
Вот вам реальность последних «Сезонов моды»: раньше я приходила в редакцию после четырех насыщенных и, чего скрывать, изнурительных дней плотных показов коллекций украинских дизайнеров.
И еще два дня отвечала на вопрос: какие впечатления, что будут носить, на кого ориентируемся, кто представил наиболее интересные сумки, юбки, куртки. А в понедельник не успела переступить порог, как вся женская половина нашей редакции начала делиться со мной впечатлениями от коллекций, увиденных по телевизору.
Ведущие М1, хотя и прикрывали «стыдные места» в образовании и подготовке к эфирам фирменной развязностью и тусовочною светскостью, кое-что шокировали дизайнеров — из прямого эфира слов не выбросишь, но заслуга М1 в распространении моды в массы в действительности неоценимая: четыре дня страна могла наблюдать в режиме онлайн верхотворение модных тенденций. Кажется, вся прогрессивная Украина, которая не имела возможности достать приглашение на показы, отрывалась на диванах перед телевизором. Такое мог позволить себе только Париж, и вот — Украина. На последствия модного просветительского организаторы «Сезонов» и дизайнеры упования большие.
28 украинских дизайнеров представили свое виденье осенне-зимнего сезона. «Так зима же уже заканчивается», — удивилась одна сообразительная телеведущая. «Это коллекция на следующий сезон», — объяснила телеведущей удивлена в свою очередь Оксана Караванская. Следующая осень и зима, что за ней поступит, скажу я вам, будут очень романтичными, женственными и эклектическими. Перебрав все варианты бабушкиного ларя, стрелка модной рулетки остановилась на эпохе рококо, стили ампир и 70-х годах прошлого века. Это означает праздник на улицы дам, которые не любят скрывать свой пол, постоянно притворяться унисексами и оправдываться за рюши. Рюши и воланы в следующем сезоне будут везде: наверху и внизу, на брюках и рукавах блузок, на пиджаках и пальто, и, чтобы не мало, — в несколько слоев. Абсолютно трендом в этом плане была коллекция Айни Гасе, сделанная в стилистике рококо. Подиумный вариант для леди Ю кажется кое-что слишком экстравагантным, но детали вполне можно перенести на официальный гардероб Премьер-министра, которая из-за съемки для телевидения не смогла прийти на показ Айни. Эта коллекция была или не наилучшей из всех Айниных наработок — почти целостная, выдержанная в одном ключе, нежная. Много белых блуз с шитьем белым по белому, с пеной рюшей, с воланами, в эпоху рококо белую сорочку, украшенную шитьем, кружевом, цветами носили под корсетом и часто меняли по несколько раз на день. Фирменные атласные шнуровки на платьях присутствовали и в этой коллекции, а также сочетание меха и кружева в верхней одежде. Характерные для рококо корсеты и их видоизмененные преемники — короткие жилеты с гипюром, нежные атласные ленты, на которые завязывается капюшон на пальто, закруглявшие линии, силуэт — перевернутая рюмашка. Пальто из тафты — серое в красные цветы, с темно-зеленым большим меховым воротником и кружевом по подолу — настоящая роскошь. Оно для женщины, которая любит себя и демонстрирует это окружающим.
В степь рококо ударился и Алексей Залевский. Несколько сезонов подряд он демонстрировал профессионально разработанные в собственной стилистике такие спокойные, очень носибельные и суперпретапортешные коллекции. Умело стилизованные, умело показанные, но без куража. Мне показалось, что последняя коллекция Алексея сделана в более экспрессивном настроении, он взялся соединить торжество рокайльного стиля с современным урбанистическим менталитетом, изыскано белое кружево с джинсовой тканью, корсет с бриджами, дырчатый трикотаж с мехом и воланами, кроссовки с атласными лентами, как их завязывают на балетных пуантах, спортивные лампасы и классические костюмы, камзольный силуэт с подкаченными джинсами. Квинтэссенция коллекции — парочка, которую хоть в настоящий момент на красную голливудскую дорожку: он — в черном пальто к коленям а ля современный камзол, закативших джинсах, трикотажном свитере с большими «дырами», в кроссовках и с голубой лентой с бантом вокруг, она — в маленьком черном платье с глубоким V-подобным вырезом, подпоясанная под грудью голубой лентой, на классической булавке. Чем более иронично, тем более парадоксально. Воплощение чистого художественного символа — последний выход: мужчина в сарафане из облегченного котона с вертикальными оборками, в короне из павлиньих тэр и с циркуляркой в руках. В этой эпатажной эклектике — смешивании классических линий и силуэтов с современными тканями, уличной модой — собравшиеся увидели всхожесть с эпатажем авангардиста Джона Гальяно, который тоже интерпретировал костюмы эпохи рококо и вообще исторический костюм. Залевский на пресс-конференции непринужденно отфутболил такое сравнение, сказав, что не хуже Гальяно знает историю моды, и никто не может приватизировать это направление. Поэтому ничего подобного к Гальяно, общий с англичанином только жанр — фантазии на тему моды рококо. Коллекция Алексея Залевского строится на модном голубом цвете, причем от грязно джинсового к светло-небесному, серому, белому, коричневому и черному. Сложности причесок той эпохи дизайнер противопоставил сложные современные жгутики-рожки на моделях и ряды заплетенных мелких косичек на собственной голове.
