
Из музея в Осло похищены шедевры живописи мирового значения. В прошлое воскресенье (22 августа) из Национального музея в Осло были похищены два шедевра славного норвежского мастера кисти Эдварда Мунка: «Крик» и «Мадонна».
Двое вооруженных неизвестных в масках осуществили самую дерзкую кражу в истории: они сняли картины из стен за каких-то 50 секунд на глазах оторопевших посетителей. Часть из них они временно взяли в заложники, но не нанесли потрясенным людям ни одного вреда. Воры убежали с места преступления черным автомобилем марки «Ауди А6». Полиция, которая прибывшая через несколько минут после кражи, окружила границами околицы галереи, допрашивала свидетелей, но от бандитов уже и следа не осталось, лишь нашли оставленным упомянуто «Ауди» за несколько километров от музея. Охваченные паникой люди сначала подумали, что к музею ворвались террористы, потому не смогли сообщить полицию каких-то особенно ценных подробностей. Следователи теперь анализируют видеозапись с фигурами похитителей, которые выносят картины. Видеокамеры были установлены лишь у входа в музей.
Вся Норвегия и мировые СМИ находятся под впечатлением от настоящего дерзкого акта и в один голос спрашивают: «Как могло случиться, что такие жемчужины мирового занятия живописью не имели ни одной охраны?». Ведущая норвежская газета «Афтенпостен» в статье под заглавием «Мир кричит» с горечью отметила: «Национальный музей так же легко ограбить, как и уличный киоск». Говорит французский журналист Франсуа Кастанг, который был посетителем галереи и свидетелем ограбления: «В галерее не существует ни одной сигнализации. Рамки с полотнами были прикреплены к стене обычным проводом». Это притом, что суммарная рыночная стоимость «Крика» и «Мадонны» составляет не менее 100 млн. долларов. Стоимость «Крика» отдельно оценивают в 65—75 млн. долларов. Ничего не учит и предыдущий опыт, потому что другая версия «Крика» уже была жертвой кражи 1994 года. Тогда воры еще и чувствительно поиздевались над дирекцией музея, потому что оставили записку: «Очень благодарим за плохую охрану». Картину разыскивали на протяжении трех месяцев, пока полиция не обнаружила ее в номере гостиницы в местечке Асгардстранд за 65 километров к югу от Осло. Заодно было арестовано трех похитителей-норвежцев, которые требовали от правительства при возвращении художественном шедевру выкуп в размере 31 млн. долларов.
Славный маляр и график Эдвард Мунк работал как в Германии, так и у себя на родине — в Норвегии. Он был экспрессионистом, а стилистика его произведений обозначена самыми сильными человеческими эмоциями. Картину «Крик» он нарисовал 1893 года в четырех версиях, которые являются частью серии, которая описывает человеческие болезни, смерть и беспокойство. Кроме похищенной, еще по одной версии «Крика» сохраняется в Музее Мунка и Национальной галерее в Осло, а четвертая находится в частном сборнике. Художник умер 1944 года в возрасте 81 год. В Национальном музее в Осло сохраняются 58 картин Мунка, но жемчужиной коллекции был «Крик», поскольку репродукцию этой картины можно найти в любом учебнике истории искусства. Она настолько популярна, что ее часто используют в качестве иллюстративный материал к разным трудам и газетным статьям. Учитывая это маловероятно, что грабители будут пытаться продать ее случайному покупателю или через аукционы. Норвежские эксперты считают, что воры осуществили кражу произведений Мунка на заказ какого-то коллекционера, который надолго или навсегда похоронит их в своей частной коллекции. Или же они будут шантажировать требованиями выкупа страховые общества. Впрочем, как это не парадоксально, похищенные произведения были застрахованы от повреждения водой или огнем, но не от похищения.
После воскресной кражи «Крика» и «Мадонны» Национальный музей Норвегии во вторник опять отворил двери для посетителей. За такой короткий срок ли удалось обеспечить надежной охраной остальные из его сокровищ? Пустые места на стенах напоминают посетителям, которые до недавнего времени здесь висели малярные шедевры. Председатель музея Мунка в Осло (см. сайт www.munch.museum.no) Гуннар Соренсен обратился к похитителям с драматичной призывом-просьбой не пытаться свертывать «Крик», который нарисован не на полотне, а на хрупком листе картона, и «Мадонну»: «Что бы вы не делали, не повредите картины, не уничтожьте их. Я умоляю вас беспокоиться об этих картинах, помнить, что они принадлежат всему человечеству». Зато прежний британский детектив Чарльз Хилл, который помог повернуть «Крик» 1994 года, предложил установить высокое вознаграждение для лица, которое поможет повернуть похищенные произведения.
Олег БОРОВСКИЙ