
Следовательно, Берлинский кинофестиваль завершил свою работу. Первым отрапортовало о своих успехах жюри короткометражных фильмов. Радость на улице румынских кинематографистов: «Золотого медведя» получила лента «Блок «Кенту» и тюк кофе» режиссера Кристи Пуйу. Такого же зверя, только «серебряного», получили голландке Карин Юнгер и Бригит Гилленус за фильм «Суперово». Напомню, год назад здесь торжествовал наш Степан Коваль с анимационным «Шел трамвай № 9».
В этот раз мы ничего не сумели выставить — ни в конкурс, ни в сопутствующие официальные программы. Зато, как уже не раз сообщалось, восьмерка наших совсем молодых начинающих, вчерашних и сегодняшних студентов (по большей части это выпускники Киевского университета театра, кино и телевидения имени Ивана Карпенко-Карого), приняли участие в молодежном семинаре Кампус талантов. Кстати, новый посол Украины в Германии Сергей Фареник встретился с киевскими девушками и ребятами.
Вышла достаточно интересная беседа, которая открыла мне (я присутствовал) людей действительно одаренных и, к тому же, нацеленных на работу с кинопленкой, создание полноценных фильмовых проектов. Участие в подобных акциях является чрезвычайно важным для профессионального роста, для вхождения в мировое кинопространство — так как в настоящее время создать фильм самостоятельно становится все тяжелее.
А в день закрытия те же молодые возложили цветы к бюсту Александра Довженко на Курфюрстдам, там, где жил будущий режиссер в Берлине. Здесь, как известно, он работал в украинской дипломатической миссии, здесь учился занятию живописью, здесь вбирал у себя воздух на удивление активной в те годы художественной жизни Берлина. То, что Довженко так быстро потом стал одним из признанных метров мирового кино, не в последнюю очередь объясняется его активным контактом с европейской культурой. В воспоминаниях Юрия Тимошенко (Тарапуньки) описано, как Довженко напутствовал его: не защелкиваться на хуторе, выучить английский язык (в совершенстве!), изучать мировую культуру — прошедших и сегодняшних времен. Будем надеяться, что эта практика отныне у нас возобновилась.
А теперь о наградах фестивального жюри, которое возглавляла известная американская актриса Френсис Макдорманд. Главный приз, «Золотого медведя», получил фильм «Против стены» режиссера Фатиха Акина, совместного производства Германии и Турции. В целом неожиданность, на которых всегда был щедрым Берлинский фестиваль. Хотя фильм неплохой и, главное, политкорректный — один из любимых в настоящее время концептов интеллектуалов мероприятия. Среди «Серебряных медведей» неожиданностей гораздо меньше. Гран-при жюри получила действительно одна из самых сильных лент фестиваля, аргентинская «Потеряны объятия» Даниела Бурмана. Лучшим режиссером признан кореец Ким Ки Дука за «Самаритянскую». Лучшими актрисами — сразу две: Каталина Сандино Мореный из картины Джошуа Марста «Грациозная Мария» (Колумбия — США) и Шарлиз Терон из американского фильма «Монстр». Наикратчайшим исполнителем мужской роли «назначили» Даниеля Хендлера из картины «Потеряны объятия». За выдающийся взнос в искусство «серебром» вознаградили и актерский ансамбль шведской ленты «Рассвет» режиссера Бйорна Рунге. Эта же работа названа и лучшим европейским фильмом (за это вручен приз «Голубой ангел»). Лучшей музыкой признана та, которая звучит в итальянском фильме «Первая любовь», — и это еще один «Серебряный медведь». Вот такая она, «медвежья» правда...
Жюри ФИПРЕССИ (то есть критиков) свой вердикт будто списало у большого «суда присяжных» — тот же «Против стены». Что-то подобное случается достаточно редко. Экуменическое жюри, которое оценивает духовную компоненту кинопроизведения, остановило свой выбор на ленте «Хочу целоваться» известного британца Кена Лоуча. Словом, кроме главной награды остальные в целом прогнозировались. Несправедливость мне только, что проигнорировали Ангелопулоса. В итоге, хозяева фестиваля празднуют победу — они крепко ухватили «Золотого медведя» руками немецкого турка. Тоже политкорректность, между прочим.
Контакты разных этнических и культурных миров — вещь непростая. Я здесь взял участие в симпозиуме «Художественная жизнь в условиях глобализации», где, в частности, шла речь о сверхсложных процессах встречи и контакта людей, по-разному настроенных, по-разному воспитанных. Европа все более встревожена тем, что она на глазах меняет цвет глаз, волос, кожи. Представители белой расы слишком хило размножаются, следовательно вакантные рабочие места кто-то имеет обнимать. Из одного из докладов я узнал, что в середине текущего века, при условии сохранения современных тенденций, в Берлине немке будут составлять... меньшинство. Хорошо это или плохо, но так есть. Все более турков, россиян, поляков... Они здесь имеют, кстати, свою развитую инфраструктуру. Турки могут смотреть два своих телевизионных каналы, слушать радио, читать свои газеты. И, конечно, кафе, бары, рестораны. Короче говоря, турки могут чувствовать себя полностью уютно в Германии. Как и русскоязычное население, к которому входят и украинцы. Услышать на улицы или кое-где русский язык никоим образом не удивительно. Хотя это не значит, что все так безоблачно и оптимистично. Именно конфликты людей разных верований и рас стали материалом многих фильмов Берлинале.
