
Самый известный художественный вуз разменял вторую сотню лет и удерживает рекорды популярности.
Указ о том, что художественному вузу в Киеве быть, был подписан еще в 1899 году. И только через пять лет, в 1904-ом, на пожертвования интеллигенции такое заведение появилось.
Сначала — как Музыкально драматичная школа, которая впоследствии была реорганизована в Музыкально драматичный институт имени Лисенко, в котором учились Амвросий Бучма, Полина Нятко, где выкладывал Лесь Курбас. В 1934-ом Муздрамин логично «раздвоился»: отдельно начали работать Консерватория имени Чайковского и Театральный институт. Имя Карпенка-Карого ему было присвоено в 1945 году, в честь 100-летнего юбилею корифея. Постановлением Кабмина от 18 апреля 2003 года Киевский государственный институт театрального искусства переименован в Университет театра, кино и телевидения имени Карпенка-Карого, в августе этого года ему предоставлен статус национального. Сегодня здесь учится около тысячи студентов из 18 специальностей.
Театральный институт всегда был одним из самых популярных среди абитуриентов. И картина на Львовской площади, где вдохновенная молодежь снует между скамейками, повторяя басни или прозу и отмахиваясь от заботливых мамочек с lavazza кофе и бутербродами, повторяется каждую весну. Мода на профессии менялась — юрист, врач, международник... — а театральный продолжал удерживать рекорды заявок на одно студенческое место. Из тридцати девушек, которые поступают на актерский факультет, например, в настоящее время засчитывают только одну. Элитность, первоклассность — это понятия, которые ценились всегда. А сегодня, когда буйным цветом цветет университет Поплавского, тем более. «У Михаила Михайловича учится восемь тысяч студентов, — говорит ректор Университета имени Карпенка-Карого Алексей Безгин. — У нас же вместе — на стационаре, заочном и вечернем отделении — всего лишь тысяча. И на пятьсот студентов дневного отделения относиться около пятисот работников университета. Это как в пятизвездочной гостинице — количество обслуживающего персонала должно равняться количеству проживающих». Более меткого образа нечего и искать.
Массовостью театральный никогда не злоупотреблял, выпускал студентов «поштучно» и считал это своим фирменным стилем, но сегодня Алексей Безгин чрезвычайно проникается тем, что на торжественном вечере по случаю столетия, который состоится 22 октября в Театре имени Франка, далеко не всем желающим хватит места. 90 процентов работников театров Украины — выпускники Института имени Карпенка-Карого. Одна лишь условная доска почета самых известных и самых славных растянулась бы на несколько десятков метров: Сергей Данченко, Елина Бистрицкая, Роман Балаян, Раиса Недашкивская, Ада Роговцева, Богдан Ступка, Юрий Мажуга, Борислав Брондуков, Анатолий Хостикоев, Богдан Бенюк, сестры Сумские... К тому же ее бы пришлось постоянно продолжать, поскольку и молодежи не занимать ни таланту, ни амбициозности. Называю двух — Олеся Санина и Степана Коваля — и истинность этого утверждения становится более чем очевидной.
К юбилею Национальный университет имени Карпенка-Карого подошел не только с богатой историей и хорошими традициями, но и с приятным заделом на будущее. Переоснащен учебный театр, который выпускает ежегодно 7-8 представлений, сделаны весомые технические «инъекции» в кинофакультет, производственная база которого еще до недавнего времени была примитивно условной и потребность студентов не удовлетворяла даже в минимуме, руководство вуза уже работает над открытием постановочного факультета, где будут готовить художников, режиссеров света и тому подобное.
Но, к сожалению, над всем этим позитивом в жизни университета грустно и безнадежно виднеется легендарный долгострой, который должен был стать новым корпусом театрального института. Этим стенам уже 20 лет, сегодня даже как-то странно, что тогда, во времена развитого социализма, это помещение так и не открыло свои двери для новых звезд театра и кино. И как его вообще не растянули за это время по кирпичикам... «Для того, чтобы достроить это помещение, нужна десятая часть бюджета Минкультуры», — констатировал Алексей Безгин. Поскольку на такой щедрый шаг Министерство вряд ли осмелится, руководство вуза взялось искать решения проблемы в других местах и пошло альтернативным путем. На сегодня уже даже подписано и согласовано соглашение с инвесторами, и теперь свое слово должно сказать экспертная комиссия. Весьма возможно, после такого глобального простоя «коробка» устарела как морально, так и технически, ее вообще придется перестраивать. Словом, вопрос хлопотлив, и вряд ли студентам, которые в настоящее время учатся у довоенного образца классах на Ярославовому валу и на Крещатике, стоит в ближайшее время надеяться на улучшение жилищных условий.
Хотя и в старых аудиториях, которые еще помнят корифеев украинского театра, сегодня обязательно будут раздаваться праздничные тосты. И будут обсуждаться подарки, которых будет немало. Одними из первых презент родному вузу поднесли Богдан Бенюк и Анатолий Хостикоев: «Фонд Бенюка и Хостикоева» учредил пять стипендий для студентов, которые менее всего финансово защищены.
К своему юбилею Университет разработал собственный логотип: три квадрата, вмещенных один в один. Центральный символизирует основу основ — театр, следующий, — кино, третий — телевидение. И из-за всего этого конгломерата искусств — факсимиле основателя украинского профессионального театра Ивана Карпенко-Карого, сфотографированного из исторического документа, письма в Союз писателей, датированного 4 февраля 1897 года.