What in UA - Новини культури і мистецтва

Осторожно — бомба!

Архівкниги / література
Дмитро КовальчукКоментарі: 0Перегляди: 385
1
червня
2011
Осторожно — бомба!

Воздушную тревогу «объявил» Леонид Кононович в новом романе «Тема для медитации». В прошлом году Шевченковскую премию из литературы получила Мария Матиос за книгу «Солодка Даруся». В этом году львовская «Кальвария» издала книгу Леонида Кононовича «Тема для медитации». Это указывает на то, что украинцы наконец начали осмысливать тяжелый «советский» период собственной истории.

В «Даруси» на примере трех поколений показано, как безбожная и бесхозяйственная пролетарская система врывается в жизнь простого человека и калечит его. Фон — село в Западной Украине, которое принадлежало то полякам, то австрийцам, то коммунистам. Книга является красивым образцом психологической прозы модерной традиции Стефаника, Коцюбинского, Винниченко.

В «Теме для медитации» идет речь о событиях сегодняшних, уже после получения Украиной независимости, а ретроспективой подаются — в виде воспоминаний главного героя Юра или рассказов старых людей — события Голодомора 1933-го, беспорядки «шестидесятых» и ядовитое болото семидесятых-восьмидесятых.

Особенно тонкого и глубокого звучания книге предоставляют заказывание — ими переплетено всю ткань произведения; они звучат в сознании Юра, баба которого, Чакунка, была ведьмой; они расширяют несчастную судьбу одного человека к горю всей нации и дальше — к трагедии вселенских масштабов: «... и когда прошел я двенадцать демонских залогов и переплыл реку огня, которая бежала под каминным лесом, в котором водились одноглазые люди с собачьими головами, и по кремневой горе вкарабкался наконец в Верхний Мир, покинув навсегда Отхлань, на дне которой бродят нави и вечно роняют слезы все, кто потерял свою тень, — то усмотрел я перед собой долину, зеленую, языков измарагд, и на склонах той долины росли деревья с шарлатовыми стволами, подобные колоннам из ценного камню, и текла в той долине река, прозрачная и чистая, словно хрусталь, и высокое голубое небо стояло над тем миром, и когда увидел я все то, то удивился весьма и заплакал усердными слезами, потому что большая утеха поняла мое сердце...»

Рассказать о фантастических преступлениях советского режима обычным языком невозможно — человеческое сознание отказывается представлять то, что люди умирали на улицах и тела их валялись судьбе, пока не приезжала подвода, в которую закидывали мертвецов, словно дрова. Дети, которые умирают на руках у матерей, выпрашивая хлебчика, которого и крошки нет; случаи канибализма; выродки, которые «сдавали» своих родителей, односельчан во имя своего спасения или просто будучи на службе режима, комсомолки-проститутки... Разве это не демонический шабаш? И каких Армагеддону могут бояться люди, которые пережили то время?

Много фантастического есть в романе Кононовича, но рассказу об Ирий, Верхнему и Нижнему Миры, о трех дев-воинов кажутся такими же достоверными, как встреча Юра с женщиной, которая «в голодовку» поила своих детей, как то, что Чакунци представилась ее прабабушка, которую в Колиивщину сожгли как ведьму, и сказала не продавать последнее сокровище рода — волшебное ожерелье, а, чтобы дети Чакунки не умерли от голода, дала ей каравай и приказала бежать домой. Едва успела баба последнего своего сына спасти, а затем его сыну, своему внуку, выпросила в Морани еще капельку жизни, когда тот был тяжело раненный в Боснии. Такими же реальными и невероятными были пророчества бабы Чакунки, произнесенные на школьных собраниях, когда ее внука хотели исключить из школы. Рассказала она школьным учителям и комсомольским активистам, как кто умирать будет, и слова ее исполнились: того машиной задавило, другую мужчина пьяный зарубил, а руководитель «продразверстки» жил долго, но перед смертью сгнил до половины...

Книга влечет эффект бомбы — каждый, кто читал ее, говорил, что неделя читала, неделя отходила от прочитанной. История твоя, не одетая в шаровары и веночек сердючки, появляется перед тобой реальной, жестокой; ты видишь ее в описании порепаних старческих рук, в тиши покинутого села, где лишь старые остались доживать, в холоде непротопленного дома и чаде старой печки, в шелесте сорняков, которыми поросший двор, и в звоне сруба на колодце. И тогда хочется закрыть лицо ладонями и просить прощения за ужасный грех — за так легко забытые смерти: тех, кто умер от голода, тех, кого закатывали коммунисты, тех, кого ловили по лесам, языков зверей, тех, кто сгорел на чернобыльском реакторе, тех, кто спился от разочарования; за поломанные доли и обманутые идеалы...

Вы еще не осознали, что значит быть украинцем? Читайте Кононовича.

***

Киев – зеленый город с архитектурой и памятниками, памятники Киева одна из достопримечательностей столицы. Цель памятника увековечить какое то событие или воздать честь усопшему человеку, сейчас есть возможность заказать памятник по индивидуальных чертежах, и увековечить им важное событие.

Поют сельские дети
Неделя живописи - изображение предметного и беспредметного мира
Поділіться в соцмережах:twitter.com facebook.com blogger.com livejournal.ru
Ще записи на тему
Национальная бомба
Национальная бомба
Залиште коментар!

Коментар буде опубліковано після перевірки

Ви можете ввійти за допомогою свого логіна або зареєструватися тут.

(обязательно)

  • Афіша подій
  • Кіно і Театр
  • Музика
  • Образотворче мистецтво
  • Література
  • Людина і суспільство
  • Мозаїка життя
Останні коментарі
Фантастика Форума
  • GustavoNig » Легко ли быть наблюдателем, когда вокруг творится зло и нельзя вмешаться, навести порядок, защитить? Главный...
Украина победитель Евровидения 2016
  • Stasya » Хто з 2022 року? У 2016 ми ще не знали, що знову виграємо Євробачення!
  • Головна
  • Про сайт
  • Коментарі
  • Контакти
  • Архів
×
Пошук по сайту
© Новини культури та мистецтва, 2025.