
В селе Чесники Рогатинского района приходит в упадок уникальная достопримечательность архитектуры национального значения - Михайловская церковь XVI - XVII веков. Пять лет тому назад из нее сняли гонтовое покрытие и перекрыли черепицей, прошпаклевали стены.
Теперь внешне она напоминает на уютный евродом. А внутри - на помойку.
Если ехать с Рогатина в сторону Тернополя, то за 12 километров от райцентра, слева в долине появляются Чесники. Как на ладони. Когда-то старожилы называли село Чашниками, возможно, из-за того, что расположено оно будто в чаше. И, по-видимому, лишь в этом селе новой церковью называют столетний храм, потому что имеют еще один, более старый - Михайловскую церковь. Первое письменное упоминание о ней датируется 1598 годом, но ученые уверены, что построена она намного раньше, потому что само село основано в 1368-ом.
Направляемся в храм небольшой делегацией - секретарь сельсовета Ирина Лялька, учитель истории здешней школы Богдан Романов и несколько местных жителей.
Хоть по документам старая церковь пишется Михайловская, но в селе ее называют Вознесенской, - говорит Ирина Лялька. - Потому что ежегодно на праздник Вознесения всем селом, целой процессией, с хоругвями идем на службу. Дворы красиво убирают и застилают одеялами. Очень красиво.
Во дворе действительно просто невероятно красиво. Церковь стоит на горе, на каменном фундаменте. В летописях ее вспоминают как церковь-замочек. В настоящее время храм похож на уютный дом какого-то богача, который не пожалел денег на оригинальный проект. Церковь прошпаклеванная и побеленная, крыша покрыта металочерепицею.
В конце 2007-го делали реставрацию, сорвали гонтовое покрытие, потому что совсем прогнило - вспоминает секретарь сельсовета. - И то половину успели перекрыть, а половину накрыли клеенкой. Люди уже и не верили, что с этого что-то получится. Но потом доделали.
Возможно немного отошли от первобытного вида, но так хоть немного сохранят середину, - вмешивается в разговор Богдан Романов. - Ведь раньше там все замокало, а теперь, надеемся, что храм простоит дольше и сохранится. Потому что неизвестно, когда государство возьмется за его капитальную реставрацию, чего бы очень хотелось.
Пять лет тому назад реставрацию делало управление градостроения и архитектуры ОДА. Средства выделили с госбюджета - 300 тысячи гривен.
Ржавый замок не поддается и не сразу пускает нас в середину. Похоже, над ним уже возились - на колодке видно следует от резака. Кстати, крестьяне говорят, что раньше много приезжало разного люда. Реставраторы то были или не реставраторы, но иконы исчезали. Где-то в 2000 году своровали и старую массивную входную ручку. Уже и сторожей приставляли, но сейчас здесь ничего - красть неосталось.
Позже председатель привозил львовских реставраторов, то они забрали три иконы, которые еще можно было более-менее спасти, - рассказывает Богдан Романов. - Говорили и за целый иконостас, но на это нужны огромные деньги. Сейчас те три иконы в новой церкви.
Внутри сыро, темно, стены побитые, все заставленное риштовкой. «Ей уже где-то 20 лет, - говорит Ирина Лялька. - Еще в начале независимости один мужчина хотел что-то делать своими силами, но в архитектуре ему не позволили. Так все и стоит.
В церкви полно разного отребья. Бутылки от пива, старая камера от колеса, много досок, на них - доска с надписью о том, что церковь является достопримечательностью национального значения XVI - XVII веков. Обваленная штукатурка перемешана с отваленными частицами деревянного иконостаса. Наверное, по них топчутся все, кто заходит в храм. Сбоку к деревянной балке припертый образ, также какая-то часть иконостаса. А сам иконостас - просто поражающий. Кое-где еще сохранились иконы, их застелили каким-то прозрачным покрытиям, чем-то похожим на салфетки. Вероятно, чтобы хоть немного сохранить. Теперь то покрытие отваливается вместе с красками. Около иконостаса заснеженно - намело через два незастекленных круглых окошка.
В управлении градостроения и архитектуры ОДА говорят, что уже три года из госбюджета на реставрационные работы не выделялось ни копейки. И такая ситуация не только на Прикарпатье – а по всей Украине. Еще с прошлого года все достопримечательности передали под управление Минкультуры. По словам заместителя начальника управления градостроения и архитектуры ОДА Николая Кабака, государство решило, что так будет лучше.
Люди бы только говорили, - говорит Николай Кабак. - Никто же не смотрел, в каком страшном состоянии была эта достопримечательность, когда потолок поотпадал. А это покрытие - материал «Джерард» - будет стоять 50 лет. За это время, дай Бог, вопрос решится. Это не проблема, проблема - сохранить. Кроме того, этот материал имитирует гонту, потому что, к сожалению, в настоящее время качественных гонтов уже не производят.
По словам начальника областного управления культуры Владимира Федорака, в декабре 2011 года управления уже обращалось к Минкультуры относительно завершения работ за госпрограммой «Паспортизация, инвентаризация и реставрация достопримечательностей архитектуры». Ведь таких начатых и незаконченных объектов на Прикарпатье - девять, четыре из них - на Рогатинщине. Как будет финансирование, то все работы продолжат, в частности и в Чесниках, говорит Владимир Федорак.
Кстати, вернемся в Чесников. В селе есть не только два храма, там сохранилось немало религиозных достопримечательностей. Здесь и скульптура Божьей матери из бывшего барского двора, и скульптура Святого Анатония, и два больших деревянных креста - святой трезвости и на отмену барщины. В свое время крестьяне уберегли их от советской власти, пряча именно в подземелье Михайловской церкви. Тогда ценили, рисковали, боролись. Что мешает в настоящее время хотя бы убрать мусор внутри храма? Все смотрят на государство. А государство, наверное, готовится к очередным выборам.