В начале Берлинского кинофестиваля его директор Кослик обещал, что лейтмотивом фильмовых программ будут мечта и надежда. Теперь можно подтвердить: так и вышло. И не удивительно, что закрывал кинофорум конкурсный фильм (как правило, на фестивалях такого уровня ленты из конкурса подобным чином не выделяют) молодого бельгийского режиссера Стефана Вюлле «25 градусов зимой» (совместное производство Бельгии, Франции, Испании). Потому что он именно об этом — как сбываются мечты. Материал достаточно привычен для последних Берлинале — те же взаимоотношения людей разных национальностей и верований. Герой ленты, Мауро (Жак Гемблен), что занимается какими-то там перевозами, имеет проблемы: жена поехала в Америку и там подрабатывает певицей в барах и ресторанах, у него на руках малолетняя дочь Лаура... А здесь еще ему на голову падает украинская эмигрантка Соня (в этой роли известная актриса Ингеборга Дапкунайте, литовка, которая живет в Британии; тоже, кстати, характерная судьба). И пошло-поехало. Соня убежала от полицейских, которые хотели выслать ее назад, в родную Одессу. Вот она и уцепилась в Мауро. Сначала тот обороняется от незнакомки, и потом проникается ее делами. И не только он, но и его мамка, этническая испанка (в этой роли одна из лучших испанских актрис Кармен Лаура): она вообще начинает видеть в Сони саму себя — когда-то тоже бросило ее в глазу вот края, женилась, а мужчина — вот негодяй! — не хотел говорить испанской, и сын также... Ой, столько натерпелась!
Соня, собственно, хочет найти своего мужчину, Евгения. Тот писал ей письма, где описывал, как блестяще он устроился — в Париже, в гранд-отеле. Когда его находят, окажется, что все неправда. Спасла его другая женщина, которой Соня, как «правоверная» украинка, дает взбучки, перебрасывая или не весь дом. Знай наших. Кстати, сначала герой называет ее россиянкой, и каждый раз она методически поправляет его: та же украинка я! Он усвоил и дальше уже сам исправляет мамку, которая сначала тоже сбивается и путает с северным государством. Словом, Украина таки не Россия, и теперь можно сказать, что идеи известной книги нашего Президента пошли в жизнь — даже зарубежное. Что то удачное название! Так рифмуются доли. Между героями загорается страсть, которую гасит дочь. Однако в финале, когда выясняется, что у обоих персонажей супружеская жизнь окончательно разрушается, они совмещаются в единственный круг. Новое интернациональное содружество. А мечты — никуда они не денутся! Герой верит в свою звезду и ставит на футбольном тотализаторе нереальный прогноз: мадридский «Реал» выигрывает у «Барселоны» со счетом 4:0. В финале все они едут в авто и слушают репортаж из футбольного матча. Уже 3:0! Идут титры, достаточно длинные, как в большинстве современных лент. Только их нужно было досмотреть: буквально на последних фильмовых метрах новый взрыв захвата: мадридцы забили и четвертого гола. И сверхэмоциональный возглас героя за кадром: мечта сбылась!! И в Сони тоже — у нее, учительницы математики, которой девять месяцев не платили зарплаты... Хорошая, милая, смешная, умная картина. Надеюсь, мы сможем увидеть ее и в Киеве, и в Одессе, в Украине в целом.
Кстати, Дапкунайте на пресс-конференции спросили: не трудно ли было решетки человека другой национальности? Она ответила, что тяжелее было с французским языком, которым не владеет. С русской проблем не было, да и славяне в целом литовцам всегда были близки. Ингеборга, по моему мнению, сыграла очень хорошо: сдержанно, точно, в меру психологически, однако не «нагружая» слишком какими-то подтекстами. Здесь это было бы излишне: так как и погоне, и детективу немного, экшену в целом. И комедийного, смешного... Пример того, как можно не потерять внимание зрителя и не отдаться попсовым схемкам.
Одесса оказалась на этом фестивале достаточно популярным городом. Она является местом действия в немецком фильме «Двенадцать стульев», за знаменитым романом Ильфа и Петрова (я писал об этой ленте). Одесса — исходный пункт фильма «Трилогия: Луг, который плачет» знаменитого греческого режиссера Тео Ангелопулоса (о впечатлении от него уже в следующий раз, скажу только, что среди журналистов звучали по большей части скептические высказывания, хотя оценки критиков в ежедневном фестивальном журнале «Screen» оказались достаточно высокими — и я разделяю именно их: это новое произведение большого художника). Так что, хотя бы опосредствовано, Украина присутствовала на Берлинале, ее начинают распознавать на карте мира. Хорошо было бы, чтобы и кино наше сделало резкий спурт и вошло к элите мирового кинематографа (ну, так лет за пять-восемь). По крайней мере глазу восьмеро молодых украинцев, которые вдохнули воздух большого фестиваля, вошло в контакт с миром, позволяют надеяться на лучшее. Делайте ставки, господа! Нужно рисковать, нужно идти вперед — и вы непременно победите. Мечты сбываются...
Сергей ТРИМБАЧ