Одну из лучших своих коллекций показала на нынешних «Сезонах» Христина Гусина, она медленно, но уверенно вырастает у интересного дизайнера со своим фирменным стилем и почерком. Настроение ее коллекции «Fashion сад» диктовали ткани, привезенные дизайнером из Арабских Эмиратов этой зимы, а стиль коллекции она определила как этно-спорт-шик. Кирпично-болотно-бежевая и сине-бордово-бежевая клеточки легли в основу деловой линии коллекции — брюки, пиджаки, пальто, а расшитые бисером этно-аппликации и перо добавляли к классичности и торжества блеска и парадности. Размытая сине-коричневая гама присутствовала в шифоновых платьях, которые имеют постоянную прописку в коллекциях Гусиной. Спортивного шика добавляли блейзеры, расшитые бисером, пайетками, керамическими фрагментами, бирюзой, камешками, кружевом, бордовые, зелени и джинсово-синие, они вызывали восторг и зависть. В таком же стиле сделанные и перчатки без пальцев. Ноу-хау в творчестве Христины — вечерние пальто. Представьте себе коричневое пальто женственного кроя с бежевым капроновым воланом, который обрамляет закруглявшие полати пальто — романтика! Ах, кружите меня, кружите.
Оксана Караванская — один из трех отечественных дизайнеров, чьими услугами пользуется первая леди Украины Екатерина Ющенко — представила немного «не-караванскую» коллекцию. Она вышла на удивление красивой и спокойной — без рваных линий, невероятных сочетаний ручных фактур, свистопляски асимметрии. Традиционных для Оксаны Караванской плетений было на удивление мало, зато каждая ажурная кофточка, сплетенная из длинных цельных волокон в цветы, которые напоминали подсолнухи, очень уместно вписывалась в ансамбль с широкой шифоновой юбкой, или плетеная юбка оригинально совмещалась с элегантной лисьей курточкой. Во Львов к госпожа Оксаны нужно ехать за молочно-белыми и бежевыми пальто — они изысканы, аристократические, в них придерживаются все требования классической моды — чистота и изысканность линий, четкость формы и силуэта, корректность деталей. За кашемировым пальто к середине колена с одной пуговицей, закруглявшим воротником и королевской стойкой из меха, за широким пальто с завышенной талией, асимметричными лацканами и планочкой, которая, начиная от пуговицы, гуляет сама по себе, за костюмом с эффектом отпоротых в некоторых местах окантовок. Впрочем в этой коллекции есть все материалы: кашемир, лен, шелк, шифон, велюр, бархат, трикотаж, и все модные тенденции — завышенная талия, пышный рукав, цветы, объем, короткие пиджаки. Есть фирменные «караванские» истории — например, пальто с эффектом вырезанных, не до конца вырезанных и тех, которых еще вовсе не касались ножницы, цветов, хотя и немного, но есть оригинальные сумки — в виде карнавальных очков, ажурного абажуру, многокарманных чемоданов. Традиционную элегантность предоставляли коллекции шляпы, как созналась Оксана, одна часть — это шляпы ее мужа, а другая — купленные специально под коллекцию в дорогих европейских бутиках.
