What in UA - Новини культури і мистецтва

Воспитатель года Валентина Бобир: я только сею зерна, а всходы будут потом

Архівінтерв'ю / діти / освіта
Дмитро КовальчукКоментарі: 0Перегляди: 444
15
лютого
2014
Воспитатель года Валентина Бобир: я только сею зерна, а всходы будут потом

Победительница отборочного тура Всеукраинского конкурса «Воспитатель года» в работе с дошкольниками использует диалектический подход и дает воспитанникам элементарные знания по экономике.

Симпатичная молодая женщина с добрыми глазами, мягким голосом и волшебной улыбкой, возле которой уютно и семье, и воспитанникам: терпения и кротости, кажется, хватит на всех. Валентина Григорьевна, которая работает в ДНЗ №71 Святошинского района Киева, - единственная из участниц конкурса, которая не мечтала быть воспитательницей с детства. Но, несмотря на это, о таком воспитателе для своего ребенка может мечтать каждая мама.

/1obshestvo/ucitel.jpg воспитатель года В. Бобир

– По окончании школы я училась в педагогическом лицее, впоследствии - в Житомирском государственном педуниверситете, на факультете биологии и химии, который закончила с отличием, - рассказывает Валентина Бобир. - Но работать по специальности не пришлось - вышла замуж, переехала в Киев. Мечтала преподавать в школе, воспитателем себя не представляла. Но в школе вакансий не было, поэтому пошла в детский сад. Сначала растерялась: какие молекулы и атомы, здесь такие малыши! Впоследствии я поняла, как интересно с детками такого возраста. Они искренние, откровенные, так захватывают тебя. Когда была возможность устроиться в школу, я ею не воспользовалась. Зато поступила в НПУ им. М. Драгоманова, на специальность «Организатор дошкольного образования. Воспитатель детей с правом ведения занятий иностранными языками».

/1obshestvo/ucitel1.jpg воспитатель года В. Бобир

– Вы используете в работе инновационные технологии?

– Да, в моем послужном списке - несколько семинаров, посвященных ТРВЗ - теории решения изобретательских заданий. О ней я узнала благодаря дочке: когда ей было 4 года, я задумалась, как можно развивать ребенка лучше всего. Технология захватила и меня, и ее. Прежде чем вводить элементы ТРВЗ в садике, я «экспериментирую» со своим ребенком. Дочка относится к этому очень ответственно, берет лист бумаги, записывает недостатки и преимущества. Комментирует: «Это дети не поймут. Это нам неинтересно». Советы ребенка, который смотрит не с позиции взрослого, очень важные. Поэтому не прекращаю прислушиваться к дочке, часто читаю малышам ее сказочки.

/1obshestvo/ucitel2.jpg воспитатель года В. Бобир

Сказка об Одиноком Яблоке

– Например?

– Недавно читала об Одиноком Яблоке - сморщенное, с крапинками, оно лежало в супермаркете, другие фрукты его презирали. Но именно это яблоко захотела купить одна девочка - она вынула из него зернышко и. вырастила яблоньку. В ее тени игрались дети, угощались яблочками. Во время чтения таких сказок сею зерна толерантности, доброжелательности, сочувствия. А всходы и плоды будут впоследствии.

– Как еще используете сказочную тематику?

– Применяю приемы «Вхождения в сказку», «Начни сказку», «Продолжи сказку», «Проживание сказки». Последний использован, в частности, в «Одиноком Яблоке» - ребенок представляет себя героем и может почувствовать то, что чувствовал оно. Если ему это неприятно, он не сделает так относительно других. В украинской народной сказке «Мудрая девушка» господин дал героине задание прийти к нему в гости так, чтобы ни шла, ни ехала, ни боссая, ни обутая. Похожие задания даю воспитанникам и я: доберитесь до меня, но не бегите и не идите, не прыгайте и не ползите. Им интересно находить отгадку, и это добавляет уверенности в себе.

Диалектика в детском саду

– Вы отстаиваете диалектический подход в работе с детьми?

– О диалектическом обучении дошкольников я узнала на одной из международных конференций. Русские ученые Николай Веракса и Игорь Шиян презентовали свою программу, по которой теперь работают не только в России, но и в Великобритании и у нас - во Львове. Авторы программы демонстрировали противоречия, которые вынуждали задумываться даже взрослого человека. А позаимствовали их из сказок, какие мы читаем, не замечая таких аспектов. Похожие противоречия бывают и в жизни ребенка: как сделать, если и самому хочется играться, и поделиться игрушкой надо? Как всегда в жизни - идеальный вариант отличается от реального, и надо найти оптимальный.

– Даете воспитанникам возможность осознать это?

– В своем арсенале имею авторские интегрированные занятия – например «Агентство мудрых советов», Теремок«. В разных ситуациях, с помощью разных методов и приемов дети учатся разрешать противоречие, оперировать парадоксами. Вот ситуация: трое поросят пошли в лес по грибы. Наф-Наф нашел большой гриб и подбежал к Нуф-Нуфу. Тот показал свой гриб и Наф-Наф удостоверился, что его гриб действительно большой. А когда он похвастался находкой Ниф-Нифу, тот достал из корзинки еще больший гриб: «Разве у тебя большой? Посмотри, какой у меня!» Наф-Наф задумался, какой же у него гриб - большой или маленький? Зависит от того, с чем сравнивать!

