What in UA - Новини культури і мистецтва

Молодой писатель Василий Карпюк

Архівінтерв'ю / література / письменник
Дмитро КовальчукКоментарі: 0Перегляди: 350
25
грудня
2012
Молодой писатель Василий Карпюк

Василий Карпюк - поэт, прозаик, публицист, блоггер, автор сборника избранных произведений «Хлам», поэтической книги «BRUSTURY» и ряда публикаций в периодике («Киевская Русь», «Буковинский журнал», «Украинская литературная газета» и др.

Лауреат литературных премий («Факел», «Гранослов», им. О. Гончара и др.), участник ряда творческих мероприятий («Фортмисия», «Поезд к Яремче», Литературный фестиваль в рамках Форума издателей во Львове и др.), организатор литературного фестиваля им. Т. Мельничука, инициатор создания художественной группировки «Люди с беременными головами», автор культурно-художественных программ на Ивано-Франковском областном радио, участник музыкально-литературного проекта «Оркестр Бобовата».

/art/karpyuk1.jpg писатель Василий Карпюк

Василий, в прошлом году на Форуме издателей во Львове ты презентовал свою поэтическую книгу «BRUSTURY». Расскажи о работе над ней, кто занимался оформлением?

Если говорить о работе, то это все Стронговский. Именно он очень хорошо оформил обложку. И это вышло настолько необычно и неожиданно, что я не сразу понял идейность, которую дизайнер может и не закладывал, но уже я сам могу ее интерпретировать. Собственно, каждая хорошая художественная вещь дает реципиенту возможность творения. Также внутри книги имеем такие своеобразные коллажи-анонсы, которые дают понять тематику следующих текстов. Работой можно считать редактирование, что очень хорошо выполнил Ярослав Довган. Также работал верстальщик и еще кто-то в издательстве, которое сделало возможным вынести мои тексты на бумагу. Взамен я усилий никаких не докладывал, действительно, писал себе в удовольствие.

/art/karpyuk.jpg писатель Василий Карпюк

По существу, «BRUSTURY» - мой первый поэтический сборник как я себе представляю подобные вещи. Предыдущая книга «Хлам» - это такой репрезентативный вариант с несколькими рассказами, десятком стихов, романом в верлибрах «Снега безразличия» и фотографиями семейного архива. А здесь уже сугубо поэтические тексты, самый старый из которых датированный где-то 2006-м, а новый по времени написания - конец лета 2010-го, то есть после него появились еще более новые, но это будет уже в других книгах. А «BRUSTURY» тематически разделены на четыре части: социальная, интимная, гуцульская и философская лирики, хотя последнее прилагательное слишком громко, там присущи мои стихотворные рассуждения по тому или другому поводу и без них. А еще очень благодарный Степану Процюку, который написал послесловие и во многом посодействовал, как и Галина Петросаняк и Василий Герасимюк. Конечно, не только они, а также все остальные хорошие люди, потому что, в конечном итоге, все люди хорошие. То есть работа шла прекрасно и книга вышла хорошая, несмотря на то, что она моя (улыбка).

Твоя поэзия очень неравная, и это, по-видимому, все-таки комплимент. Здесь и трагичность, и стеб в одном флаконе.

Действительно, так есть, и я это осознаю, и все написано мной. Правда, в разное время. Думаю, для молодых авторов это привычная вещь, ведь разница в мировоззрении восемнадцатилетнего и двадцатитрехлетнего имеют намного больше отличий, чем в пятьдесят и шестьдесят лет, а я писал как раз между двумя первыми датами. В конечном итоге, не все тексты, которые вошли в «BRUSTURY» кажутся мне хорошими, как литературные произведения, просто многие из них важны для меня по другим причинам. Как минимум, каждый из тех стихов имеет какое-то ощущение, которое возможно и может передаться читателю.

Станиславский феномен еще жив?

Даже не знаю, давно с ним не виделся (улыбка). Хотя очень приятно читать авторов, которые к нему принадлежат. Также эти авторы периодически издают книги, а это дает основания считать, что они пишут, а если пишут - то живут. Исходя из этого, станиславский феномен также жив. В то же время, этот вопрос не ко мне. На сегодня я действительно живу преимущественно в Ивано-Франковске, но люблю шутить, что в этом городе я только работаю, а живу в Брустурах. И порою печально, что живу только два дня в неделю, то есть выходные. То что создали представители станиславского феномена - очень важно и веско, в частности и для меня, но никакой тяглости поколений относительно них не чувствую. Если бы я поехал где-то за границу, для меня была бы самой важной Украина. Пока я здесь, для меня важнее Брустуры. А жить можно где угодно. Сейчас для меня более важные люди, в Ивано-Франковску есть несколько таких людей, но достаточно им куда-то поехать, то меня уже ничего не держит. Их мало, но они правдивы, потому важны.