В третий раз в «Сезонах моды» принимала участие дизайнер Ирина Каравай, а ее лидерство беспрекословно, в пятерку наилучших коллекции ее входят всегда. В этот раз Ирина «чучундринскую роскошь» соединила с украинской этникой, и вышла своеобразная «Моя Украина» от Ирины Каравай. «Ткани и бижутерия европейского происхождения — гениальность национального костюму — вдохновляют и мобилизируют наивысшей мерой», написано в аннотации к ее коллекции. Бижутерия — массивная, яркая, в цветной гамме, стилизованная под украинские ожерелья, сделанная из итальянского сплава для бижутерии из натуральной стружки бирюзы, кораллов, других камней, с ручной резьбой. Крупные ожерелья в сочетании с лентами, шарфами, сумками, шапками дают яркий и колоритный акцент в гардеробе. Актуальный в следующем сезоне объем выражается у Ирины Каравай в круглых юбках-баллонах и юбках-тюльпанах, с разнообразными складками, подрезами, контрастными рюшами. Контрастные цветные канты на строгих костюмах плюс легкомысленная детская вышивка с аппликацией превращают суровую даму в веселую и ироническую. Каравай также предлагает карманы, которые взлезают за пиджаки, юбки на резинке и на кокетке, вдвойне модные — короткие и велюровые — пиджаки, свои любимые сарафаны на расшитых бретелях, спортивные шапки, украшенные цветами, юбки внизу на резинке, много вышитых деталей, смешных аппликаций — на пальто, на костюмах, пиджаках, сарафанах, например, ангелы, которые, взявшись за руки, обступили все пальто, объемны, за счет гофре, рукава, пояса, завязанные на бант. В коллекции также много трикотажа — полосатого, однотонного, контрастного. Акцент в коллекции также сделан на планки пиджаков и кофт, ряды пуговиц. Райские птички гуляют у дизайнера и по пиджакам, и по сумкам, но цены на них вовсе не райские — скажем, двусторонняя сумка из ткани от Ирины Каравай в шоу-руме на Красноармейской стоит 954 гривны. Если ценник не может испортить вам настроение, тогда птички вам его точно поднимут.
Уровень весенних «Сезонов» оказался очень высоким, так бывают, когда во многих сразу накапливается творческая энергия и сублимируются опыт, настроение, злоба, амбиции. Поэтому дизайнерам, которые впервые попали на отечественную неделю прет-а-порте, было особенно сложно презентовать коллекции опытной публике на фоне профессиональных и креативных «зубров». Участница программы «Новые имена» Татьяна Карамболь хотя и рекомендована организатором питерской недели прет-а-порте «Дефиле на Неве» Ириной Ашкенази, хотя и имеет позитивные отзывы от своих клиентов как блестящий закройщик, вещи которые сидят на фигуре как влитые, а запомнилась «авоською» с мандаринами и щепотками петрушки, с которыми выходили модели. Идея не новая, но если только она и запала в память, то завтра она будет выветрившейся вместе с петрушкой. Анна Родина и Натали Есмонт тоже не поразили, а Ирина Литвинская для Yaroslav Fashion и Йокут Шмид сделали заявки на почерк. Ирина Литвинская объединила тенденциозные рюши, белые перчатки, белые воротнички и белые кружева с прямым силуэтом эпохи модерн и сделала вкрапление цветастых вещей, поскольку цветы остаются трендом и на осенне-зимний сезон. Йокут Шмид поставила себе за цель объединить Запад и Восток и тем самым опровергнуть Киплинга. Восток был представлен традиционными азиатскими орнаментами и рисунками, из каких Йокут кроила полностью западные вещи — платья с завышенной талией, деловой костюм, пышные юбки с объемными «подкладками» сзади. В коллекции госпожа Шмид использовала также актуальные полосатые черно золотистые и черно серебристые ткани.
