
Некоторые полагают, что независимо от специальности, оператор может снимать любое кино.
Однако работа кинооператора над неигровым фильмом предполагает несколько иных знаний, нежели работа его коллеги в художественном фильме.
Если в художественном фильме экстерьеры и интерьеры зданий, заводская местность, помещение лабораторий, сельские пейзажи служат лишь фоном для основного действия, то в документальном или научно-популярном фильме такие элементы являются главенствующими.
На примере сцены, снятой возле цеха, можно сказать следующее: если в художественном фильме зритель обращает внимание, в первую очередь, на диалоги или действия героев, то в неигровом всё внимание направлено как раз на то, что в художественном служит фоном — на пейзажи цеха и улиц.
Помимо обычных планов, используемых при съемках игрового кино, оператор научно-популярных фильмов использует часто особенные виды съемок: замедление и расчленение движения героев в кадре, ускорение («рапид»); цейтраферная съемка; ускорение на экране протекающих действий; макро- и микросъемка — всё это помогает раскрыть действительность, протекающих в мире явлений.
Качество отснятого материала в научно-популярном кино зачастую зависит от способности и умения оператора выбрать нужную точку для постановки камеры и как можно лучше осветить объект. Обычно в таких случаях используют искусственное освещение, которое сочетают с естественным светом. Нередко операторы во время съемок используют различные макетные и комбинированные съемки. Если в художественном фильме последнее, как правило, входит в компетенцию художника-постановщика, то в научно-популярных фильмах этим занимается сам оператор, который очевидно должен быть всесторонне развит и подготовлен к данному роду деятельности.
Хорошие операторы должны быть осведомлены в мастерстве натурной и павильонной съемки, должны владеть рядом специальных видов съемок. Изобретательный ум — еще одна важная черта хорошего оператора. Именно изобретательность поможет отыскать выразительные средства для раскрытия и переноса на экран тех явлений, которые зачастую невидны обычным человеческим глазом.
Еще не так давно кинематограф на научно-популярную тему был преимущественно кинематографом «вещей», оперируя при этом неодушевленными предметами. Опытный зритель наверняка мог заметить, что в последние годы даже научно-популярные фирмы снимают в игровом духе, воссоздавая то или иное явление в виде художественной сцены.
По материалам сайта http://kinolist.net