Сегодня в Театре на Левом берегу — премьера, режиссер Алексей Лисовец поставил представление «Торговке резиной» за пьесой Х. Левина, главную женскую роль в ней исполняет Олеся Журакивская, и это уже тенденция. Для актера очень важно встретить своего режиссера. Режиссер Алексей Лисовец, который поставил «Корсиканку», имеет легкую руку относительно открытия актеров, и Олеся Журакивская — не первая его ласточка. Актриса говорит, что когда текст этой пьесы читали впервые — ухо и мозг просто не воспринимали резкость фраз... Но этот материал имеет большой эмоциональный, философский потенциал. Почему люди не бывают счастливые? — будто спрашивает Левин. И отвечает: потому, что они, чаще всего, не умеют жертвовать...
Олеся Журакивская от природы активна и темпераментна, она всегда культивирует в себе любовь к жизни. «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет...» — это о ней. Коренная киянка, она хотела учиться только в Государственном институте театрального искусства в Москве, а работать лишь в Киевском театре драмы и комедии... Первая роль в этом театре — Гофмейстрина в сказке «Каприз принцессы» за мотивами «Двенадцати месяцев». Потом была еще одна сказка, «Ах, мой милый Августин». Дальше Журакивская сыграла Клодину в представлении «Любовь времен Людовика» и Филлис в комедии Алберта Герни «Сильвия». Роли второго плана постепенно вывели к главным: ее Жозефина («Корсиканка») стала настоящим триумфом как актрисы, так и Театра.
...Олесе повезли побывать во многих странах мира. Она ужасно любит Восток: пряности, ароматы, цвета... Самый любимейший город Европы — Лондон. Интересно, что в воспоминаниях Лондон для Олеси не холодный город, окутанный туманом, а солнечный земной уголок в тюльпанах, нарциссах и зеленых газонах... И, кстати, во время ее пребывания в Лондоне там не было ни одного мрачного дня.
— Олесю, из чего начался для тебя театр?
— ...Для меня театр начался с тети, родной маминой сестры. Она была актрисой музыкального театра и работала в Киевском театре оперетты. К сожалению, она умерла в достаточно молодом возрасте. Это была волшебная женщина, красивая актриса с замечательным голосом, имела меццо-сопрано с достаточно редким тембром. Именно из ее подачи я полюбила публичные выступления — петь песни, читать стихотворения... У нас в семье часто происходили семейные детские выступления, где мы с сестрой были и воздушными гимнастами, и актерами, и певцами. Мы имели большую настольную лампу, которая использовалась во время выступлений как прожектор, ее по очереди наводили на того, кто был на мнимом кону. В детстве я много уделяла внимания танцам, вокалу. Моя сестра занималась в театральной студии и некоторое время я ходила вместе с ней, за компанию... Кстати, поступление в театральный институт было большой авантюрой. Дело в том, что к театральному я вступила после того, как получила профессию технолога швейного производства. Моя мама хотела, чтобы я сначала имела образование, которое может кормить при любой власти. Я закончила Киевский техникум легкой промышленности с красным дипломом и меня брали в институт сразу на третий курс! Но я пошла в театральный.
Олеся Журакивская — Жозефина в представлении «Корсиканка».
— А в чем здесь авантюра с театральным?
— В том, что ради театрального я училась совсем другой профессии. Но совсем об этом не сожалею. И некоторое время, когда нужны были деньги, я зарабатывала именно пошивом одежды. У меня даже был свой круг клиентов, которым я шила эксклюзивная одежда. Я очень совет, что у меня есть эта профессия, и сегодня шею для себя такая одежда, которую нельзя купить ни в одном магазине...
— Слышала, что свой костюм для представления «Море...Ночь...Свечи...» ты пошила самостоятельно.
— Нет, это не так. Я просто помогала нашим театральным швеям его сшить. А сделать нужно было это только по одной ночи! Мы кроили и шили его втроем. ...
— Ты — коренная киянка, почему актерское образование решила получать в Москве?