Если язык зашел о деловом костюме, то на эту нишу — интеллигентной, классической, деловой одежды — претендует дизайнер Татьяна Иващенко, владелица фирмы «текстиль-люкс». В прошлом году она удачно дебютировала на «Сезонах моды», попав в струю возвращения на мировые подиумы элегантности. Тогда ее коллекцию «Одел для успеха» заметили и оценили. Но держать свое направление, когда моду, как пьяную девушку за рулем, носит из одних крайностей в других, чрезвычайно трудно, здесь нужен талант адаптатора новейших тенденций к классике, вкус и чувство меры. Вторая коллекция Татьяны Иващенко — «Торжественное событие» — вышла слишком правильной: короткие пиджачки правильно совмещаются с широкими юбками, правильно подобранные пуговицы посаженые на правильно выделенной планке пиджака, правильное сочетание монохромных и узорчатых тканей, мне только кажется, что таких слишком правильных женщин сегодня трудно найти. Впрочем мое предположение опровергает жизнь — у Татьяны Иващенко много клиентов, которые не променяют ее элегантную классику на самые модерные новации. «На женщину в моем наряде обязательно обратил бы внимание Святослав Белза или академик Лихачев», — убежденная дизайнер. В коллекции «Торжественное событие» есть несколько суперклассических вещей, которые в определенные периоды времени регулярно производят фурор, — золотого цвета широкая юбка-плиссе, элегантное черное платье в красные цветы с золотистым поясом под грудью и золотистой оборкой. Длина в коллекции Иваненко тоже самая элегантная и самая интеллигентная — к середине колена, красиво высматривают приталенные пальто — с асимметричной застежкой, прямого кроя, из вещей раритетов в этом сезоне Иващенко предлагает пелерины и бриджи, даже в праздничных костюмах, вместо жилета к пиджаку и куртке — корсеты. Поскольку бизнес хозяйки «текстиль-люкс» связан с тканями, коллекция сделана из качественных и актуальных материалов — «шанель» с блестящим покрытием, лоден, полируемая шерсть, котон и кашемир в композиции с шелком, шелк, бархат, гипюр, мех.
Огромную работу из подбора тканей ежесезонно прорабатывает и Елена Голець, которая шьет коллекции для марки Dolce Donna. Чтобы массовая одежда, которая производит торговая марка, была из качественных тканей и стоила доступно, дизайнер объезжает все известные только ей точки в Японии, Франции, Италии, Китае. Последняя поездка в Китай произвела на Елену такое сильное впечатление, она так влюбилась в китайскую культуру и образ жизни, что в свою коллекцию внесла немало китайских элементов. «Эта коллекция полуклассическая-полуспортивная, с китайскими вкраплениями, — говорит Голец, — а «Шоколад», потому что так захотелось назвать». В коллекции были представлены все цвета шоколада — белый, коричневый в черный, а модели, плюя на фигуру, аппетитно откусывали на подиуме от шоколадных плиток. В коллекции бросаются в глаза глубокие вырезы на блузах, воланы, кожные детали, блузы-кимоно с широкими контрастными полосами вдоль планки, вышивка пайетками, брюки-галифе, вышитое солнце, которое переходит из одной курточки на другую. Верхняя одежда — куртки с мехом на капюшонах и вышитыми пайетками и бисером узорами, длинные пальто с асимметричными застежками — и функциональный, и элегантный, и со всеми признаками креативного дизайнерского мышления. Кстати, летняя коллекция Dolce Donna вот в настоящий момент уже поступает в продажу.
