
Кинематограф, к счастью, двигается вперед, оставляя, позади быстро стареющие ленты и исчезающие в памяти очертания кинозвезд. Но, безусловно, при этом все же что-то теряется.
Культовый американский режиссер Вес Андерсон пытается спасать кинематограф от занудства и формализма, стремясь вернуть ему магическую силу, которой тот владел еще тогда, когда деревья были большими, а кадры черно-белыми.
Когда влюбленные в кино хранили верность более длительную, чем влюбленные в жизни. Его магия была неуловима и неповторимая для каждого посвященного. Она и сейчас не ослабела. Вот только найти ее среди "целюлоидного шлака" становится каждый раз сложнее.
Фильм "Гостиница "Гранд Будапешт", который будем смотреть сегодня о 18.30 в кофейне "Штука" (ул. Котлярская, 8), заслуживает эпитета "роскошный, как ни один другой". Он не просто ностальгирует за красивыми декорациями периода между двумя мировыми войнами, а скорее выстраивает собственную реальность, строительными материалами для которой становятся воспоминания наших прабабушек, приключения прадедов, пожелтевшие страницы зачитанных в детстве книг, сны, которые уже никогда не вернутся.
В то же время фильм этот очень эстетский. Сложный, но понятный сюжет разворачивается как ценный подарок, который будет лишаться привлекательной обертки. Зритель постепенно становится почти соучастником приключенческой жизни консьержа элитной гостиницы вымышленной страны Зубровка (какое интригующее название!), в которой галичанин может томно узнать подзабытые черты Австро-венгерской империи или просто сказочной страны, которая почти в каждого рисовалась европейскими контурами.
Энергия фильма постепенно концентрируется на похищении дорогой картины и на всех присущих приключенческому жанру событиях: мизансценах, гонках, убийствах, аферах, однако в то же время выходит за его рамки и превращается в развернутую метафору потерянного времени - исторического, духовного, культурного, того, который закончился еще до нашего рождения.
Недаром фильм собрал невиданный звездный ансамбль актеров, ведь каждому хочется коснуться прошлого, сыграть собственную роль в сказке об истории нашего потерянного времени. Примечательно, что такой актерский купаж, несмотря на безумный риск провала, дал блестящий результат, где каждая звезда играет как действительно великий актер, а не как бронзовый памятник: Ральф Файнз, Джуд Лоу, Тильда Свитон, Эдвард Нортон, Эдриен Броуди, Виллем Дефо, Матье Амальрик, Гарви Кейтель, Билл Мюррей.
Вам гарантированы позитивные эмоции. И это будет не натянутый хохот, а сдержанный улыбка от интеллектуального удовольствия. Это будет наслаждение глазам и утешение для уставшего трагедиями ума.
Мы будто заглянем в другое пространство, к которому всегда кажется призрачно близко, уже в который раз примерима роль одиноких идеалистов, которых так часто называют чудаками, войдем в миф, где добро и зло предельно разделено, но безукоризненно убедительное. На сто минут забудем, что вся эта глазирована декадансовая роскошь поколения прабабушек и прадедушек вскоре будет разбомблена циничными параноиками, которые не читали в детстве сказок.
А потом опять вернемся в нашу реальность и сделаем правильные выводы.