— Да, я закончила Государственный институт театрального искусства в Москве. Не буду называть фамилию, но заслуженный артист Украины, который выкладывал в театральном институте много лет, сказал мне: «Олесю, как бы это странно не звучало из моих уст, но если ты хочешь чего-то научиться, нужно ехать или в Москву, или в Питер». Я так и сделала.
— Вступила с первого раза?
— Да. И причем вступала только в ДИТМ. Когда я впервые зашла в Театральное училище им. Щукина, энергетику этого учебного заведения я не восприняла даже в фойе — сразу почувствовала, что я там абсолютно инородное тело. Я даже на прослушивание не пошла... Но когда зашла в ДИТМ, то почувствовала, что здесь я хочу и смогу учиться. В институте было очень интересно, но помню, что первой год учебы я много плакала, ведь никогда надолго не отлучалась из дома. У меня очень хорошая семья. Я поняла, что была комнатным цветком, который боготворили и лелеяли. Мне стало страшно, когда я очутилась в неотремонтированном общежитии. Когда впервые зашла в свою комнату, то увидела там металлические пружинные кровати, зеленые стены, а на стенах надпись: «Все мужчины — сволочь!». Слезы полились градом... Это первые мои впечатления от общежития.
Для выходцев из Украины главной проблемой всегда был говор, акцент. Вообще, украинец звучало как приговор. Но когда меня прослушала преподаватель из сценического языка Татьяна Ивановна Ярош, она сказала: «Олесю, а где наш говор? Есть украинская мелодика, а говора нет». Мне это было очень приятно слышать. Дело в том, что в нашей семье все пытались говорить правильно: если по-русски, то по-русски, если по-украински, то по-украински. Хотя работать все же пришлось очень много. Вообще, что касается работы, здесь я максималистка.
— А почему ты не осталась работать в Москве?
— Это мои личные проблемы. Мне нужно было вернуться в Киев. Хотя в творческом плане по окончании вуза все складывалось очень красиво. Мой преподаватель, Владимир Алексеевич Андреев, пригласил сразу к себе в Театр имени Ермоловой. Также была возможность работать в Театре Советской армии, в «Театре на Юго-Западе», то есть выбор был интересен. Кроме того, предложили преподавать сценический язык на кафедре в ДИТМи. Но я выбрала Театр им. М.Ермоловой, в первую очередь потому, что Андреев был моим педагогом. Я понимала, что он меня всегда поддержит и в профессиональном плане, и по-человечески. Кроме того, он предложил мне главные роли — роль Майры или Кассандры в первом варианте пьесы «Орфей спускается в ад» Т.Уильямса, она называлась «Битва ангелов».
— Что для тебя ценнее всего в твоей работе?
— Когда я после представления «Корсиканка» выхожу на поклон и вижу, как люди и в дорогих костюмах, и в потертых свитерах, и старые, и молодые стоят рядом и во всех на лицах радость, во всех счастливые глаза, — вот ради этого стоит работать. Ради этого стоит репетировать не один месяц... Премии, звания — это очень относительно, тем более что в нашей стране их может иметь человек, который совсем на это не заслуживает. А человек, какая стража звания, его не имеет... Когда мы играли «Корсиканку» в Октябрьском дворце, у меня сначала было ощущение шока — настолько это огромный зал! Но когда в течение действия этот зал нам постепенно подчинялся, и, в конце концов, когда зрители смеялись, это была настолько большая энергетическая волна, что даже возникало ощущение, что тебя постоянно кто-то касается. Ощущение, что зрительский смех тебя коснулся, вуалью тебя накрыл! Это неповторимые ощущения, которые нельзя с чем-то сравнить...
— Ты считаешь себя человеком, которому везут?
— Думаю, так, считаю, что мой ангел всегда меня бережет. Даже когда я захлебываюсь слезами — понимаю, что это нужно ради того, чтобы я что-то осознала, что-то поняла, чего-то научилась...
— В большинстве случаев люди, которые фанатично захвачены своей профессией, за ее пределами, в жизни чувствуют катастрофическое одиночество. Не боишься ли ты этого?