Коллекцию Роксоланы Богуцкой ожидали в этом году особенно — две ее клиентки — Руслана и Екатерина Ющенко — привлекли к ней особенно пристальное внимание, посол Японии с женой и посол Грузии с женой отметили своим присутствием лишь ее коллекцию. Впрочем, Роксолана никогда не опускала личную планку: наилучшие меха, новейшие технологии, самые свежие идеи и обязательно национальный колорит — это стиль ее работы. У этой коллекции две особенности — появилась молодежная линия, и коллекция на 90% состоит из недорогого меха. Прогресс дошел до того, что из любой козы специальный штамп может сделать хоть жирафа, хоть леопарда, хоть тигра — «хищные» мотивы опять возвращаются в моду. Европа постепенно отказывается от дорогого меха и переходит на дешевых, которые прекрасно предоставляются к изготовлению модной и креативной одежды. Молодежность обеспечили более яркие цвета кожи — зеленый, оранжевый, фиолетовый, а динамическую коллекции предоставили широкие летучие юбки. Особенно поражающими были юбки из прозрачного гофрированного шелка, шитые таким образом, что образовывался объемный каскад воланов, — на одну юбочку потратили до 8 метров ткани (здесь мы опустим пассаж о красоте и жертвах). На «леопардовых» куртках и пальто мастерицы Богуцкой вышили цветы, а шубы, блузы, костюмы расшили бисером и пайетками. Так же много вышитых бисером поясов, сумочек и шляп «животных» окрасов; поскольку львовянка несколько погрузилась в атмосферу 70-х, то предложила большие сумки-бумажники. У коллекции появилось много ткани — модного в этом сезоне велюра, бархата, от воланов и оборок, соответственно, тоже никуда не денешься. Один костюм из коллекции всем особенно бросился в глаза — я его о себе назвала «костюмом для первой леди», настолько он попадал под определение элегантного протокольного наряда с национальными признаками: из белого кашемира, юбка расширяется книзу, а по пиджаку и юбке черными нитями вышиты украинские орнаменты XVII—XVIII века. Оказалось, что это любимый костюм самого дизайнера, и его сразу же отметила Екатерина Ющенко и даже сказала журналистам, что хотела бы, чтобы Роксолана пошила такой же в ее размере. Не первый раз ли за все время к пересмотру коллекцию не «роздерибанили» между собой киевские модницы, поскольку она приехала из Львова за 5 часов до показа. А следовательно, в целостном виде в настоящий момент висит в бутике Богуцкой в Fashion Lab.
Если Виктору Анисимову не нравится нынешняя мода, он сделает свою. И, поверьте, диктатором в этой ситуации будет он, а не миланские или парижские тренды. Хотя на Анисимова наговаривать не стоит — он работает профессионально и к трендам относится с уважением. На «Сезонах моды» донецкий дизайнер представил, по его словам, свою наилучшую коллекцию — «Винни-Пух». Серьезность и ответственность, стрессы и нагрузки, соответствие правилам и протоколу так замучили современную женщину, что дизайнеры предложили ей неожиданный выход — удариться в детство. К мировым освободителям женщины из лабет профессиональности и гендерности присоединился и Анисимов. Причем его коллекция сделана по всем канонам и уже в «увертюре» — первом выходе — все линии и направления стали понятными. Одна из них — трикотаж с советской визуальной версией героев Винни-Пуха: осликом Иа-Иа из нашего детства, Кроликом, пятачком, ну и Винни с пчелами, которые носят неправильный мед, трикотажные мине-платью, свитера, регланы. Вторая — облегчено клетчатое продолжение трансформеров: брюки с рядами замков, юбки поверх брюк, которые превращаются неизвестно во что, плащи с ушитыми кустами разноцветных лент. Третья — классические короткие приталенные бархатные пиджаки. Плюс шелковые юбки с воздушными шариками, короткие платья в лапчатые цветы, минималистические кожные куртки с цветными полосками. Тема радуги, как и тема Винни-Пуха красной нитью проходит сквозь всю коллекцию — цветные полоски отражают правильную в следующем сезоне завышенную линию талии, разбавляют мрачность кожанок, оторачивают трикотаж. Игривости коллекции также предоставляли ожерелье из маленьких плюшевых мишек, шарф из полосатых гольфов, смешные шапочки в виде завязанных с четырьмя рожками платочков, ошейник из больших помпонов, а невероятной стильной — сапоги анисимовского дизайна: розовые, голубые, зелени, с квадратными носами и радужными полосками. Дизайнер Ольга Громовая, пылкая поклонница таланта коллеги, на его показе в таких уже красовалась. Трикотажный Винни-Пух должен вскоре появиться у продажи, их производство обеспечивает трикотажная фирма C-Moon, которая имеет опыт продуцирования трикотажных малевичей того же автора. Меха, на котором в последнее время начал пониматься Анисимов, мы в коллекции не увидели — меховую коллекцию для компании Mido International он разработал отдельно и ездил с ней на меховой салон в Милан. «Анисимов — гений», — повторили омраченную склерозом фразу собравшиеся на показе.