Музыкальный проект «Оркестр Бобовата» - явление уникальное в современном украинском литературном пространстве. Получается, что Василий Карпюк еще и поет?

Это трудно назвать пением, но можно и так. С другой стороны, мы не исполняем чьих-то песен, которые являются такими априори и их можно отнести к определенному стилю. Я и не называю наш коллектив вместе, а скорее музыкально-литературным проектом. То, что мы делаем - это композиции. И стиль необычный - интеллектуальный этно-глюк. Интеллектуальность заключается в том, что в своем творчестве используем стихи известных украинских поэтов, в частности Василия Голобородька, Николая Холодного, Ярослава Павуляка, Богданы Матияш, Тараса Григорчука и др.

Этно - потому что играем на таких инструментах, как дримба, свирель, скрипка, бубен, калимба, джембо. Правда, есть гитара и клавиши. А глюк - это оправдание того, что мы все-таки осмелились выйти на сцену. И, очевидно, недаром это сделали, потому что стали победителями областного отбора в «Красную руту» в жанре «Другая музыка». Неоднократно выступали в Ивано-Франковске, имели отдельный концерт на Форуме издателей во Львове. Специфика «Оркестра Бобовата» еще и в том, что трое из нас - Богдан Ославский, Таня Запорожец и я - прежде всего литераторы, и только Марьяна Яремак и Катя Романив, которые присоединились к нам позже, сейчас получают музыкальное образование. Но в первую очередь нам важно общение, даже придумали такое определение для людей, с которыми приятно находиться на одной территории, - «бобоватость», это своеобразная «бактерия дружбы», то есть «бобоватых» намного больше, чем участников нашего коллектива. А музыкальная деятельность - только производное и также приятное.

А как относительно твоего амплуа литературного критика?

Обычно, мне стыдно за свое письмо в этом амплуа. Имею в виду уровень. То, что я не имею аналитического мышления и не являюсь литературным критиком - это однозначно, но не значит, что не понимаю, каким этот жанр должен быть, поэтому предпочитаю считать свои тексты о чьих-то книгах публицистикой или эсеистикой. Если бы были лучшие времена (улыбка), то я бы этим не занимался, а так придется немного подрабатывать. С другой стороны, я не пишу на заказ и, по большей части, сам выбираю, о какой книге написать, а тогда выкладываю свои мнения, которые возникали в процессе чтения. Они не всегда четкие и конкретные, а все же, пересматривая рецензии других авторов на те же книги, что перед тем о них писал я, замечаю, что основные смыслы пересекаются. Значит, это не так уж и безнадежно.

Ева Авдейчик: «Творчество помогает пережить все»
Гадания на Святого Андрея
Поділіться в соцмережах:twitter.com facebook.com blogger.com livejournal.ru
Ще записи на тему
Молодой режиссер Ева Нейман
Молодой режиссер Ева Нейман
Молодой музыкант и певец Сергей Лещук
Молодой музыкант и певец Сергей Лещук
Евгений Пашковский, писатель, лауреат Государственной премии имени Шевченко
Евгений Пашковский, писатель, лауреат Государственной премии имени Шевченко
Писатель, который не совпал со временем
Писатель, который не совпал со временем
Залиште коментар!

Коментар буде опубліковано після перевірки

Ви можете ввійти за допомогою свого логіна або зареєструватися тут.

(обязательно)

  • Афіша подій
  • Кіно і Театр
  • Музика
  • Образотворче мистецтво
  • Декоративно-прикладне мистецтво
  • Література
  • Людина і суспільство
Останні записи
  • МʼЯТА презентує “На нервах”: музична історія крихкості та незламних почуттів
  • «0,5 | Навпіл» – виставка творів кераміки Леоніда Нагірняка
  • Виставка «Параска Власенко. Симфонія кольору і орнаменту» до 125-річчя видатної художниці
  • Вова Циган – як 17-річний вуличний співак з Тернополя підкорив TikTok і розвіює стереотипи про ромів
  • Коли колір розкриває душу – виставка «Жіноча енергія» Валентина Метика
  • Головна
  • Про сайт
  • Коментарі
  • Підтримати сайт
  • Контакти
  • Архів
×
Пошук по сайту
© What in UA Новини культури та мистецтва, 2025.