Экономика начинается с экономии

– Само «Агентство мудрых советов» я выбрала для проведения практического занятия на городском конкурсе «Воспитатель года». К агентству пришел лист от Одинокого Яблока, его соседей - фруктов и девочки, которая его купила. Фрукты говорили правду о том, что яблоко непривлекательно, но при этом чувствовали, что они неправы. Спрашивали, как правильно вести себя в таких ситуациях. Одинокое Яблоко грустило, потому что все его презирали. А девочка, которая часто болела, спрашивала: «Что делать, чтобы чувствовать себя хорошо и ходить в садик»?.

Воспитанники решили, что одинокое яблоко может отдать свои семена, из него можно вырастить чудесные яблони, собрать фрукты, продать их, а средства отдать больным детям. Но все яблоки сразу не продашь: нужен склад, чтобы хранить их. Одна подгруппа строила склад, другая - завод по производству полезных яблочных чипсов, сока, джема, третья - пекарню, чтобы печь пирожки и отвозить в больницы и детские дома. Чтобы не арендовать машины - это невыгодно, - нужно их купить, а для этого взять кредит в банке.

– Откуда такие недетские бизнес-идеи?

– В своем садике я внедряю экспериментальную программу «Развитие экономического мышления». Но это, конечно, не урок экономики, а усвоение элементарных экономических понятий на примерах, в игре. Во время сюжетно-ролевой игры «Семья» мы складываем семейный бюджет. Рассказываю воспитанникам, что на него могут повлиять и они - если, например, будут закрывать кран, намыливая руки. И дети начинают экономить не только воду: «Валентино Григоривно, в спальне никого нет - а свет горит!».

Комнатный вулкан и другие эксперименты

– Расскажите, пожалуйста, о днях самостоятельного выбора, которые бывают в вашей группе.

– Еженедельно один день у нас посвящен поисково-исследовательский деятельности. Дети предварительно выбирают предмет, который будут изучать, а я пытаюсь создать все условия. Экспериментировать они могут хоть с камнем: бросают в воду, смотрят, как поднимаются пузырьки (неужели в камнях есть воздух?), вынимают, наблюдают, где быстрее высохнет - в комнате или на улице, в тени или на солнце. Выводами делятся в первую очередь друг с другом: «Я сегодня бросил в воду камень, он утонул. Знаешь, почему»? Когда воспитанники пожелали изучать вулкан, мы сделали макет из бутылки с содой, куда наливали уксус. Появление пены их удивило и порадовало - это чудо сделано собственноручно!

– Какие еще проекты захватывают ваших воспитанников?

- У нас часто бывают семейные проекты и праздники. Например, «Театр и семья» - мы делали представление «Волшебная опушка», актерами были и дети, и родители. Среди родителей провели конкурс костюмов, они изготовили декорации, программки, афишу, позаботились о музыкальном оформлении, помогли организовать фотогалерею наших артистов в фойе. Подготовка длилась два месяца, у родителей было огромное количество идей. А вот когда они выходили на сцену - волновались больше малышни. Не каждый может одеть костюм Гриба и сплясать рок-н-ролл! Одна бабушка согласилась на роль Тучки, а чей-то дедушка был Дождем. Благодаря этому представлению мамы и папочки больше сдружились между собой. Еще на первых родительских собраниях в младшей группе настраиваем родителей на то, что теперь мы все - единая семья. Так и есть, потому что ежегодно первого сентября ко мне приходят бывшие воспитанники - нынешние школьники. Меньшие - с мамочками, более взрослые - сами. Когда заканчиваются уроки, в садике как раз тихий час - они садятся на диванчике и вспоминают, как были дошкольниками.

Онлайн киноновинки
Поэтический шоколад в Киевском музее Павла Тычины
Поділіться в соцмережах:twitter.com facebook.com blogger.com livejournal.ru
Ще записи на тему
28 ноября 2015 года - день памяти о жертвах голодомора
28 ноября 2015 года - день памяти о жертвах голодомора
Сценарии празднования Нового года
Сценарии празднования Нового года
Форум Тернопольских издателей - новинки 2015 года
Форум Тернопольских издателей - новинки 2015 года
День Святого Валентина. Ваши чувства на языке цветов
День Святого Валентина. Ваши чувства на языке цветов
Залиште коментар!

Коментар буде опубліковано після перевірки

Ви можете ввійти за допомогою свого логіна або зареєструватися тут.

(обязательно)

  • Афіша подій
  • Кіно і Театр
  • Музика
  • Образотворче мистецтво
  • Декоративно-прикладне мистецтво
  • Література
  • Людина і суспільство
Останні записи
  • МʼЯТА презентує “На нервах”: музична історія крихкості та незламних почуттів
  • «0,5 | Навпіл» – виставка творів кераміки Леоніда Нагірняка
  • Виставка «Параска Власенко. Симфонія кольору і орнаменту» до 125-річчя видатної художниці
  • Вова Циган – як 17-річний вуличний співак з Тернополя підкорив TikTok і розвіює стереотипи про ромів
  • Коли колір розкриває душу – виставка «Жіноча енергія» Валентина Метика
  • Головна
  • Про сайт
  • Коментарі
  • Підтримати сайт
  • Контакти
  • Архів
×
Пошук по сайту
© What in UA Новини культури та мистецтва, 2025.