
Скромность украшение не только мудрости, но теперь и «Молодости»: 41-й кинофорум начался 22 октября в столичном кинотеатре «Киевская Русь», он до сих пор отображает неизменность советских форм, с которыми трудно соотносится главный атрибут всех красных дорожек.
На кинофестивале в этом году решили не стелить красную дорожку. Рядом с кинотеатром оперативно была построена легкая конструкция из метала с навесом от дождя, где могли собираться как почетные гости, так и прохожие. Там проходила презентация фестиваля для всех кто не смог пройти в Киевскую Русь. Навес от солнца и дождя решено было сделать в последний момент, поэтому изготовление и монтаж металлоконструкций для кинофестиваля поручили компании, которая специализируется на быстром выполнении работы. В главном вестибюле кинотеатра решили оставить игровые автоматы для тех кто пресытится творчеством и потребует разрядки. Через несколько минут, когда все приглашенные заняли места началось действо с невероятно утонченной мелодии Нино Роты из фильма «Амаркорд» Феллини. В исполнении «New Era Orchestra» также прозвучала неожиданная мелодия из «Криминального чтива», которая сорвала овации в собравшихся. И, конечно, не обошлось без речей. Приветствие от президента Януковича из Бразилии передавала его помощница Анна Герман, которая отметила, что «Молодости» недостает немного денег, и пообещала: финансирование фестиваля будет увеличиваться. На что арт-директор кинофорума Андрей Халпахчи выкрикнул: «Ура»!
Анну Герман встречали без особенных оваций, а кое-кто из собравшихся даже освистал советника президента. Но не обошлось и без слова почетного президента фестиваля Виктора Ющенко, который вручал награду за вклад в развитие кинематографа «Золотой олень» выдающемуся сценаристу Рустаму Ибрагимбекову (автору «Белого солнца пустыни» и «Утомленных солнцем»). Ющенко в процессе обращения к кинематографическому залу оговорился о «победоносном добре и зле». А 72-летний Ибрагимбеков также позабавил публику последним в речи тезисом: «Я всегда знал, что награды нужно получать, когда молодой, полный энергии и нацелен в будущее».
После представления главного жюри, которое в этом году возглавляет украинская писательница Оксана Забужко, все внимание зала было приковано к представлению фильма-открытия «Варшавская битва 1920». На сцене появились польские гости, среди которых были режиссер картины Ежи Гофман и посол Польши в Украине Генрик Литвин. Господин посол, которому выпало говорить первым, иронизировал: «Последнее, что вы хотите услышать - это выступление посла». Также он радовался от того, который услышал замечательную музыку Нино Роты из шедевра Федерико Феллини и констатировал, что будет показано впоследствии («Варшавская битва 1920») будет отличаться от неординарности «Амаркорду».
Когда слово взял Ежи Гофман публика существенно оживилась от его замечательного чувства юмора. Из уст господина Гофмана прозвучали такие афористические фразы: «Если фильм вам понравится - слова не нужны. Если не понравится - никакие слова не помогут»; «Ваши аплодисменты принимаем в кредит, а с кредитом нужно быть осторожным». Впоследствии все собравшиеся надели 3D-окуляри и погрузились в «новейший фильм» польского режиссера.
В известной степени не в нарушение традиций кровопролитной суматохи Гофман создал новую картину именно для открытия. Эффект присутствия этой картины в сознании зрителя мгновенен и к невозможному навязчивый. Такое беспринципное нагромождение жестокости режиссер пытался погасить вкраплениями слез. Поэтому эту двухчасовую эпику можно было бы с уверенностью назвать двумя часами суматохи и слез. И уже когда кажется, что главный персонаж все же не вернется к любимой (эпизод, когда его протыкают копьем) сюжет предусмотрительно заканчивается сценой в госпитале, где медсестра встречает своего раненного героя. А другие в этом фильме лишь собрания изувеченных людей, которые во время битв теряют жизнь быстрее, чем мы можем воспринять их смерть.
К определенным позитивам ленты можно отнести и действительно уместное трехмерное изображение, которое не искажает этот высокобюджетный жанровый фильм, а добавляет ему дополнительный интерес. Но это лишь начало. В течение всей фестивальной недели можно будет пересмотреть творение абсолютно молодых, которые будут лишены собственных клише, при отсутствии опыта и определенного кинематографического статуса.
Главный приз "Молодости" в этом году оспаривают 26 студенческих лент, 23 короткометражных и 12 полнометражных фильмов. Кроме того, гости фестиваля будут иметь возможность увидеть 21 фильм национального конкурса "Панорама украинского кино 2010-2011" и приблизительно 20 отдельных внеконкурсных программ, среди которых ретроспективы Сандрин Боннер, Майи Дерен, длинные ночи короткого метру из Франции и Германии и немало других занятных штучек.
Закроется "Молодость 41" 30 октября все в том же кинотеатре "Киевская Русь". Фильм-закрытие до сих пор организаторы держат в тайне - то ли сами не определились с лентой, то ли такой большой сюрприз готовят зрителям.