— Думаю, что в этом мне очень повезли: я член крепкой семьи, в которой правят любовь и единство. За других обстоятельствах я бы, конечно, чувствовала это одиночество... С другой стороны, у меня много хороших друзей. И на наши отношения не влияют ни время, ни расстояние... Но когда, например, в театре мы выпускаем премьеру, я, конечно, зацикленная на работе...
— Что тебя раздражает в театральной системе нашей страны?
— По моему мнению, в нашей стране нет такой тенденции, как создание актерских имен, которая есть, например, в Москве. И если говорить о рекламе представления, то зрители, прежде всего, идут на актерское имя. Именно этот принцип используют заезжие гастролеры, которые продают билеты по невероятным ценам. Но они зарабатывают деньги... Почему у нас совсем другой подход к рекламе представлений, я не понимаю... Ведь наша страна богата на талантливых актеров...
— Какие захваты у тебя, кроме театра и прогулок старым Киевом?
— Для меня все мои вкусы — это составляющие единственного целого — театру. Я очень люблю петь, танцевать, люблю просто слушать музыку... Шить одежду — это не хобби, это моя вторая профессия. Мама была мудрой, когда настаивала на том, чтобы я получила эту профессию... В настоящий момент я понимаю, что это предоставляет мне уверенности в любое время. И как бы не сложилась жизнь, известно, что актерская профессия очень зависима, но, имея за плечами технологическое образование, я не пропаду. Кстати, я очень люблю странствовать, это мне приносит колоссальное удовлетворение. Если бы я зарабатывала много денег — я тратила бы их на путешествии. Передвижение в пространстве для меня — огромный спектр эмоций. Это познание других культур, других людей, другое представление о красоте, еде, одел, историю. Да и наша страна мне очень нравится — здесь есть и море, и горы, и поля бескрайние. Другой вопрос — социальная незащищенность человека. Мне больно смотреть на маму, которая ветеран труда, а получает мизерную пенсию... И таких людей множество...
— У тебя есть или были кумиры?
— Мне всегда хотелось быть не похожей на кого-то, а быть прежде всего собой. Даже в юношеские годы у меня никогда не было кумиров. Если говорить, кто для меня красивая женщина, то я бы назвала Софи Лорен, Анну Маньяни, Джульетту Мазину. Кроме того, они очень талантливые актрисы. Относительно вкусов, очень люблю фильмы Федерико Феллини... Вообще, я могу увлечься динамическим, ярким екшном, а могу лить слезы во время романтичного, «слюнявого» фильма... Все зависит от моего собственного настроения...
— А наследовать, копировать кого-то из больших никогда не хотелось?
— Как это ни странно, никогда. Я пытаюсь этого не допускать. Все нужно пропускать через себя, использовать свой жизненный опыт. Что я и пытаюсь делать. Очень страшно боялась кого-то копировать на первом курсе Театрального института. Я даже не ходила по театрам, чтобы, так сказать, не превратиться в обезьянку Чи-чи-чи, которая бессознательно всех копирует. Всегда хотелось найти себя.
— Что ты ценишь в женщинах?
— ...Сразу и нельзя ответить... Наверно, понятие такой глубокой, всеохватывающей женской мудрости... Я смотрю на свою маму и думаю, что именно она — носитель этой мудрости... А вообще, женщина должна быть всегда женщиной: волшебной, немного строптивой, заботливой, заботливой, немного кокетливой, и терпимой, и решительной...
— Работая в театре, имеешь свободное время?
— У меня его почти нет! Но я не сожалею. Я очень люблю свою работу! Я получаю колоссальное удовлетворение от репетиций, от представлений. Знаешь, я абсолютно уверена в том, что правильно выбрала свой путь. Это, безусловно, мое. Моя работа помогает моей душе находиться в гармонии. Получать удовольствие от того, что я делаю в театре, — это главнее всего для меня. Происходят определен живой, неостановочный внутренний процесс... Любая работа, которая, возможно, в финансовом плане была бы более прибыльной, остановила бы этот процесс, который дарует большое наслаждение от понимания и ощущения гармонии с собой, от ощущения своего внутреннего движения. И все люди с тобой только потому, что ты им нужна такая, которая ты есть.
Любовь СУБОТИНА