
Украинский детектив замахнулся на Сидни Шелдона. Каюсь, грешная, иногда — чаще всего такое случается в метро — почитываю детективы. Собственно, там таких много, поэтому неполноценной я себя не чувствую. А вот амплуа белой вороны недавно таки пришлось на себя примерять — тогда, как все прогрессивные детективоманы соревнуются со скукой в метро с помощью книжек Марининой и Донцовой, я как-то даже вызывающе добывала из своей сумочки томик современного украинского писателя Евгения Е. Вин лишь начинает свою борьбу за наш с вами читательский интерес, поэтому не стоит напрягать память относительно такого необычно короткой и в то же время чрезвычайно образной и жизнеутверждающей фамилии. Человек предпринимает первые шаги, но, из всего, что такое амбиции и насколько они важны в литературной карьере, понимает прекрасно.
Два томика Евгения — «Игра на раздевание» и «Игра на раздевание — 2», которые вышли недавно в серии «Золотой бабай», можно расценивать как весомую и небезосновательную заявку на популярность в будущем.
«Авантюры и приключения, в сравнении с какими Сидни Шелдон выглядит бледной копией. Рельефные живые характеры в лучших традициях европейской литературы, а еще увлекающаяся интрига, легкий иронический стиль — вот что кроется под этой обложкой» — после таких обещаний сердцу детективомана не остается ничего другого, как забиться часто и страстно. Сидни Шелдон трогать не будем, а вот относительно другого — ирония от такой визитки автора, которую вместили на последней странице распорядители, выветривалась с каждой пролистанной страницей. Наивысшие эпитеты пропустим из многих соображений (совершенства предела нет, чтобы не сглазить, чтобы парень вдруг не надумал задирать носа и тому подобное). А вот о приличном уровне украинского детектива от Евгения поговорить таки стоит.
Главный герой «Игры на раздевание» — украинский парень, который грабит заграничные банки. Такой себе нелегальный работник, которых, как свидетельствует официальная статистика, — несколько сотен тысячи. Кстати, недавно была зафиксированная попытка винницких мальчишек повторить путь еще одного героя нашего времени, Саши Белого, — те сбили свою «Бригаду» и трясли прохожих. Так вот, следовать примеру героя «Игры на раздевание» даже не стоит пробовать — работа у него филигранна, к тому же и сам мастерском золоте руки однажды на ней погорел, как будто желторотый медвежатник-начинающий.
Евгений сразу дал понять, что обе «Игры на раздевание» — это сплошные неожиданности разных калибров и повороты в сюжете градусов на 180 и даже больше. Даже если вам кажется, что все уже закончилось, — в действительности все только начинается. Поймали нашего героя, бросили в тюрьму, а там начальник оказался — тот еще типчик. «Были три вещи, которые одинаково угнетали всех узников, которые сидели со мной, — констатирует наш герой. — Мечта о воле, жена начальника тюрьмы и миллионы, что их я якобы наворовал за четыре года карьеры грабителя банков». Так вот, натравленный своей взлелеянной в мечтах женой, начальник собрал подопечных узников, которые специализировались на бомбардировке банков, и предложил им в обмен на свободу выпотрошить банк, начиненный всевозможными суперовыми и сверхсовременными штучками системы охраны. А дальше процесс приобрел такое стремительное развитие, что если бы существовали соревнования из скоростного переворачивания страниц, читатели «Игры на раздевание» дали бы солидную фору другим участникам... И все эти погони, побеги, разборки, подбирание дежурного кода к банковским купюрных закромам и тому подобное — на фоне трогательной любви нашего героя и девушки глухонемого Ляли. Современные герои — они такие, и благородные, и ничто человеческое им не чужое.
Сюжет построенный органично, темпоритм выдержан от первого к последнему разделу — ни одна из строк не соблазняет зевнуть или «прыгнуть» глазами на следующую страницу. Упрекнуть господина можно ну, разве что за неправдоподобность некоторых эпизодов. (Я прекрасно понимаю, что и сама эта дерзкая история в целом мало напоминает хронику реальных новостей, но...). Есть в «Игре на раздевание», например, эпизод, когда герой в карете «скорой помощи» не без успеха представляет из себя труп — в конечном итоге, люди, которые обычно ездят на этих специфических авто, живых и мертвых различают прекрасно.
Как резюме опять процитируем издателей: «На ваших глазах всходит новая звезда украинской литературы. Его будут изучать в школах. Под партами. Вместо делать уроки. Его будут изучать на работе вместо работать. Его будут изучать в кровати вместо любить...» Относительно кровати, то, вероятно, перебор. Но в целом очень даже неплохо. По крайней мере Марининий и Донцовий есть (Есть!) над чем задуматься.
Людмила ОЛТАРЖЕВСКАЯ