Фавориты «Сезонов моды» Елена Ворожбит и Татьяна Земскова показали коллекцию «Империя ампира», впрочем их ампир оказался тихим, спокойным и ненавязчивым. Почти незаметным. Брюки-галифе на кокетке, глухие двубортные костюмы, широкие лацканы и обшлаги, массивные пуговицы, ряды пуговиц на брюках и рукавах, высокие талии, адаптированные камзолы с высокими воротниками и тому подобное. На поклон дизайнеры вышли в наполеоновских «треуголках», объяснив это тем, что в настоящий момент у нашей страны и у них тоже наполеоновские планы. Кстати, 7 апреля в Fashion Lab открывается мультибрендовый бутик, которым будет руководить Девид Фоули и в котором будет продаваться одежда тандема Земскова—Ворожбит, Лилии Пустовит и Андре Тана.
И, наконец — Лилия Пустовит. Она закрывала «Сезоны» и собрала наибольшее количество зрителей, среди собравшихся был и Роман Калин из «Гринджолов». Даже те, кто считают, что ничего особенного Пустовит не показывает, а эта коллекция и совсем скупая и коммерческая, внимательно ловят каждый нюанс на подиуме. Пытаются понять. Под национальные песни в диджеевской обработке на подиум выходят девушки с косами а ля Юлия Тимошенко. Все тенденции соблюдены — рукава-фонарики, ряды пуговиц, воланы, цветы, завышенная талия, широкие юбки к середине колена, скромный образ. Полосатое, в цветы, рябенькое. «Но я такое настрочу за полдня», — обычно в таких случаях думают начинающие, но вот эти девушки с косами берут разложенные вдоль подиума украинские сорочки, плахты, керсетки, поднимают покрывала, звучит украинская музыка — и зал неистовствует и, наверное, решает следующего воскресенья идти туда, куда посылает Пустовит — в Музей украинского народного декоративного искусства.
В этих «Сезонах» не брало участия рекордное количество хороших и раскрученных отечественных дизайнеров — Виктория Краснова, Оксана Тимонина, Диана Дорожкина, Александр Гапчук, Ирина Громова, Михаил Воронин, Анна Бабенко, а уровень показов был очень высоким. Слушайте, растут!
P.S. В ближайших номерах читайте об открытии первого в Украине профессионального шоу-рума, который работает также как бутик.
Христина Гусина
Самая модная вещь: В стиле этно-шик, лично я предлагаю этот стиль.
Самая модная деталь, аксессуар: Брошки продолжают оставаться актуальными.
Самый модный цвет: Шоколадный, бирюза с бордовым и кирпичный с болотным.
Роксолана Богуцкая
Самая модная вещь: Я думаю, что это аксессуары, которые должны дополнять любой костюм, — головной убор, котомка, возможно, перчатки. Аксессуары вообще символизируют следующий сезон, что можно было увидеть во всех показах, не только украинских. Мы предлагаем много шляпок, шапок. Я думаю, женщины уже соскучились по головных уборах. Был такой период, когда головной убор был не в моде, и бедные женщины выкручивались, как могли. Теперь, Слава богу, это снова стало актуальным. Меховые шапки, шляпы, бейсболки, если женщина придерживается спортивного стиля, разнообразные сумки разной величины, начиная от минимальных, заканчивая гипербольшими и обязательно перчатки, я уже не говорю о ремнях, которые остались из прошлого сезона.
Самые модные детали: Сегодня модно, когда всего много, потому минималистические детали остались во вчерашнем дне. Модные большие воротники с лацканами, большие асимметричные вещи, большие рукава, большие накладные карманы, большие клапаны. Какие-то такие гиперпреувеличения, эклектическое сочетание чего-то не совмещаемого. Если совсем недавно ужасно модно было сочетание не совмещаемых цветов, то на сегодня совмещаются не совмещаемые вещи — это может быть фантастическое пальто, но с романтичными рюшечками или спортивная куртка с бисерной вышивкой. Гряде безумная эклектика, которая будет очень популярной, и я ее максимально использовала в своей коллекции.
Модно и тепло одеваться, это лучшее сочетание, хорошим теплым дополнением к модному и стильному образу будут шапки и шарфики. Теплые и стильные флисовые шапки они не только согреют и защитят от холода и непогоды, но и прекрасно дополнят красивое пальто или шубку. Шапки и шарфики из флиса можно заказать по готовым образцам, а можно создать свой неповторимый образ и опытные мастера сошьют эту красивую обновку. К шапкам и шарфикам хорошо подойдут стильные флисовые перчатки и повязки, - модной сейчас быть легко, выбирайте, создавайте и будьте прекрасной!
Валентина КЛИМЕНКО