кино действительно украинское, с украинским колоритом, мелодикой (прекрасная работа композитора Святослава Вакарчука!), карпатскими пейзажами, страстными страстями, свойственными нашему народу, его традициями, которые узнаются едва не в каждом эпизоде. Оно однозначно удалось — от первого к последнему кадру. Опять продемонстрировали свой высокий класс наши украинские актеры: исполнители главных ролей, Виталий Линецкий (брат), Елена Стефанска (директор школы) и другие... А потому разговора о состоянии украинского кино, однозначно, стоит уже вести в другой тональности — уверенной и оптимистичной, поскольку его упадок — хотя и в недалеком, но прошлому.
ЦИТАТНИК:
Наталья Доля:
«Даже не представляю, что было бы со мной, если бы я в реальной жизни попала в такую ситуацию, как Анна. Эмоционально это болезненно и трудно. Мне бы не хотелось когда-то очутиться на ее месте».
Алексей Богданович:
«В действительности в сценарии мой персонаж выписан очень неплохо, а в пьесе он — не очень. И не яркий, и не симпатичный. Убогий. У нас это сильный человек, которого поломала жизнь. Классика является классикой. Кажется, в плане любовного треугольника лучшей пьесы, чем «Украденное счастье», трудно придумать».
Андрей Дончик:
«Украденное счастье» — это сериал, который строится больше за телевизионными законами, чем за законами кино. И я, и съемочная группа были жаждущими к работе, потому работалось очень хорошо».
ДОСЬЕ
Андрей Дончик — кино- и телережиссер, с 1999 до мая 2004 — главный режиссер канала «1+1».
В 1983 году закончил кинофакультет КДИТМ им. И. К. Карпенка-Карого. Поставил фильмы: «Владимир Сосюра» (1983), «Гибель богов» (1988, приз за наилучший дебют I Всеукраинского кинофестиваля им. И. Миколайчука) и «Кислородный голод» (1992, приз кинокритики — Венеция, 1992; приз за наилучшую мужскую роль — Салоники, 1992). Режиссер программы «Телемания» (1996), автор и режиссер ток-шоу «Табу» (Приз «Золотая Эра» Национальной телекомпании Украины в номинации «Наилучшее ток-шоу 1997 года»). Член Союза кинематографистов Украины (1992). Лауреат премии им. Филиппа Орлика (1994).
Людмила ОЛТАРЖЕВСКАЯ